История

Великий Шёлковый путь


Великий шелковый путь – термин, обозначающий совокупность караванных путей, связывавших Восточную Азию, в частности Китай с Передней Азией и Средиземноморским бассейном, введен немецким ученым Фердинандом фон Рихтгофеном. Прежде всего, он обобщает интенсивные перевозки и культурные обмены, связанные с торговлей, основным продуктом которой был шелк.

Древний торговый и коммуникационный маршрут, официально признанный во время правления У-ди

Шелковый путь – что это такое

Сам термин «великий шелковый путь» был придуман сравнительно недавно. На протяжении долгой истории эти маршруты не имели конкретного названия. Хотя прошло почти 600 лет с тех пор, как он был закрыт Османской империей, торговые пути оказали огромное влияние на развитие древних цивилизаций и на рождение современного мира.

История

Первые «официальные» следы торгового пути начались во 2 веке до нашей эры, во времена династии Хань, хотя, по мнению историков, истоки его более древние и восходят к Царской дороге державы Ахеменидов.

Шелковый путь достиг своего пика в 7-9 веках, когда мусульмане правили в Западной Азии, а династия Тан руководила космополитической культурой в Китае. Различные сухопутные и морские пути тянулись от берегов Средиземного моря до Японии, самой восточной конечной точки культуры Шелкового пути.

Рождение Шелкового пути

В 138 г. до н.э. император Уди отправил эмиссара Чжан Цяня на крайний запад в поисках союзников для победы над народом хунну, угрожавшим крайним северным и западным границам империи. Экспедиция потерпела неудачу, так как Чжан Цянь был схвачен и заключен в тюрьму хунну, и его плен продлился 13 лет. Однако во время этой поездки эмиссар императора столкнулся со многими народами и культурами Средней Азии. В Ферганской долине он познакомился с народом государства «Даюань» (Великие Ионийцы). Это были потомки эллинской культуры, основанной Александром Македонским в Средней Азии. Так произошел один из первых и важнейших контактов между урбанизированным индоевропейским обществом и Китаем.

Памятник человеческой любознательности, предприимчивости, неутолимой жажде новых знаний и стремлению идти дальше

Чжан Цянь был очарован ферганскими лошадьми, и он понимал, что шелк, который долгое время производился в Древнем Китае, может стать отличным козырем в обмене. В 198 г. до н.э. династия Хань заключила договор с народом Центральной Азии, хунну. Император согласился отдать свою дочь правителю хунну и выплачивать ежегодный дар золотом и шелком. Китай становится первым крупным импортером ферганской лошади. Так начинается история пути.

Китай проецировал свою военную мощь на индо-греческое царство Дайюань, к северу от Бактрии, государство с центром в Ферганской долине (на территории современной Центральной Азии). Ханьскому имперскому режиму требовались ферганские лошади в таком большом количестве, что правители Ферганы закрыли свои границы для такой торговли, что привело к Ханьско-Даюаньской войне, которую Китай выиграл, благодаря ферганской лошади. В 102 году китайцы потребовали от побежденных ферганцев предоставить около тридцати «отличных лошадей» для разведения, и три тысячи ферганских лошадей «среднего или более низкого качества».

Этот успех вдохновил У-ди на размышления о том, какие ещё выгоды можно получить благодаря торговле с Западом. И начинается развитие дипломатических, военных торговых экспедиций и обменов между Востоком и Западом.

Закат Великого шелкового пути

С распадом Монгольской империи, с 15 века великий шелковый путь с его маршрутами утратил свою политическую, культурную и экономическую уникальность, распавшись под властью местных княжеств, преимущественно кочевого происхождения. Они извлекали выгоду из вымогательства торговцев, похищения путешественников, которых продавали в рабство на своих рынках.

Средневековое изображение Шёлкового пути

Сельджуки завоёвывали у распадающейся Византийской империи западный конец дороги и заложили фундамент будущей Османской империи. После падения Византийской империи Османская империя закрыла Шелковый путь, оборвав все связи с Западом. Точно также после исламизации региона китайцы стали опасаться торгового пути. Начиная с конца династии Тан, они предпочти закрыть доступ всем иностранным контактам.

Где проходил Великий шелковый путь: страны и города

Великий шелковый путь – это маршруты по суше, морю и реке через 43 страны. Путешествие по суше на караванах начиналось из столицы династии Хань, Чанъань (нынешний Сиань). В западной части торговые маршруты всегда были многочисленными и менялись с течением времени в зависимости от историко-экономических условий пересекаемых стран. Караванные пути, пересекая горные перевалы Памира, с одной стороны вели в Индию, с другой – к плато Ирана и бассейнам рек Тигр и Евфрат.

Основные маршруты

Участок в Китае, с которого начинался «путь», оставался неизмененным во времени,как можно видеть на карте, – Чанъань. В северо-западном направлении, недалеко от оазиса Дуньхуан, он раздваивается (Таримская котловина и пустыня Такла-Макан), затем воссоединялся в Кашгаре.

  • Северная ветвь состояла из двух маршрутов: из Урумчи до Алматы (Казахстан) и Коканда (Восточный Узбекистан), другой – из Кашгара до Термеза в Узбекистане и Балха в Афганистане. Оба направления соединялись с южной ветвью в Мерве (Туркменистан).
  • Южная ветвь начиналась в Кашгаре и продолжалась через горный хребет Каракорум, до Пакистана. Здесь дорога разветвлялась на два направления, одна шла к Индийскому океану и по морю достигала Персидского залива или Красного моря, другая соединялась с северной ветвью в Мерве.
На дорогах вырастали поселки и города, караван-сараи

Далее маршрут продолжался по прямой линии на запад через гористый север Ирана, в Багдад в Ираке, к Средиземному морю, через Сирию (Дамаск) и Ливан. По Средиземному морю корабли продолжали путь в Италию и Грецию, по суше торговые пути достигали Турции (на севере) или Северной Африки (на юге).

Протяженность

Огромная и сложная сеть торговых путей, как на фото, соединяющих Китай и Дальний Восток с Западом, проходящим через Среднюю Азию, на протяжении своей истории развивалась и расширялась, достигнув в общей сложности около 8000 км наземных маршрутов, к которым добавились морские и речные пути.

Сеть дорог

Товары

На протяжении тысячелетий высоко ценились шелк, хлопок, шерсть, стекло, нефрит, лазурит, золото, серебро, соль, специи, чай, лечебные травы, продукты питания, фрукты, цветы, лошади, музыкальные инструменты, а также архитектурные, философские и религиозные идеи.

Шелк на Пути

Рим был основным потребителем и импортером китайского шелка. Римляне носили на одежде редкие полоски шелка, тратили все больше золота и серебра, что приводило к нехватке драгоценных металлов. С развитием правящих элит и зарождением империи шелк ассоциировался с богатством и властью – Юлий Цезарь с триумфом вошел в Рим под шелковыми балдахинами. В течение следующих трех столетий импорт шелка увеличился, открылись торговые пути в Малую Азию и на Ближний Восток.

По мере того, как шелк шел на запад, недавно изобретенные выдувное стекло, асбест, янтарь и красный коралл перемещались на восток. Несмотря на некоторые предупреждения о пагубных последствиях торговли шелком, он стала средством обмена и дани, и когда в 408 г. н. э. Аларих Вестгот осадил Рим, он потребовал и получил в качестве выкупа 5000 фунтов золота и 4000 шелковых туник.

Способствовал культурным обменам в области одежды, тканей, архитектуры, музыки и танцев между странами вдоль маршрута

Шелк оставался популярным в Средиземноморье, даже когда Рим пришел в упадок. В Византии, восточном правопреемнике римского государства, покупка шелка истощала казну. В легенде говорится, что в 552 году н.э. два ассирийских христианских монаха, посетившие Китай, узнали секрет производства шелка и контрабандой вывезли шелковичных червей и семена тутового дерева в своих тростях. Они вернулись в Константинополь, столицу Византийской империи, и дали толчок развитию местной шелковой промышленности.

При императоре Юстиниане I константинопольские шелка использовались по всей Европе для религиозных облачений и аристократической одежды. Персы также приобрели знания о производстве шелка. Дамаск стал центром производства шелка при арабских правителях. Ко времени развития второго Шелкового пути при династии Тан появилась арабская техника окрашивания шелка, известная сегодня под названием икат.

Историческое значение Великого шелкового пути

Значение Шелкового пути выходит далеко за рамки простого обмена товарами между Востоком и Западом. Благодаря ему проходило взаимодействие между разными культурами, религиями и инновациями. По маршрутам пути Восток познакомился с христианством, ислам пришел в Азию, буддизм из Индии – в Китай.

Четыре империи

В начале христианской эры в Евразии возникла новая политическая структура. С запада на восток бок о бок существовали четыре империи – Римская, Парфянская, Кушанская и Ханьская. Эта «эпоха империй» создала первый период глобализации в истории человечества. Верования, письменность, знания, технологии распространялись через торговые сети, помогая интегрировать евразийский континент посредством обмена товарами и идеями.

Миграция и культурный обмен

Шелковый путь был не только историей купцов, кочевников и пыльных караван-сараев, он функционировал благодаря мощным военным силам, расположенным в городских центрах вдоль маршрута. Эти центры не только принимали путешественников и взимали пошлину, но и поддерживали сообщества художников всех видов. Ремесленники и музыканты путешествовали по всему региону, иногда свободно, иногда с ограничениями, или даже в качестве военнопленных.

Старинная миниатюра

На землях Шелкового пути исповедовались многие другие религии – индуизм, зороастризм, иудаизм, ассирийское христианство, манихейство, конфуцианство, даосизм, шаманизм, – но буддизм и ислам наиболее широко распространились по этому региону, оставив самый большой след в культуре Шелкового пути.

Интересные факты

В основном используемые для торговли специями морские (и внутренние речные) маршруты позволили вырасти важным прибрежным городам, которые развились вокруг наиболее посещаемых портов, Занзибар, Александрия, Маскат и Гоа.

Как канал для религии и торговли, Великий шелковый путь стал важным средством, с помощью которого развивались и распространялись азиатские боевые искусства. Согласно традиции, процесс начался с Бодхидхармы, индийского миссионера, который представил чань-буддизм в Китае в 6 веке. Этот монах из индийской касты воинов, которого в Китае зовут Дамо, стал прародителем шаолиньских боевых искусств, многие из которых стали известны как кунг-фу.

Корабли пустыни

Часть Шелкового пути все еще существует в виде асфальтированной дороги, соединяющей Пакистан и Уйгурский автономный район Синьцзян. Старая дорога послужила толчком к плану ООН по созданию трансазиатской магистрали, а Экономическая и Социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) предложила железнодорожный аналог этой дороги. Она вдохновила американского виолончелиста Йо-Йо Ма на создание проекта «Шелковый путь» в 1999 году. Он исследовал культурные традиции на своем маршруте и за его пределами как средство культурного обмена.

Китай планирует участие в ралли-рейде с 2023, которое проводится на территории России с 2009 года.

Великий Шелковый Путь сегодня

В 2013 году Си Цзиньпин предложил концепцию «Один пояс – один путь». Это амбициозная попытка улучшить сотрудничество и связь между Азией и Европой путем установления сухопутных и морских сообщений, в основном через железнодорожную систему, а также через автомобильные дороги и трубопроводы.

Инициатива направлена на укрепление инфраструктуры и коммерческих связей между Китаем и 65 другими странами вдоль сухопутного маршрута, который пересекает всю Центральную и Южную Азию, вплоть до Испании. Также планируется морской «путь», который будет связывать Китай со странами Юго-Восточной Азии, странами Персидского залива, Северной Африкой и Европой.

Инициатива рассматривается как ключевой компонент стратегии генерального секретаря Си Цзиньпина «дипломатии крупной державы», стремящейся к тому, чтобы Китай играл важную роль лидера в мировых делах в соответствии с его растущей мощью и статусом. Она была включена в Конституцию Китайской Народной Республики в 2018 году.

Маршрут Шелкового пути на карте

Карта

Видео