Культура и традиции

Религии в Китае


Религия Китая относится к религиозным верованиям китайского народа и характеризуется плюрализмом, чему способствует и отношение государства. С самого начала существования империи оно осуществляло тщательный контроль над группами, которые могли представлять угрозу для власти и общества, сдерживая слишком активные секты и не выделяя исключительно один культ. Синкретизм и смешение – обычное явление для Китая, размывающее контуры религиозных групп. Создается впечатление не конфессий, а созвездия практик и философий.

Преобладающая религия

Особенности религиозных культов в Китае

Статистика о количестве практикующих религию в Китае в прошлом и в настоящее время, в научном смысле не может быть точной. Дело в том, что религия, как понятие современной западной культуры (宗教цзунцзяо), используется для пяти доктрин, централизованно управляемых государством. Оно не позволяет определить тех, кто не считает себя последователями этих доктрин, но, тем не менее, представляет людей, «религиозных» в фундаментальных верованиях. Это вернее определять как китайскую духовность, которая включает поклонение божествам и предкам без акцента на конкретную доктрину, то есть то, что ученые называют народными религиями. Более того, китайский подход к религии синкретический. Следование вере (конкретной) у китайцев не означает отрицание других традиций.

Анализ традиционных китайских религий осложняется и разницей в терминологии (в китайском и европейских языках), что усугубляет несоответствие между «религией» и «цзунцзяо». Если в западном обиходе «народная религия» определяет все формы поклонения богам и предкам, в Китае такие культы не имели общего названия. Под «народными учениями» (миньцзянь цзунцзяо) можно считать популярные организованные движения спасения или религиозные секты. Начиная с 1990-х годов, некоторые из подобных организаций регистрируются как филиалы Всекитайской ассоциации даосизма.

Китайские интеллектуалы предлагали идентификацию культов богов и предков как «исконную (коренную) китайскую религию» (民俗宗教миньсу цзунцзяо) или «этническую» (民族宗教миньцзу цзунцзяо). С 2015 года в официальных документах «культу богов и предков» придается особый статус, отличный от «цзунцзяо» (понимаемая как доктрина), – миньцзянь синьян民間信仰 или «народная вера».

Отношение китайцев к религии

Большинство религиозного населения китайского мира составляет те, кто не исповедает исключительно определенную религию. Люди следуют различным верованиям и практикам, образцам религиозного благочестия, уходящего корнями в имперское прошлое Китая. Это включает аспекты буддизма, конфуцианства и даосизма, практики, называемые народной религией. Посещение храмов, паломничества, фестивали, молитвы и благовония, поклонения предкам и почитание различных божеств вкупе с практиками геомантии или фэн-шуй, также гадания.

Народная религия – важная часть верований китайцев

Основные религии

В стране пять признанных религий (цзунцзяо) – буддизм, ислам, даосизм, католицизм и протестантизм. Каждая доктринальная религия в Китае имеет центральную организацию со штаб-квартирой в Пекине, укомплектованную чиновниками, лояльными к КПК. Все подчиняются государственному управлению по делам религий, которое, в свою очередь, возглавляет высший правительственный административный орган. Такая особенность регулирования и контроля религиозной деятельности имеет долгую историю в Китае. На протяжении сотен лет императоры стремились определить ортодоксальную веру и назначали многих высших религиозных лидеров.

Народная китайская религия

Миньцзянь синьян – основная религия большинства и «подлжожка» для всех остальных религиозных традиций, исповедуемых как ханьцами, так и этническими меньшинствами. Её разделяет как элита, так и простые люди. Древняя традиция включает поклонение богам природного мира, предкам, изгнание злых духов, может верить в то, что рациональный порядок структурирует вселенную во всех ее проявлениях, порядок, на который могут влиять люди и их правители. Боги и бессмертные (шэнь神 и сянь仙) могут быть прародителями семейных групп и родословных, божествами природных явлений и человеческого поведения.

Китайские народные верования

Конфуцианство

Конфуцианство, в отличие от даосизма, никогда не развивалось в отдельную институциональную структуру, по этой причине его религиозная основа не отличается от традиционной китайской религии в целом. С 2000-х годов большинство интеллектуалов стали воспринимать философию конфуцианства как свою религиозную идентичность. В 2003 году Кан Сяогуан опубликовал манифест, в котором предложил четыре реформы.

  • Конфуцианство как неотъемлемая часть формального образования, от начальной до средней школы.
  • Конфуцианство – официальная религия на законодательном уровне
  • Конфуцианство как часть повседневной жизни китайцев посредством стандартизации и развития доктрин, ритуалов, организаций и церквей.
  • Конфуцианство должно распространяться через неправительственные организации.

В 2005 году был основан Центр изучения конфуцианской религии, в школах начали внедрять госюэ国学 (классическое (китайское) образование), с 2006 года на телевидении появляются конфуцианские проповедники.

Вообще идея «конфуцианской церкви» как государственной религии берет начало в рассуждениях китайского философа Кан Ювэя, в начале 20 века стремившегося к возражению этического учения, когда оно теряло свою социальную значимости в связи с падением династии Цин. Он смоделировал идеальную «конфуцианскую церковь» по модели христианской церкви, как централизованное и иерархическое учреждение, тесно связанное с государством и «приходами» для посвящения в веру и распространения учения Конфуция.

Учащиеся начальной школы на церемонии возвращения в школу в конфуцианском храме в Нанкине

Сегодня возрождение конфуцианства проходит в разных, но вместе с тем взаимосвязанных направлениях. Это появление «конфуцианских учебных залов» (кунсюэтан 孔学堂), культивирование конфуцианских обрядов (чуаньтун лии传统礼仪), а также рождение новых (популярных) форм, как общины (шэцюй жусюэ社区儒学). Существуют религиозные организации, идентифицирующие себя как конфуцианские церкви, как Идань сюэтан (一耽学堂) в Пекине или Мэнмутан (孟母堂) в Шанхае и другие.

Даосизм

В Китае существует два основных течения даосизма – Чжэнъи, берущее начало в Школе Небесных Мастеров, скорее мирянское и ритуалистическое, и монашеское Цюаньчжэнь.

Цюаньчжэнь даоши – монахи, соблюдающие целомудрие, и поэтому храмы традиции Цюаньчжэнь считаются монастырями. Чжэнъи даоши, также известные как саньцзюй даоши («распространенные» даосские мастера) или хоцзюй даоши («домашние») –священники, которые могут вступать в брак, заниматься другой деятельностью дополнительно к религиозным службам. Они проживают среди обычных людей и практикуют обряды традиционной религии в общественных храмах или общинах.

Национальная даосская ассоциация, основанная в 1957 году, имеет штаб-квартиру в Храме Белых облаков (Байюнь Гуань) школы Цюаньчжэнь. Чжэнъи связана с Лунхушань (гора Тигра и Дракона) в провинции Цзянси.

Храмы Цюаньчжэнь постоянно открыты для прихожан для литургических практик утром и вечером, для церемоний по календарю праздников и различных церемоний. Храмы Чжэнъи объединяют семьи, чаще всего это дома деревенских божеств и они не открыты постоянно. Лидеры Чжэнъи вызываются для служб в случае церемоний или религиозных мероприятий.

Для китайцев термин «даос» (道士даоши) обозначает рукоположенного священника, который выполняет ритуалы в рамках основной диффузной религии. Исторически сложилось так, что в китайском языке нет определения для мирских последователей дао цзяо. В этом смысле «даосист» – новое слово, заимствованное из западного понимания «религии» как принадлежности религиозному институту.

Буддизм

Наиболее распространенные формы буддизма в китайском обществе – буддизм Чистой Земли и чань. «Чистая Земля» доступна для широкой публики, поскольку согласно учению даже практикующие миряне могут выйти из круга смертей и возрождений. Цель в том, чтобы адепт переродился в «Чистой земле», воспринимаемой как место, а не состояние ума.

Росписи гротов Могао представляют великолепный буддийский мир

Влияние китайского буддизма выражается в строительстве огромных статуй, пагод и храмов, начиная с 2000-х годов, в том числе Великого Будды Центральной равнины – самой высокой стати в мире.

Чань – форма буддизма Махаяны, зародившаяся в Китае в 5 веке, целью которой является просветление или пробуждение, что может быть достигнуто определенными средствами. Количество чань-буддийских монахов в Китае оценивается в 200 000 человек.

Ислам

Ислам, который появился в Китае в 7 веке, вера 10 этнических меньшинств, включая хуэй и уйгуров. Ислам в Китае в основном суннитский и присутствуют он почти во всех провинциях. Это религия абсолютного большинства в Синьцзяне, населенном уйгурами. Мусульманское население обслуживают более сорока тысяч мечетей, не менее пятидесяти тысяч имамов и десять школ изучения Корана.

Пожертвование перед молитвой Ид аль-Фитр, знаменующее окончание священного месяца поста Рамадан, в исторической мечети Нюцзе в Пекине

Христианство

Христианство (цзидуцзяо基督教, «религия Христа») включает протестантизм (цзидуцзяо синьцзяо基督教新教, «новое христианство»), католицизм (тяньчжуцзяо天主教 «религия Господа Неба»), немного православных (чжэнцзяо正教zhèngjiào). Небольшое присутствие имеет в Китае мормонизм (моэрмэньцзяо摩爾門教).

Католицизм

Римско-католические христиане присутствуют в Китае с 16 века, сегодня их насчитывается от 10 до 12 миллионов человек. С момента основания КНР сложились напряженные отношения между китайским правительством и Ватиканом.

В 1949 году Папа Пий XII «запретил католикам под страхом казни» любые коммуникации с новым китайским режимом. Со своей стороны, новый режим был полон решимости привести католическую церковь, как и остальные религии, под жесткий контроль государства. Ради этой цели была создана Католическая патриотическая ассоциация, которая могла бы посвящать в епископы без одобрения Ватикана.

Католики в Китае

Большинство католиков не рискнули сотрудничать с ней и исповедовали свою веру тайно, часто под угрозой сурового наказания. Епископов и священников заключали в тюрьму на длительные сроки. Результатом стала подпольная церковь с 6-8 миллионами сторонниками.

Все это усугубляется еще и тем, что Ватикан – единственное государство в Западной Европе, которое признает Тайвань. Поскольку китайские католики были отрезаны от реформы Второго Ватиканского Собора 1962–1965 годов, большинство из них остаются довольно консервативными, особенно в сельской местности, где церковь прочно входить в традиционную жизнь.

22 сентября 2018 года Ватикан подписал соглашение о назначении епископов, с правящей КПК. Сегодня на практике существует некоторое примирение между членами официальной и неофициальной церкви, хотя подавляющее большинство подчиняется Ватикану. Правительство не в силах остановить эту тенденцию, но в то же время не может заставить себя предоставить какую-либо автономию католической церкви, так что противостояние продолжается.

Протестантизм

Протестантизм контролируется Патриотическим движением трех автономий, основанным в 1954 году. Орган управляет теми церквями, которые с ним связаны, зарегистрированными. Но существует много незарегистрированных церквей, которые в просторечии называют «домашними» (цзятин цзяохуэй). Термин проблематичен в том отношении, что в первую очередь он относится к собраниям для поклонения в чьем-то доме, а не в часовне, особенно в сельской местности.

В настоящее время среди протестантов в Китае нет конфессиональных различий. Деноминации существовали с начала миссионерской эры в середине 19 века до 1950-х годов. К ним относятся миссионерские церкви – в основном англиканские, пресвитерианские, баптистские, конгрегационалистские и методистские, а также вдохновленные местные, большинство из которых отвергали господствующие деноминации как контролируемые иностранцами и требующими высококвалифицированного духовенства и иерархии. Они, как правило, придерживались пятидесятнического стиля организации и богослужения. В 1957 году правительство объявило все деноминации вне закона и попыталось подчинить все церкви Движению трех автономий.

Церковь раннего дождя в Чэнду (была закрыта правительством)

Сегодня в Китае можно выдели три основных подразделения современного протестантизма – пятидесятники, евангелисты и «реформаторы» или новые городские церкви. Они различаются по стилю богослужения и ориентации на вероисповедование.

  • Евангелисты могут быть «консервативными», похожими на консервативных евангелистов в США, и «либеральными», уподобляемые Билли Грэму. Евангелисты теологически консервативны и придерживаются очень буквального взгляда на Писание, хотя интерпретируют его аллегорически.
  • За ними следуют пятидесятники, преимущественно в сельской местности, тоже теологически консервативные и строго эгалитарные. Их религиозное внимание сосредоточено на Святом Духе и духовных дарах, что является основным отличием между ними и евангелистами. Помимо громкой молитвы и «говорение языками» во время поклонения, они также участвуют в духовном пении и танце и твердо верят в исцеление верой через молитву или возложение рук. Они подчеркивают чудесное и сверхъестественное, исцеление и пророчество.
  • Реформаторские общины исключительно городские и хорошо образованные. Они склоняются больше к кальвинистской теологии.

Наиболее известные неправительственные благотворительные организации – протестантские. Крупнейший и самый известный среди них фонд «Амити». Он работает по всему Китаю, оказывает помощь при стихийных бедствиях, организует социальную работу и медицинское обслуживание в беднейших районах Китая, обучает детей из сельских районов и рабочих-мигрантов, детей с ограниченными возможностями, обеспечивает уход за сиротами, проводит мероприятия по защите окружающей среды и развитию села. Основное внимание уделяется борьбе с бедностью в сельской местности.

Православие

В общей сложности в Китае проживает около 13 тысяч православных верующих – русских, албазинцев и немногих китайцев. Православная Церковь в Китае получила статус автономии от Московского Патриархата в 1956 году и имела двух китайских епископов, несколько священников и, возможно, до 20 000 верующих в начале 1960-х годов. Но она так и не оправилась полностью от потрясений «культурной революции». В декабре 2004 года в Пекине в возрасте 80 лет скончался последний китайский православный священник, отец Александр Ду Лифу. Ему так и не удалось получить разрешение правительства на открытие храма в Пекине, власти утверждали, что община (около 300 верующих) слишком мала.

Для больших торжеств на Рождество и Пасху русские священники совершают литургии  на территории посольств или консульств

Сегодня прилагаются усилия по возрождению православной жизни в Китае с разных сторон, несколько китайских студентов обучаются в российских богословских школах. Есть приходы – без духовенства – в Синьцзяне, во Внутренней Монголии и в Харбине. Московский Патриархат хотел бы, чтобы Православная Церковь была официально признана, но ее небольшой размер, похоже, является препятствием.

Религиозный состав Китая в процентах

Правительство считает, что около 200 миллионов из 1,4 миллиарда жителей Китая исповедуют какую-то религию.

  • народная религия 21,9%;
  • буддисты 18,3%;
  • христиане 5,2%;
  • мусульмане 2%;
  • индуисты <0,1%;
  • иудеи <0,1%;
  • другие 0,7% (включая даосистов);
  • религиозно неаффилированные 51,8%.

Главные священные места

Пещеры Могао (Дуньхуан/Ганьсу)
Пещеры Лунмынь (Лоян/Хэнань)
Буддийские пещеры Юньган (Датун/Шаньси)
Лэшаньский Будда (Лэшань/Сычуань)
Потала (Лхаса/Тибет)
Шаолинь (Чжэнчжоу/Хэнань)
Большая пагода диких гусей (Сиань/Шэньси)
Три пагоды (Дали/Юньнань)
Мечеть Ид Каха (Кашгар/Синьцзян-Уйгурский автономный район)

Отношение КНР к религии

На протяжении нескольких десятилетий, начиная с основания в 1921 году, КПК стремилась ограничить или уничтожить традиционные религиозные обряды, которые она считала частью «феодального» прошлого Китая.

Атеизм остается официальной партийной идеологией, членам которой запрещено исповедовать религиозную веру. Агрессивные усилия партии по искоренению всех вероисповеданий и религиозных практик в Китае достигли апогея в бурное десятилетие Культурной революции. Все храмы и церкви были закрыты или разрушены. Любая форма религиозной деятельности была запрещена, даже при насильственном продвижении культа Мао Цзэдуна, взявшего на себя роль официально разрешенной «религии».

В рамках крупных реформ и ослабления социального контроля, начатых коммунистами-технократами в конце 1970-х годов, партия приняла ряд моделей поведения, которые удовлетворяют религиозные потребности. Открывались храмы, церкви и мечети, но подозрительность коммунистов к религии сохранялась.

Тем не менее, постепенно это сменилось более либеральным отношением, поскольку власти осознали, что большая часть религиозной деятельности не угрожает правлению КПК и на самом деле может быть чем-то вроде опоры. В 2007 году председатель Ху Цзиньтао поддержал религиозные благотворительные организации и их полезность в решении социальных проблем.

Си Цзиньпин одобрил сохраняющуюся партийную терпимость к религии, поскольку она заполняет моральную пустоту, образовавшуюся на фоне быстрого экономического роста Китая. Однако эта поддержка сопровождается оговорками и ограничениями, в том числе требованием, чтобы религиозные лидеры поддерживали КПК.

Причины широкого распространения религиозных культов в Китае

Для большинства китайцев не существует проблемы со смешением религиозных обрядов. В отличие от других культур, где религиозный синкретизм и даже терпимость воспринимаются со скептицизмом или осуждением, китайцы всегда имели возможность выбирать те религиозные практики и учения, которые лучше всего отвечают им в конкретный момент. Например, если какое-то божество в определенном храме не отвечает на просьбы просителя, он переходит в другой храм и другому божеству. В целом религиозный плюрализм добавляет много вариантов, из которых китайцы могут выбирать свой путь к гармоничной жизни.

В храме Вонг Тай Син (Гонконг) полные надежд прихожане зажигают ароматические палочки на удачу за день до крупных скачек

Сегодня Китай переживает серьезное возрождение религиозной веры, особенно буддизма и протестантизма. Но в то же время происходит и всплеск культов. За последние 20 лет в Китае произошли грандиозные экономические и  социальные изменения. Миллионы людей переехали в города в поисках счастья. Но им не удалось разбогатеть, как обещала партия. Эти люди становятся жертвами причудливых культов. Некоторые харизматические проповедники формируют собственные культы из мешанины христианской истины глубоко укоренившейся народной религии и суеверий. Дело в том, что большинство простых людей по-прежнему находятся под сильным влиянием астрологии, колдовства, анимизма, синкретических учений и местных культов.

Видео