Российские туристы удивляются, сколько людей на улицах в Пекине, но считают, что все местное население – на одно лицо. Но это не совсем верное мнение. Население Пекина имеет свои нюансы как в возрастном, так и в национальном и количественном составе.
Пекин сочетание храмов и памятников старины с причудливой архитектурой современных высоток, тихих улочек и многокилометровых магистралей. Кто-то назвал его, и не зря, современным Вавилоном. Потому, что так же разнообразно его население – как постоянное, так и временно принятое в число жителей многоликого мегаполиса.
Особенности географического положения города
Город, имеющий почти 3000-летнюю историю, расположен в северной части Китая. С трех сторон его окружают горные массивы, отделяющие столицу от пустыни Гоби. Этим обусловлены особенности климата – зимы в Пекине прохладные и малоснежные, лету свойственны большое количество осадков и частые пылевые бури. Реки Юндихэ и Чаобайхэ служат источниками воды для столицы. Площадь Пекина составляет 16801 кв. км.
Территория Пекина равна по площади 15 Гонконгам или 21 Нью-Йорку. Она в 12 раз превышает размеры Москвы.
Районы Пекина
Столица КНР состоит из 9 городских районов и 9 пригородных. Наиболее известными из них являются:
- Гомао – центральный деловой район.
- Чаоян – престижный район, ориентированный на бизнесменов и состоятельных туристов.
- Фучэнмень – квартал финансовых организаций.
- Ичжуан – место размещения промышленных и фармацевтических предприятий.
- Чжунгуаньцунь – царство IT-специалистов.
- Сидань и Ванфуцзин – знамениты крупными торговыми центрами.
- Сичэн – исторический район, с множеством достопримечательностей.
- Хайдянь – своеобразный студенческий городок, в нем сосредоточено наибольшее количество учебных заведений.
Главная улица Пекина – Чанъаньцзе – имеет ширину 100 метров и длину 40 км.
Численность населения на 2022 – 2023 год
В 2020-м, во время пандемии, рост численности населения в Китае впервые замедлился, и по данным на начало 2023 года Индия вышла в лидеры по количеству жителей. По тем же сводкам, на 01.03.2023, Пекин является домом для 21705021 человека, из которых 6020903 – мужчины и 5488692 – женщины. Столица Китая по количеству населения в стране находится на третьем месте после Чунцина (30751600 чел.) и Шанхая (24152700 чел.).
Плотность населения столицы
Средняя плотность проживающего населения Пекина равна 1323 человека на 1 кв. км. В разных районах города этот показатель различается. Наибольшая плотность зафиксирована в центре столицы, где проживает 40 % пекинцев – 8000 человек на 1 кв. м.
Гендерный состав
Соотношение полов в Пекине практически одинаково, перекоса в сторону мужского населения не наблюдается. По данным на 1 марта 2023 года, в мегаполисе проживают 47.6 % мужчин и 52.4 % женщин.
Возрастной состав
Структура жителей столицы по возрасту:
- Дошкольники – 10.6 %.
- Школьники и студенты 7 – 17 лет – 11.4 %.
- Молодежь с 18 до 29 лет – 12.06 %.
- Взрослые до 60 лет – 42.94 %
- Пожилые люди 60 – 80 лет – 18.8 %.
- Долгожители – 4.4 %.
В последние годы в КНР складывается тенденция к старению населения. Это является отголоском политики «Одна семья – один ребенок». Да и сейчас молодые китайцы рожать не торопятся. Не исключение и Пекин – его пожилое население с 2017 года увеличилось более чем на 5 %.
Национальный состав
Подавляющее большинство жителей столицы – 95 % — этнические китайцы (хань). Остальные 5 % составляют, в основном, другие представители монголоидной расы – маньчжуры, тибетцы, дунгане, уйгуры, монголы, корейцы. Всего же в Пекине проживают представители 56 национальностей.
Уровень образования
Один из крупных городов Китая может похвастаться значительной долей жителей, имеющих высшее и среднее профессиональное образование:
- У 22.7 % пекинцев за плечами оконченный ВУЗ.
- 2.9 % имеют незаконченное высшее.
- 35.7 % получили диплом о средне-специальном образовании.
Среднее (соответствующее нашим 11 классам) образование у 15.7 % столичных жителей, неполное среднее – у 8.7 %. Закончившие всего 5 классов (8.2 %) и полностью неграмотные (1 %) люди чаще встречаются среди пожилых китайцев, чье детство прошло в глухих сельских провинциях.
Соотношение постоянных жителей и приезжих
Как в случае постоянного проживания, так и временного, у каждого человека должно быть разрешение на жительство от властей города. По последним официальным данным, численность постоянного населения Пекина составляет 86.5 %.
Транзитному пассажиру, ожидающему пересадки на другой воздушный рейс можно без получения временного разрешения стать «жителем» Пекина и свободно передвигаться по городу на срок до 72 часов.
Городское и сельское население Пекина
Примерно 18 миллионов пекинцев живут в самом городе, остальные – в пригородных поселках. Но реальное количество проживающих в черте города намного больше. В Китае существует огромная социальная и экономическая пропасть между развитыми городами и сельской местностью, где процесс урбанизации находится в зачаточном состоянии. Это провоцирует постоянный приток селян в крупные города. Многим из них не удается получить разрешение на жительство. Такие незаконные мигранты ютятся в полуразрушенных городских зданиях и довольствуются самой низкооплачиваемой работой. По приблизительным данным, их в Пекине насчитывается более 10 млн.
Иностранцы в столице КНР
Иностранные лица, так же, как и коренное население, должны получать постоянное или временное разрешение на проживание в Пекине. Из постоянных жителей – иностранцев можно выделить самую крупную диаспору – южнокорейскую. Заметную долю составляют также выходцы из Сингапура и Таиланда. Есть в городе и арабский, и африканский кварталы. Временными жителями столицы являются студенты, сотрудники международных организаций, бизнесмены.
Проблемы Пекина
Проблемы мегаполиса вытекают из двух основных причин:
- Неблагоприятного географического положения (песчаные бури, смог, нехватка водоносных артерий, расположение в сейсмически опасной зоне)
- Перенаселенности и связанных с ней избытком транспорта и бытового мусора, нехватки воды и энергетических ресурсов.
Транспорт
Пекин опоясывают 6 колец автомобильных дорог. Из города ведут 20 автотрасс, 9 из которых – скоростные. Автомобильные выхлопы составляют 22 % от всех загрязняющих атмосферу столицы агентов. Так за звание самого крупного транспортного узла КНР городу приходится расплачиваться чистотой воздуха.
Власти Пекина принимают ряд мер, чтобы снизить нагрузку на атмосферу. Например, в будние дни машины с четными и нечетными номерами ездят по графику. За порядком наблюдают многочисленные камеры. При поездке «не в свое время» можно получить штраф в 200 юаней. Кроме того, бензиновый транспорт постепенно заменяется электромобилями. Проводится популяризация передвижения на велосипеде.
На покупку легкового автомобиля в Пекине требуется квота. Ее выдают в порядке очереди, но только тогда, когда в столице умрет какой-нибудь автовладелец.
Водоснабжение
Проблема нехватки питьевой воды затрагивает не только Пекин, но и весь север государства (засушливый климат + отсутствие крупных рек). Для населения столицы недостаток воды составляет 1.5 млрд. куб. м. Да и то, что бежит из крана в мегаполисе, водой назвать можно с большой натяжкой. Жители давно привыкли закупать бутилированную воду. На уровне правительства КНР рассматривается проект перенаправления тока южных рек на север государства.
В результате нехватки воды Пекин столкнулся с еще одной проблемой. Водоносные горизонты истощаются, деформируются почвенные пласты и город начинает проседать. Особенно это касается мест, где расположено наибольшее количество высотных зданий. Скорость «ухода под землю» Пекина составляет 11 см в год.
Экология
Неудовлетворительное состояние окружающей среды в Пекине обусловлено несколькими факторами:
- Использование некачественного угля. Российский уголь плотный, при сгорании его сажа остается внизу. Китайский же – рыхлый. Сажа от него поднимается вверх. Так как Пекин расположен в низине, окружающие его горы не дают вредным выбросам подняться и рассеяться в атмосфере.
- Летом, прилетая из пустыни Гоби, город накрывают песчаные бури. Видимость сокращается до 100 метров. Бури на несколько дней парализуют нормальное течение жизни в мегаполисе.
- Смог и автомобильные выбросы.
Результаты анализов воздуха, воды и почвы не афишируются правительством КНР. Но понятно, что уровень загрязнения в несколько раз превышает предельно допустимые нормы. Медики отмечают, что здоровье жителей мегаполиса на последние годы ухудшилось. Сами китайцы давно привыкли перед выходом из дома проверять индекс качества воздуха. Некоторой защитой от вдыхания микрочастиц загрязнений являются обычные медицинские маски.
Китайские бизнесмены теперь торгуют чистым воздухом – 5 юаней банка.
Сдерживание чрезмерного роста населения
Ежегодно увеличивается пропасть между крупными китайскими городами и сельскими районами. В мегаполисах возникает перенаселение и связанные с ним проблемы, а в сельском хозяйстве не хватает рабочих рук.
Политика правительства Китая, принятая в 2005 году, направлена на усиление контроля за легальным въездом в города, выявление незаконных мигрантов, расширение площади мегаполисов, перенос промышленных предприятий за черту города, а также оказание содействия желающим перебраться на постоянное место жительства в провинцию.