История

История Китая


История Китая насчитывает около 3 300 лет, от середины правления династии Шан, когда появляются первые систематические надписи на гадальных костях. С другой стороны, если считать от археологической культуры Эрлитоу, которая представляла урбанистическую ориентацию, то это 3 700 лет.

4 100 лет, принимая во внимание легендарную династию Ся, упоминаемую в источниках династии Западная Чжоу, 4 400 лет – от легендарного императора Яо, и, наконец, 4 700 лет – от мифической эпохи трех властителей и пяти императоров. Возраст самого раннего поселения городского типа неолитической культуры нефрита Лянчжу около 5 300 лет (хотя устоялось мнение, что культура Лянчжу относится ещё к доисторическому периоду).

Доисторическая эпоха

За последние полвека китайская археология добилась больших успехов, благодаря чему сложилась довольно чёткая картина истории Китая с древнейших, доисторических, времен. Примерно к 5000 г. до н.э. Китай находился в стадии позднего неолита, с поселениями, разбросанными по бассейнам двух великих рек, Хуанхэ на севере и Янцзы на юге.

Свидетельства изготовления гончарных изделий начинают встречаться в период раннего неолита с появление земледелия и оседлого образа жизни. На более засушливом севере в основном возделывали просо, на юге – рис. По мере того как деревни превращаются в оседлые культуры, развиваются отдельные керамические традиции, демонстрирующие характерный китайский подход к форме, технике, декору, что привело к идентификации более тридцати культур позднего неолита по всему Китаю. Церемониальную роль играли предметы из нефрита.

Государство Шан (ок. 1600-1046 гг. до н.э.)

Долгий период бронзового века Китая, начавшийся в истории страны около 2000 года до н.э., ознаменовался ростом и зрелостью цивилизации. На ранних стадиях этого развития процесс урбанизации шел рука об руку с установлением социального порядка.

Артефакт археологической культуры Саньсиндуй, раннего бронзового века

В древнем Китае, как и в других обществах, механизмом, обеспечивающим социальную сплоченность, а позднее и государственную власть, была ритуализация. Поскольку большинство атрибутов ранних ритуалов были сделаны из бронзы, а ритуалы выполняли столь важную социальную функцию, возможно, в формах и украшениях этих предметов можно прочесть некоторые из центральных проблем обществ (по крайней мере, высших слоев обществ).

Вероятно, существовало несколько ранних центров бронзовой технологии, но район вдоль Хуанхэ (территория Хэнань) стал центром наиболее развитой и грамотной культуры того времени и местом политической и военной власти династии Шан, самой ранней археологически зафиксированной династии в истории Китая.

Династия Шан в китайских источниках называемая Инь, представляла правящий дом на значительной территории северного Китая, со столицей Сяотунь (недалеко от совр. Аньяна).

История государства Шан известна из поздних источников, которые причисляют его к трём древним династиям Китая в истории страны (Ся, Шан и Чжоу). Согласно историографии она была основана Чэн Тан и пришла в упадок при развратном правителе Чжоу Синь.

Винный сосуд Сыянфан

Государство Чжоу (1046–256 гг. до н.э.)

Династия Шан была завоевана народом Чжоу, который пришел с далекого верховья Хуанхэ в районе Сианя в провинции Шэньси. В первый этап правления династии Чжоу известном как Западная Чжоу, правящий дом осуществлял определенную степень «императорской» власти над большей частью центрального Китая.

Западная Чжоу – один из периодов расцвета китайской цивилизации. Материальная и духовная культура этого периода оказали глубокое влияние на будущие поколения.

Однако с переносом столицы в Лоян в 770 году до н.э. власть чжоуских правителей ослабла, и страна распалась на ряд почти автономных феодальных государств с номинальным подчинением императору.

Треножник Маогун – важный материал для изучения политической истории Западной Чжоу

Второй этап известен как Восточное Чжоу, и подразделяется на два периода – Вёсен и Осеней и Сражающихся царств, когда семь крупных государств боролись за верховный контроль над страной. Завершился он объединением Китая под властью Цинь.

Империя Цинь

Изначально вассальное государство династии Чжоу на северо-западе Цинь к середине 3 в. до н.э. захватило территории небольших государств на своих южных и западных границах, проводя жесткую политику, направленную на укрепление и сохранение власти. В 221 г. до н.э., после подчинения всех других государств, правитель Цинь принимает титул император и инициирует ряд реформ для консолидации империи.

Государственной доктриной Цинь был легизм, философская школа, сосредоточенная на правителе и его умении использовать бюрократию, поддерживаемую квазиобъективным действием законов, стандартов и правил.

Династия Цинь просуществовала недолго. Будучи тиранической в своей форме самодержавия она была свергнута в результате восстания через несколько лет после формального основания.

Бронзовые колесницы и лошади из мавзолея Цинь Шихуана

На протяжении всего своего правления Цинь Шихуан продолжал расширять империю, в конечном итоге дойдя до юга Вьетнама. Его огромная империя была разделена на командорства и префектуры, которыми совместно управляли гражданские и военные чиновники под руководством огромной центральной бюрократии. Эта административная структура служила образцом для управления в Китае вплоть до падения династии Цин в 1911 году.

Хань

Династия Хань рассматривается как переход от древних времен к средневековью в истории Китая. Из-за перерыва в процессе узурпации власти Ван Маном она разделена на Западную Хань и Восточнуь Хань.

Границы, установленные Цинь и поддерживаемые Хань, в большей или меньшей степени определяют китайскую нацию до сегодняшнего дня.

Столица Западной Хань Чанъань (совр. Сиань, провинция Шэньси) – монументальный городской центр, расположенный по оси север-юг с дворцами, жилыми кварталами и двумя оживленными рыночными площадями, – был одним из двух крупнейших городов древнего мира (второй Рим).

Летящая лошадь (период Восточная Хань), высотой 34,5 см, длиной 45 см и шириной 13 см – символ развитой литейной промышленности в древнем Китае

В период Восточной Хань столица находилась в Лояне (провинция Хэнань).

Гончарные фигурки артистов сопровождали умерших в загробном мире. Танцовщица исполняет «танец семи блюд», постукивая ногами по тарелкам, пока музыканты играют на цитре и хлопают в ладоши.

Танцовщица и музыканты (1 век до н.э. – 1 век н.э.)

Поэзия, литература и философия процветали во время правления императора У (141–87 гг. до н.э.). Монументальный труд «Ши цзи» («Исторические записи»), написанный Сыма Цянем, установил стандарт для последующих правительственных историй. Опора бюрократии на представителей высокообразованного класса, основанного на конфуцианских трудах и других классических произведениях, определяла государственное устройство Китая на протяжении многих веков.

Период раздробленности

Ван Ман, узурпировавший престол, пытался перестроить административную систему по образцам древности, но потерпел неудачу. Его правление закончилось масштабным крестьянским восстанием, первым в своем роде, названным восстанием Краснобровых (на территории нынешней пров. Шаньдун).

Десятилетия политических споров и стихийных бедствий пошатнули устои династии Хань. В 184 году вспыхнуло восстание Жёлтых повязок, спровоцированное даосской сектой Тайпиндао. Ключевым моментом стало то, что центральное правительство, стремясь как можно быстрее подавить восстание, делегировало военную и политическую власть губернаторам провинций. Империя при Гуанъу-ди страдала не только от влияния кланов, но и от их соперничества с кликами придворных евнухов.

Заканчивается история древнего Китая, начинается средневековье.

Троецарствие

Вэй, У и Шу – три государства, возникшие как владения военачальников, которые боролись за власть над страной.

Законным преемником Хань считается Вэй (220–265), основанное Цао Пи, правившим северным Китаем. Юг контролировало государство У (222–280), основанное Сунь Цюань. В регионе Сычуань и Юньнань господствовало Шу (221–263), основанное Лю Бэй.

Обозначение «Троецарствие» стало общепринятым благодаря популярному историческому роману Санго яньи 15 века.

Империя Цзинь (265–420)

Цзинь – правящий дом, основанный Сыма Янь (император У). Цзинь были преемниками династии Вэй. Территория империи Цзинь охватывала весь Китай и вначале простиралась до западных территорий (современный Синьцзян). Эпоха Цзинь делится на Западную и Восточную.

Во времена Западной Цзинь столицей империи был Лоян. После её захват Лю Яо, правителем «варварской» династии Чжао, императорский двор бежал на юго-запад. Принц Сыма Жуй (император Юань) основал новую столицу в Цзянькане (совр. Нанкин).

Северная аристократия, пришедшая вместе с императорским двором на юго-восток, была вынуждена договариваться с могущественными местными лидерами низовий Янцзы, а династический род Сыма так и не смог закрепиться в Южном Китае.

Южные и Северные династии

Период между 386 и 581 гг. н.э. в истории Китая условно называют Северной и Южной династиями, когда Северный Китай – под контролем клана Туоба из племени сяньбэй (протомонгольского народа) – был политически отделен от китайских династий, основанных в Цзянькане (Нанкине), но культурно связан с ними.

Южные династии, Наньчао 南朝 – это ряд династий, правивших южным Китаем, в то время как севером правили так называемые Северные династии, Бэйчао 北朝. Обе группы династий называются Южной и Северной династиями Наньбэйчао 南北朝.

По сравнению с ситуацией постоянных войн и классовых столкновений при Северных династиях, Южные династии были относительно стабильны с устойчивым экономическим ростом. Население Центральных равнин продолжало перемещаться на юг после серии восстаний, принося рабочую силу и производственные технологии.

Правители Северной Вэй были ярыми сторонниками буддизма, иностранной религии, использовавшейся в качестве теократической силы для идеологического и социального контроля над преимущественно китайским населением.

Даосизм претерпел дифференциацию и реформу, в результате чего трансформировался из ранних народных групп в зрелую религию относительно с полной классикой, доктринами, заповедями, ритуалами и церковными организациями.

На юге конфуцианские интеллектуалы участвовали в неодаосских дебатах на метафизические темы, а ученые монахи изучали и пропагандировали буддийские идеи, которые в какой-то мере были совместимы с даосской философией.

Империя Суй (581 – 618)

Династия Суй – относительно краткий правящий дом, воссоединивший Китай после долгих столетий разделения. Ян Цзянь (известный как император Вэнь), родственник Цзин-ди государства Северного Чжоу, контролировал императорскую армию и вынудил слабого правителя отречься от престола. После основания династи Ян Цзянь сначала объединил северный Китай, потом завоевал территорию Чэнь.

Императорский экзамен начался при династии Суй в 605 году, развился и оформился при династии Тан

К тому времени, когда Китай был объединен при Суй, страна уже пережила десятилетия относительной политической стабильности и социальной мобильности, а ее постоянная восприимчивость к внешним влияниям подготовила почву для наступления самой славной и процветающей эпохи в ее истории. Политические и государственные институты, созданные в этот короткий период, заложили основу для роста и процветания последующей династии Тан.

Империя Тан (618–907)

Если кратко, то отмеченный сильным правлением, успешными дипломатическими отношениями, экономической экспансией и культурным расцветом космополитического стиля, Китай эпохи Тан стал одной из самых великих империй средневекового мира.

Благодаря быстрому развитию сельскохозяйственных и ремесленных отраслей купцы, священнослужители и посланники из Индии, Персии, Аравии, Сирии, Кореи и Японии заполонили улицы столицы Чанъань, а иностранные языки стали нормой повседневной жизни. Зарождается «Морской шелковый путь», связывающий западную часть Тихого океана и Индийский океан.

Буддизм в его китайской форме распространился в Корее и Японии. Влияние буддизма заключалось в идеологическом содержании, особенно идея возмездия между добром и злом стала наиболее влиятельной и часто выражалась в легендарных романах.

Из-за этнической интеграции общество находилось под сильным влиянием этнических меньшинств, конфуцианская этика ослаблена, поэтому социальная атмосфера была более открытой, чем у предыдущего поколения, женщины стали свободными, а их статус относительно высоким.

Представление о превосходстве мужчин над женщинами в династии Тан практически исчезло. Женщины не были подавлены какими-то правилами, они могли выходить на улицу в любое время, делать то, что им нравится.

Империя Сун (960–1279)

Династия Сун в культурном отношении была одной из самых ярких эпох в поздней имперской истории Китая. Время больших социальных и экономических перемен, этот период в значительной степени сформировал интеллектуальный и политический климат Китая вплоть до 20 века. Первая половина эпохи, когда столица находилась в Бяньляне (совр. Кайфэн), известна как Северная Сун, до 1127.

Городские сцены на картине династии Сун

В 1125 году, когда чжурчжэни, полукочевой народ из северо-восточной Азии, вторглись в сунский Китай и захватили столицу в Бяньляне, основав на севере собственную династию Цзинь, двор Сун перебрался на юг, в Ханчжоу, где продолжал править еще 150 лет как династия Южная Сун.

Династия Сун активно поощряла морскую торговлю, предлагая «открыть океаны и обогатить страну». Правительство корректировало национальную политику, делая акцент на морскую торговлю. Императорский двор отправлял посредников за границу, чтобы привлекать больше иностранных купцов в Китай. Экономическая система имела относительно разумное налогообложение, строгие торговые законы и эффективно защищала интересы купцов. Это привело к быстрому развитию технологий судостроения и других смежных отраслей.

Китай как часть Монгольской империи

Во времена династии Юань, с 1215 по 1368 год, Китай – впервые за свою долгую историю – был полностью покорен иностранными завоевателями и стал частью крупного политического образования, огромной Монгольской империи. По иронии судьбы, в течение этого века чужеземной оккупации китайская культура не только выжила, но и возродилась.

Однако разнообразные национальные культуры династии Юань находились в процессе взаимного обмена, а не в односторонней «китаизации». В то время как монголы и сему (речь о выходцах из Средней Азии) «китаизировались», ханьцы «монголизировались». Понятно, что основное средство общения между цивилизациями – письменность .Поэтому многие ханьцы начали изучать монгольскую письменность и  фонетику, чтобы угодить высокопоставленным юаньским чиновникам. Это отправная точка и основа влияния монгольской культуры.

Юань Шизу (Хубилай-хан) на охоте

Империя Мин

После поражения юаньских монголов, династия Мин, пришедшая к власти в 1368 году, стремилась восстановить китайскую культуру, подражая династии Сун.

Изначально территория Китая расширилась, увеличилась торговлю с широким кругом государств, установились крепкие отношения со странами-данниками, включая Японию, Тибет, Среднюю Азию и Филиппиныю

Согласно историческим исследованиям, товары династии Мин, шелк, фарфор, чай, изделия из железа и т. д., были востребованы странами во всем мире, и платить за них приходилось серебром, что привело к его большому притоку в Китай. Это значительно способствовало развитию отечественной товарной и социальной экономики.

В ходе местных крестьянских восстаний династия Мин в 1644 году была свергнута маньчжурами, которые неуклонно продвигались на юг в 16 веке и к концу 17 века полностью контролировали Китай.

Империя Цин

Ослабление династии Мин в конце 16 – начале 17 веков подготовило почву для захвата Китая маньчжурами в середине 17 века. Под именем династии Цин маньчжуры правили Китаем, значительной частью Центральной Азии и другими соседними регионами до конца 19 века. В этот период Китай – одна из самых богатых и густонаселенных стран мира, в основном благодаря эффективному производству, торговле чаем и предметами роскоши (шелк и фарфор).

Расцвет Цинской династии

Императоры Цин должны были завоевать доверие научной элиты Китая, особенно в нижнем регионе Янцзы. Таким образом, инспекционные поездки на Юг играли важную роль в политике Цин. Другим вопросом было решение 1712 г. заморозить «навсегда» налог, взимаемый с крестьянского населения. Помощь при стихийных бедствиях также относилась к политике «благожелательного правительства».

Вид на китайский город, худ. Уильям Александр.

При императорах Канси и Цяньлуне Китай обладал наибольшей территориальной протяженностью, включал Маньчжурию, Монголию, Тибет, Тайвань, а также части Сибири и Уйгурскую империю в Средней Азии и Туркестане.

Полоса кризиса

В конце 18 века Китай преследуют растущие проблемы. Денежная инфляция и безудержная коррупция среди чиновничества привели к многочисленным крестьянским восстаниям. Длительный период мира способствовал резкому увеличению прироста населения. Все больше людей не могли прокормить себя.

Цинский Китай попал в так называемую «ловушку равновесия высокого уровня» при относительно высокой производительности сельского хозяйства без технического прогресса.

Разрушение самоизоляции Китая

Успех династии Цин в поддержании старого порядка стал помехой, когда империя столкнулась с растущими проблемами со стороны мореходных западных держав. Столетия мира и самообеспечения, восходящие к временам династии Мин, мало способствовали изменению отношения правящей элиты.

Бюрократическая культура Цин

Имперские неоконфуцианские ученые приняли как аксиому культурное превосходство китайской цивилизации и положение империи в центре их воспринимаемого мира. Ставить под сомнение это предположение, предлагать новшества или способствовать принятию чужих идей считалось равносильным ереси. Имперские чистки жестоко расправлялись с теми, кто отклонялся от ортодоксальности.

Китаянка с сыном, художник Уильям Александр, член миссии посольства Джорджа Макартни

Китай в 19 веке был унижен колониализмом после Опиумных войн, разорван восстаниями и поставлен на колени голодом. Большинство решающих событий 19 века произошло на юге Китая. Первая опиумная война велась главным образом вокруг Гонконга и Кантона. Шанхай был центром иностранной оккупации. А восстание тайпинов превратило части южного Китая в кратковременное квазиутопическое государство.

Политика реформы и возникновение революционного движения

В конце 19 века Китай существовал как нация только номинально. Династия Цин контролировала часть Китая, другая часть была разделена между военачальниками и иностранцами.

Цыси

Незадолго до своей смерти в 1908 году вдовствующая императрица Цыси устроила так, чтобы племянник императора Гуансюя, ее внучатый племянник Пуи, был назван последним императором Китая.

Тот факт, что править должен был еще один ребенок, и вместо него действовать новое регентство, вместе со всеми неудачами во внутренней и внешней политике, еще больше усилил революционную партию. Правительство считало, что сможет сохранить себя только в том случае, если позволит Юань Шикаю, командующему современными войсками, прийти к власти.

Однако главный регент работал против Юань Шикая и уволил его в начале 1909 года. Сторонники Юаня остались на своих постах. Сам Юань вступил в союз с революционерами, центром которых был Кантон, а бесспорным лидером – Сунь Ятсен. В это время Сунь и его сторонники уже предпринимали попытки революции, но безуспешно.

Революция 1911 года и создание Китайской Республики

Известная как Синьхайская революция она достигла кульминации в 1912 году, когда окончательно свергла цинское (маньчжурское) имперское правление над Китаем. Республика была основана в надежде создать современное государство, способное избавиться от образа упаднической формы правления и войти в сферу международного сообщества.

Нанкинская улица в Шанхае во время революции 1911 года

Однако с самого начала республика была окружена внутренней борьбой.

Китай в годы Первой Мировой войны

Китай играл второстепенную роль в Первой мировой войне (1913–18) на стороне союзников в 1917 году. После войны Гоминьдан заключил союз с коммунистами и создал сильную дисциплинированную политическую силу.

Образование КПК

Хотя социализм и коммунизм были известны в Китае давно, эта линия развития западной философии интересовала китайских интеллектуалов гораздо меньше, чем либеральные, демократические западные идеи. Было широко распространено мнение, что коммунизм не имел реальных перспектив для Китая, поскольку диктатура пролетариата представлялась уместной только в высокоиндустриальном, а не в аграрном обществе. Таким образом, в своем начале «Движение четвертого мая» 1919 года имело западные идеологические черты, но не было коммунистическим. Это изменилось с успехом коммунизма в России и теоретическими трудами Ленина.

КПК была образована в Шанхае в июле 1921 года.

Среди 12 делегатов первого коммунистического съезда был Мао Цзэдун. В Китае это событие известно как «Первая вечеря». Опасаясь рейда французской полиции, собрание вскоре было отложено и продолжилось позже в плавучем доме на Большом канале недалеко от города Цзязин.

Северный поход

Северный поход, проходившей с 1926 по 1928 год, – военная кампания Национально-революционной армии во главе с Гоминьданом против бэйянских военачальников и контролируемого ими бэйянского правительства. После его окончания национальное правительство завершило формальное объединение Китая и стало единственным режимом, представляющим страну на международном уровне.

Фотографии Северного похода

Гражданская война (1927-1949 гг.)

Гражданская война в Китае началась во многих отношениях с «Шанхайской резни» и распада Первого объединенного фронта в 1927 году. Однако основной фазой гражданской войны в Китае принято считать период с конца 1945 года по октябрь 1949 года.

Первый этап (1927-1936 гг.)

В 1927 году Чан Кайши шокировал своих союзников в Советском Союзе, очистив Гоминьдан от всех коммунистов. По его словам, он приказал всем советским советникам вернуться домой, потому что китайские коммунисты якобы замышляли захватить руководство Гоминьданом.

Чан Кайши

В марте 1927 года Чан Кайши организовал в Шанхае террор против коммунистов, которые в то время еще были союзниками Гоминьдана. Финансируемые и вооруженные современными винтовками и бронированными автомобилями, предоставленными Международным соглашением, богатые шанхайские бизнесмены и  влиятельные лидеры банд Шанхая, тысячи гоминьдановских головорезов и сотни гангстеров получили приказ Чана убить каждого коммуниста, которого они могли найти.

Полководец-антикоммунист Чжан Цзоулинь приказал совершить налет на советское посольство в Пекине, арестовав и казнив 30 коммунистических активистов, которые искали там убежища, включая Ли Дачжоу, основателя КПК. Это один из немногих случаев в истории, когда был нарушен неприкосновенный статус посольства.

Подавление коммунистической партии в 1927 году и убийство ее ключевых членов «загнали» коммунистов в отдаленные сельские районы Цзянси, где Мао Цзэдун и его сторонники создали базу и армию для самозащиты.

Красная Армия была создана в 1927 году, и после ряда восстаний и внутриполитической борьбы КПК объявила о создании в 1931 году Китайской Советской Республики под председательством Мао в провинции Цзянси.

После серии смертоносных кампаний по уничтожению, проведенных армиями Чана Красная Армия и аппарат КПК вырвались из Цзянси и отправились в свой эпический 12 500-километровый Великий поход 1934-1935 годов к новому оплоту в провинции Шэньси на севере. Во время марша Мао укрепил свою власть над КПК.

Японская оккупация. Китай в годы Второй Мировой войны

Японцы начали оккупацию северного Китая в 1931 году и к 1937 году заявили о своих правах на большую часть прибрежного Китая.

Несмотря ни на что – японскую жестокость, равнодушие союзников, внутреннюю разруху – Китай не покорился превосходящей в военном отношении Японии.

Мао Цзэдун и Чан Кайши

Второй этап гражданской войны (1946-1949 гг.)

В 1945 году японцы капитулировали, но разразилась гражданская война. 1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику. Чан Кайши и многие представители гоминьдановской элиты бежали на Тайвань.

Капитуляция Японии объявила об окончании 14-летней Войны Сопротивления против Японии

История КНР

10 октября 1949 года 55-летний лидер партии обратился к нации с площади Тяньаньмэнь, заявив, что «сегодня создано Центральное народное правительство Китайской Народной Республики».

Историю Народной Республики условно можно разделить на маоистскую эпоху и эпоху реформ и открытости.

Правление Мао Цзэдуна (1949–1976)

Марксистская революция Мао была направлена на создание Нового человека, который процветает в обществе, где классовые различия были устранены, а прогресс определялся диалектическим мышлением.

Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин (первый справа), Линь Бяо (второй слева)

При Мао решения часто принимались на основе предубеждений, без тщательного изучения их воздействия или без учета человеческих и экологических издержек. Особенности массовой политики революционной эпохи включали в себя яркие и, как правило, безосновательные кампании по поиску козлов отпущения, основанные на лозунгах кампании, направленные не только на разжигание ярости масс, но и на то, чтобы направить ее против постоянно меняющихся идеологически обозначенных «врагов», а также злобные и часто безжалостные сектантские атаки.

Эпоха реформ Дэн Сяопина (1978–1992)

В Китае при руководстве Дэн Сяопина стало разрешено частное предпринимательство сначала в сельском хозяйстве, а затем в торговле и промышленности. В двунаправленной модели государственные предприятия постепенно приватизировались (за исключением нескольких ключевых отраслей и финансового бизнеса). Наиболее важным было создание особых экономических зон в некоторых прибрежных городах, где иностранным предприятиям разрешалось инвестировать. Таким образом, Китай смог получить доступ к современным технологиям.

Видео