Разное

Авианосцы Китая


Авианосцы – основные корабли военно-морского флота. В составе ВМФ НОАК три боеспособных авианосца. Однако в последние годы быстрыми темпами развивается строительство дополнительных авианосцев у Китая, что может создать проблему для баланса военных сил в Индо-Тихоокеанском регионе.

Авианосцы Китая в строю

История развития авианосного флота в Китае начинается с 1985 года, когда страна приобрела четыре списанных боевых кораблей для изучения. Это построенный британцами австралийский HMAS Melbourne и советские «Минск», «Киев» и «Варяг». Со временем «Варяг» подвергся переоборудованию, став первым действующим авианосцем «Ляолин».

Ляонин

«Ляонин» – изначально второй тяжёлый авианесущий крейсер «Рига» проекта 1143.6 (авианосец класса «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), который планировалось ввести в состав ВМФ СССР. 19 июня 1990 года переименован в «Варяг» в память о крейсере Русско-японской войны. «Варяг» должен был служить на Тихоокеанском флоте и поступил на вооружение в 1993 году. Корпус был спущен на воду 25 ноября 1988 года. Однако достройке корабля помешали распад СССР и экономический кризис в постсоветских республиках в сочетании со значительным сокращением средств на оборону. В конце 1991 года финансирование строительства прекратилось. Ситуация осложнилась еще и тем, что Николаевская верфь оказалась в составе независимой Украины.

Ляонин

Некоторое время строительство продолжалось на средства верфи. В покупке авианосца были заинтересованы некоторые другие страны, в том числе Китай и Индия, но этого не произошло из-за давления со стороны США и Великобритании. Россия выразила в 1993 году желание достроить корабль для своего ВМФ, но за этим не последовало финансовых средств – сам российский флот в 1990-е годы находился в глубоком кризисе нехватки инвестиций. В марте 1995 года Россия официально отказалась от корабля и передала права на него на верфь в Николаеве за долги.

Было подсчитано, что для его завершения необходимо около 250 миллионов долларов. При этом Россия потребовала демонтажа многочисленных уже установленных элементов техники и вооружения, считавшихся секретными. Готовность корабля достигла 67,77%.

Украина не была заинтересована в достройке авианосца для собственного флота, и не планировала иметь корабли такого класса. Верфь решила продать его за границу, на условиях лома. После тендера, проведенного в 1997-1998 годах, недостроенный корабль продан в 1998 году за $20 млн ( примерно в четыре раза больше стоимости металлолома) китайской компании Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada,  зарегистрированной в Макао. Официально корабль был куплен для переоборудования в плавучий гостинично-развлекательный комплекс, как и два советских списанных авиакрейсера типа «Киев», ранее проданных другим китайским компаниям. Некоторое время он считался переданным на перестройку корабля той же верфи, но в конечном итоге этого не произошло.

После буксировки в Китай в 2002 году был принят ВМФ НОАК Китая. Решено достроить его как авианосец Китая по измененному проекту. В 2012 году, после нескольких лет доводки, он поступил на вооружение как первый авианосец Китая.

Шаньдун

Шаньдун имеет некоторые конструктивные усовершенствования и способен эксплуатировать мощное авиакрыло из 40 самолетов. Созданный на основе изучения чертежей авианосцев класса «Кузнецов», опыта переоборудования «Варяга» в «Ляонин», Шаньдун – авианосец с паровым двигателем типа 002 спроектирован, разработан и построен Китаем самостоятельно.

«Шаньдун» пришвартовался в военно-морском порту Санья

Фуцзянь

Фуцзянь – первый авианосец типа 003 с плоской прямой длинной полетной палубой, 320 м в длину и 78 м в ширину, электромагнитной катапультой и блокирующим устройством, с полным водоизмещением около 80 000 тонн. Для сравнения, французский «Шарль-де-Голль» имеет в общей сложности 42 500 тонн, а его преемник, строительство которого должно начаться в 2025 году, должен достичь 75 000 тонн. Тем не менее, он остается позади 100000-тонного Джеральда Р. Форда ВМС США.

Построенный полностью в Китае с использованием отечественных материалов и технологий, что демонстрирует независимость страны в этом секторе. Это второй авианосец, использующий систему «катапультного взлёта и перехвата», после авианосцев США и Франции.

Спуск на воду «Фуцзянь»

«Фуцзянь» со встроенной электрической силовой установкой имеет самое современное технологическое оборудование, позволяющее ему конкурировать с авианосцами США. Система электромагнитной катапульты (технология, разрабатываемая с начала 2010-х годов США) может приводить в движение тяжелые самолеты. Два других китайских авианосца, находящихся на вооружении, не имеют катапультных систем. Это объясняет изогнутую форму их понтонов, которые действуют как спусковая рампа.

Третий авианосец КНР также оснащен интегрированной электрической силовой установкой, которая делает корабль менее шумным и, следовательно, менее заметным.

Новый боевой корабль получил свое название от провинции Фуцзянь, которая непосредственно обращена к Тайваню, – основной объект дипломатической напряженности между Пекином и Вашингтоном. Выбор названия, безусловно, далеко не тривиальный с политической и дипломатической точки зрения. Однако у Пекина сложилась традиция называть свои авианосцы названиями провинций страны.

В разработке (Тип 004)

Авианосец Тип 004 – модель в Плане строительства. Предполагается, что он станет итерацией авианосца Тип 003 и, как и его предшественник, будет иметь электромагнитные катапульты. В отличие от Типа 003 с обычной силовой установкой, Тип 004 больше по размеру. Эксперты предполагают, что это будет первая китайская модель авианосца с ядерной двигательной установкой и сможет генерировать достаточную мощность. Разрабатывает лазерное оружие и рельсотроны для обеспечения энергии. Ожидается, что авианосец Тип 004 войдет в строй примерно в 2030 году.

Большие планы

Фуцзянь – только первый шаг Пекина на пути к приобретению флота современных авианосцев в Китае.

К 2035 году планируется построить их шесть. Работа над четвертым кораблём началась в 2021 году на верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае.

13 декабря 2022 года СМИ материкового Китая анонсировали, что представлен прототип пятой модели. Дымоход на ней удален, что означает, что корабль будет использовать ядерную энергию без необходимости нести огромное количество топлива, что позволит загружать больше боеприпасов и улучшит боеспособность. Кроме того, площадь палубы значительно увеличена и может вместить 3 катапульты и 3 лифта, чтобы облегчить отправку самолетов и ускорить отправку палубной авиации.

Сравнение сколько кораблей и авианосцев у США и Китая

Китай обгоняет США, когда речь заходит о размерах его военно-морского флота. ВМФ Народно-освободительной армии Китая насчитывает около 340 кораблей, ВМС США – менее 300. К 2045 году Пентагон планирует увеличить количество до 355 судов, но проблема в том, что Китай стремится к количеству 420 кораблей к 2025 и 460 к 2030 году, согласно данным Пентагона.

Основная причина высокого роста производства в Китае – количество верфей. У Китая 13 верфей, из них 5 крупных с большой мощностью, две несколько меньшего размера, в то время как в США семь верфей, производящих крупные и глубоководные корабли для ВМС и береговой охраны.

В отличие от ВМС США Китай не публикует, сколько по численности военно-морских единиц, запланированных выводах кораблей из эксплуатации и, как следствие, прогнозируемых уровнях сил.

Только в период с 2014 по 2018 год Пекин мог спускать на воду больше подводных лодок, военных кораблей, десантных судов, вспомогательных средств больше, чем объединенные военно-морские Германии, Испании, Великобритании и Индии.

Джеральд Р. Форд-класс

Хотя эксперты соглашаются, что количество кораблей имеет значение в море, это не единственное. Дело в том, что американские военные корабли намного крупнее и боеспособнее, военный флот США вдвое превосходит тоннаж китайского флота.

У США 11 авианосцев CATOBAR (катапультного взлета и посадки с помощью аэрофинишера), все атомные (десять Класс Nimitz и один Класс Gerald R. Ford) – больше, чем у пяти перечисленных стран вместе взятых. Хотя это преимущество может исчезнуть.

Китай в настоящее время является «ведущей страной-производителем кораблей в мире по тоннажу» и продолжает осуществлять масштабную программу кораблестроения, выпуская новые ракетные крейсеры, ракетные эсминцы и корвети. Эти активы значительно усилят противовоздушную оборону, противокорабельные и противолодочные возможности.

Если говорит об огневой мощи, США превосходят Китай. У кораблей США более чем в два раза больше ракет, чем у китайских. Флот США имеет около 10 500 наступательных ракет корабельного или подводного базирования. ВМФ НОАК оценивает количество наступательных ракет в 4168 единиц. К 2030 году у Китая может становиться 5000 или 6000 наступательных ракет морского базирования, а у США – примерно 9500.

Только три страны претендуют на самую впечатляющую категорию авианосцев, так называемых суперавианосцев – США, Китай и Франция. Россия, Великобритания, Индия, Италия, Испания также имеют перевозчиков, но они меньше или менее способны в некотором отношении. С другой стороны, четкого определения суперавианосца не существует, хотя они и обладают некоторыми общими ключевыми характеристиками – огромные, способны управлять крупными самолётами, например самолётами дальнего радиолокационного обнаружения, исключительные авианосные авиационные крылья по назначению, количеству, соотношению.

Золотым стандартом для суперавианосцев остается США. Нынешние, класса Nimitz заменяются столь же крупными класса Gerald R. Ford. Эти 100 000-тонные «бегемоты» не имеют себе равных относительно деталей.

Китайские авианосцы, начиная с « Ляонин» подчеркивают растущий опыт и уверенность страны в авианосных операциях. Но наиболее близок к ВМС США Type-003. Он немного короче, но в остальном похож по размеру.

Программа модернизации, ориентированная на военно-морские и ракетные силы, изменила баланс сил в Тихом океане. Это означает, что территория, где США беспрепятственно действовали со времен морских сражений Второй мировой войны, снова становится оспариваемой. Китайские военные корабли и самолёты регулярно сталкиваются с кораблями и самолётами США и их союзников.

Огромный флот Китая меняет баланс сил в Тихом океане

По словам официальных лиц и аналитиков, внимательно изучающих китайские военные разработки для того, чтобы преобладать в этих водах, Китаю нужны не силы, способные разгромить США, а проекты, которые сделают вмешательство в регионе очень дорогим для Вашингтона. Китай характеризуют как «равного конкурента», который выигрывает у США не за счет сопоставления сил, а благодаря созданию критически важных «асимметрических возможностей», в том числе с помощью противокорабельных ракет и ведения подводной войны.

Начиная с 2017 году ВМФ Китая крупнейший в мире, с боевыми кораблями и подводными лодками больше, чем у США. Строительство новых кораблей продолжается с ошеломляющей скоростью. Хотя флот США и превосходит в качественном отношении, он менее рассредоточен.