Восстание тайпинов, начавшееся на юге Китая, – движение милленаристов, возглавляемое новообращенным христианином по имени Хун Сюцюань, стало широкомасштабной гражданской войной и критическим поворотным моментом для Китая. Объявив себя младшим братом Иисуса Христа, Хун Сюцюань считал, что его миссия – борьба против правительства Цин.
Причины Тайпинского восстания
В то время как некоторые факторы, приведшие к восстанию, были распространены на протяжении всей истории Китая, социальная несправедливость, слабая местная администрация и коррупция, другие характерны для периода Цин. Это огромный прирост населения в 18-м и начале 19-го веков, большие масштабы внутренней миграции в поисках работы, контакт с западными идеями и религией.
В 1852 году Карл Маркс в New York Daily Tribune утверждал, что истоки тайпинского восстания, произошедшего в Китае, полностью основывались на внешних факторах (опиумная война, западное вмешательство). После опиумной войны с Великобританией Китай потерял огромное количество серебра и был практически банкротом. Это вызвало национальные беспорядки, затем привело к восстанию против Цин. Маркс также утверждал, что мятеж был поднят ханьскими крестьянскими массами, объединившимися с китайской интеллигенцией, учителями, низшими чиновниками и ремесленниками.
Взгляды Карла Маркса получили широкое признание в континентальном Китае, где коммунистическая партия относится к нему как одному из патриархов, как в теории, так и в практике революции. Тем не менее, они слишком упрощенные, поскольку Маркс упустил из виду социальные причины, не отметил ключевую роль хакка в начале движения.
Понятно, что экзогенные факторы, нельзя игнорировать, Неспособность имперской армии противостоять британцам и, как следствие, поражение в войне усугубили отвращение части китайского народа к маньчжурской императорской династии, способствуя прозелитизму секты Хун Сюцюань. Но причины восстания тайпинов в значительной степени были эндогенными, и оно явилось результатом мобилизации хакка «богоизбранным» Хун Сюцюанем.
Учение и деятельность Хун Сюцуаня
Хун Сюцюань происходил из хакка, его родители пожертвовали многим, чтобы дать ему достойное образование. Но Хун, чтобы пробиться в местную элиту, не смог сдать имперский экзамен несколько раз.
В 1837 году он познакомился с американским миссионером, который подарил ему своего рода книгу медитаций, основанную на цитатах из Библии и различных проповедей, «Добрые слова, увещевающие век», составленную протестантским евангелистом Лян Фа.
- Содержание «Добрых слов» Лян Фа рассчитывалось на то, чтобы пробудить у читателя веру в Бога и избегать Ада. В книге подчеркивалось всемогущество Бога, объяснялись различия между окончательным спасением и проклятием и моральным вырождением китайского общества. В частности, конфуцианство, буддизм и даосизм представлялись как суеверия, ослепляющие людей на пути к истинному Богу.
- Простым китайским читателям темы греха, божественной мести и искупления в трактате Ляна были представлены в историко-политическом значении. Другими словами, идею трактата можно было применять к обществу или политической единице. Китайский читатель мог интерпретировать его так, что нравственное спасение Китая требовало определенной формы общественных действий и конкретного политического компонента. А это может на самом деле потребовать нравственного возрождения в новом династическом режиме.
У молодого человека после безуспешных попыток сдать имперский экзамен произошел нервный срыв, когда он находился почти в состоянии минимального сознания, хранил молчание и вел себя странно. Основываясь на фундаменталистских евангельских памфлетах с их апокалиптическим видением (земного) Небесного Царства, основанного Мессией, отчаявшийся Хун испытал видение.
В нем Хун предстает перед Богом и его сыном Иисусом в «сияющем дворце». Перед встречей с Богом женщина (определенная Хуном как «Небесная Мать») крестит его и дарует ему новое сердце. Наконец он встречает Бога (бородатого и златовласого мужчину), который передает ему меч и приказывает бороться с ложными богами и идолами и, прежде всего, с врагами Истины, чтобы восстановить мир на земле, а молодой человек учит, как убивать злых духов.
Тем не менее, Хун не смирился с провалом, весной 1843 года он снова принял участие в государственном экзамене Гуанчжоу. После четвертой неудачи он вспомнил о своем видении, перестает быть конфуцианцем и обратился в христианство (дома заменил конфуцианские таблички божьими табличками).
Хотя он не читал «Библию», Хун Сюцюань начал продвигать христианское учение, как он его понимал, всем, кого встречал, называя это «Байшандихуй» («Общество поклонения Богу»). Он проповедовал: «Сердца людей очерствели, правительство коррумпировано, и в мире грядут катастрофы. Только те, кто верят в Бога, и присоединиться к его религии, могут избежать этого. Люди равны независимо от их достоинства. Мужчины – братья, женщины – сестры».
Хун Сюцюань сначала проповедовал в Гуанчжоу, но без особого успеха. В 1844 году Хун Сюцюань и его первый сторонник Фэн Юньшань переехали в Гуанси. Вскоре Хун вернулся в Гуандун, а Фэн остался в Гуанси, где число последователей росло день ото дня.
С 1845 по 1846 год Хун Сюцюань написал несколько произведений и обратился к миссионеру Ло Сяоцюаню с просьбой крестить его и обучить. Но Ло Сяоцюань не соглашался с взглядами Хуна на «видение». Позднее он отправился к Гуанси, где присоединился к Фэн Юньшаню, и последовательно сформулировал правила и ритуалы «Общества поклонения Богу».
Роль хакка
Тайпинское восстание возникло при ключевой поддержке хакка, культурного меньшинства среди китайского населения. Осознав связь между своим видением и христианскими трактатами, Хун смог убедить людей в своих духовных силах. Движение распространилось и привлекло новообращенных из хакка в провинции. К 1849 году у него было около 10 000 последователей. Главный вопрос заключается в том, как Общество, состоявшее в основном из хакка, превратилось в национальное движение тайпинов.
- Движение было вызвано в результате преднамеренных действий правительства по уменьшению перенаселенности в провинции Гуандун, поощряя хакка переселяться в районы, расположенные вдоль восточной части Гуанси.
- Домохозяйства хакка собираются для совместной защиты в экстренной ситуации. Провинция Гуанси со временем стала оплотом тайпинов. Этническое сознание хакка обострилось из-за бесконечных конфликтов с их кантонскими соседями. Именно эти этнические конфликты позволили движению «длинноволосых» тайпинов быстро распространиться на большие территории.
Конфликт между Обществом поклонения Богу и местными ямэнями (присутственными местами, сродни «магистрату») углублялся день ото дня. В 1850 году Хун Сюцюань с подвижниками решает бороться против династии Цин.
Участники и цели восстания тайпинов
Примерно за три года «Байшандихуй» насчитывало около двадцати тысяч последователей, большинство из которых были бедняки, сельские рабочие, угольщики, безработные, также некоторые члены Триад. Служители Бога присутствовали в Гуандуне и в Гуанси, позднее в средних и нижних провинциях вокруг дельты одного из основных рукавов Янцзы.
Сам Хун Сюцюань начал изучать Библию в Гуанчжоу при поддержке баптистского миссионера Иссахара Джейкокса Робертса. Во время его отсутствия общество породило несколько новых амбициозных лидеров – Ян Сюцина, Сяо Чаогуя, Вэй Чанхуэя, Ши Дакая. Вдохновленные революционным экстазом они превратили общество в военное движение, борющееся с региональными противниками. После нескольких успешных столкновений с цинскими военными 11 января 1851 года Общество провозгласило Тайпин Тяньго (Небесное Царство Великого благоденствия).
- На религиозном уровне Хун Сюцюань начал крестить своих последователей; как ему «наказывали» во время видений. Общество участвовало в актах иконоборчества с разрушением вотивных алтарей, священных статуэток и других религиозных симулякров. Для распространения своего «слова» он установил «шесть заповедей» – не идти по пути похоти, послушание родителям, не убивать, не воровать, не практиковать колдовство и магию, не играть в азартные игры.
- На экономическом уровне Хун Сюцюань разработал план Тяньчао Тяньму Чжиду (Земельная система Небесной династии), реформу, которая предусматривала перераспределение земли между семьями в зависимости от их размера.
- На политическом уровне приоритетом была революционная борьба против маньчжурской императорской династии. По этой причине первым революционным актом, который совершили адепты, была отмена обязательства, изданного династией Цин, брить голову и носить косу. Это наложение служило для того, чтобы отличить китайцев от доминирующей этнической группы маньчжуров. Теперь все верующие отрастили волосы, за что цинские власти называли их «волосатыми разбойниками».
В начале 1850 года Хун и его ополчение заняли деревню Цзиньтянь (Гуйпин, в районе Гуанси). Это спровоцировало вмешательство имперских войск, которым, однако, не удалось успешно выступить против «богопоклонников».
Ход событий
С самого начала война тайпинов была нацелена на богатых и влиятельных людей – помещиков, дворян и имперских чиновников. Когда повстанцы покинули свою базу в горах Гуанси и продвинулись на север к долине Янцзы, проповедуя на пути, они привлекли большое количество сторонников среди бедных и недовольных.
Начальный этап революции (1850–53)
Власти были встревожены растущим размером секты (до 30 000 последователей), что спровоцировало вмешательство имперских войск. Полномасштабное наступление было предпринято правительственными войсками в январе 1851 года в ходе так называемого Цзиньтянского восстания. Однако имперские войска были разбиты, а заместитель магистрата убит.
Несмотря на первые успехи, Хун и его последователи столкнулись с проблемами. Местное «войско зелёного знамени» превосходило их численностью, заручившись поддержкой речных пиратов, чтобы сдержать восстание в Цзиньтяне. После месяца подготовки повстанцам удалось прорвать блокаду и с боями пробиться к Юнгану, который пал перед ними 25 сентября.
Дальше они продвигались на север, пройдя через Гуанси, Хунань и Хубэй и, наконец, вниз по реке Янцзы в Нанкин. В процессе тайпинские войска побеждали, хотя и не всегда. Отсутствие координации и компетентности со стороны цинских войск делали экспансию тайпинов победоносной. По пути армия тайпинов пополняла свои ряды добровольцами из местного населения центрального Китая. Когда они осадили Чанша (Хунань) в сентябре 1852 года армия насчитывала до 120 000 человек, после завоевания Учани (совр. Ухань, Хубэй) – полмиллиона человек.
19 марта 1853 года тайпины завоевали Нанкин, а вскоре Чжэньцзян (Цзянсу) – стратегически важное место, дающее контроль над Великим каналом. В это время армия повстанцев насчитывала 2 миллиона человек.
Пик революционного движения (1853–1856)
Во время марша из Цзиньтяня в Нанкин тайпины обогатили военную систему политической системой, возглавляемой князьями (ванами),– по одному в каждом направлении света – Востока (дун-ван Ян Сюцин), Запада (си-ван Сяо Чаогуй), Севера (бэй-ван Вэй Чанхуэй), Юга (нань-ван Фэн Юньшань). Ши Дакай стал «князем-помощником» (и-ван), а Хун Сюцюань провозглашён «Тянь-ваном/Небесным Королем Десяти тысяч лет». Эти титулы сочетались не только с военными полномочиями, но и с авторитетом жрецов и возможностью «общаться» с Богом.
Политический стиль был абсолютистским и духовным. Важные решения провозглашались волей Бога, которую получали два высших вана во время сеансов транса. Некоторые официальные звания были созданы по модели «Чжоуских ритуалов» (Чжоу ли).
Следуя парадигме многих контримперий в истории Китая, тайпины провозгласили собственный календарь и изображали своего противника, маньчжурскую династию, как иноземных оккупантов и угнетателей. Разыгрывая «националистическую карту», тайпины видели в маньчжурах и религиозных противников, а именно олицетворение божьего антагониста. Борьба с Дьяволом стала важным шагом к основанию небесного царства на земле.
Ранний этап социальных установок Тайпинского царства характеризовался жестким пуританством. Запрещалось вино, табак, опиум, проституция. Практиковалось строгое гендерное разделение. Но христианская идея равенства мужчин и женщин нашла выражение в создании женских рот, доступе женщин к административным постам. Гендерная сегрегация была отменена в 1855 году, поскольку она подрывала моральный дух мужского населения.
На низших уровнях идеология мужского братства и вера в то, что все мужчины равны, определяли общественную жизнь. Общей для всех тайпинов была ненависть к богатым и влиятельным представителям традиционной системы.
Теократическое государство ввело в действие новую систему земельных наделов (тяньчаотяньму чжиду), согласно которой каждая семья получала землю по числе голов, причем все взрослые (мужчины и женщины) имели равные продуктивные доли. Частная собственность была отменена, государство получало право распределять рабочую силу и получать доходы от земли. Таким образом, правительство тайпинов находилось в традициях имперского государства, пыталось решать экономические вопросы с помощью строгой бюрократии.
Тем не менее, для крестьянских семей социальная революция, обещанная тайпинами, казалась весьма привлекательной, даже если земля теоретически принадлежала государству/Богу. Но на практике традиционные отношения между фермерами-арендаторами и землевладельцами в той или иной степени продолжались. По крайней мере, налоговая квота при тайпинах была несколько меньше. То есть эгалитаризм тайпинов не основывался на последовательном корпусе теорий.
В то время как элита тайпинов, выходцы из Гуанси, занимала все важные посты, остальная администрация находилась в ведении государственных служащих, отобранных так же, как и в имперском Китае, посредством государственного экзамена. Однако тесты состояли из христианских тем и панегириков лидерам тайпинов, то, что нужно было знать, и их было относительно легко сдавать, так что социальная база новобранцев на государственную службу постоянно расширялась. Соответственно и образовательный уровень чиновничества был посредственным, не говоря уже об идеологической приверженности тайпинскому режиму.
Поскольку между гражданскими и воинскими званиями не существовало разницы, элита тайпинов разделялась на два дворянских ранга, чиновничество – на одиннадцать. Центральное правительство включало шесть функциональных подразделений, подобно шести министерствам в имперском Китае.
В конце 1854 года тайпины предприняли северный поход, в надежде завоевать Пекин. Но кампания была недостаточно укомплектована и плохо скоординировала. В начале 1855 года тайпинские войска были отброшены недалеко от Тяньцзиня.
Кризис революционного движения и поражение тайпинов (1856–1864)
Попытка вторжения тайпинов в Шанхай летом 1862 года силами в 50 000 человек была успешно отражена. Этот год можно рассматривать как то, что может начинаться последняя глава Тайпинского царства.
Хун Сюцюань отказался от активного контроля над администрацией царства еще в 1853 году и занимался преимущественного религиозными делами посредством письменных прокламаций. Таким образом, будучи духовным лидером, он никогда не занимал по-настоящему авторитетного поста в правительстве тайпинов и тем самым подорвал положение своего двоюродного брата Хун Жэньганя «князя Гань» (наряду с Фэн Юньшанем одного и первых последователей), который был военным советником.
Влияние Ян Сюцина настолько возросло, что в 1856 году им был предпринят заговор с целью захвата власти. Конфликт между Хун Сюцюанем и Ян Сюцином имел старые корни и углублялся день от дня. Хун Сюцюань знал, что и остальные князья были недовольны Ян Сюцином. Как только Хун Сюцюань узнал о планируемой узурпации, он велел троим избавиться от Ян Сюцина. 2 сентября Ян Сюцин с семьей и двадцатью тысячами сторонников, включая членов его администрации с семьями, солдат и мирных жителей, были убиты. Хун Сюцюань назначил своих братьев князьями, что вызвало недовольство Ши Дакая. В 1857 году Ши Дакай увел армию из-под командования «небесного вана». Хотя Хун Сюцюань взял под свой контроль правительство, для тайпинского государства наступает период упадка.
Это сильно ослабило военную мощь тайпинов, как против императорской армии, так и против многих «поданных», недовольных «революционной авантюрой». Когда цинская армия получила западную поддержку, ее военные преимущества значительно возросли перед тайпинами, и всякая надежда на сохранение государства была потеряна.
Ли Хунчжан обеспечил для своей армии доход от морской таможни в Шанхае, а также подоходный налог из провинции Цзянсу. На эти средства он поддерживал Цзэн Гофаня на западе. Имея штаб-квартиру в Шанхае, Ли имел также прямой доступ к западным военным технологиям. Он приобрел 15 000 винтовок и западную артиллерию и нанял западных офицеров для обучения китайских войск.
В декабре 1863 года цинская армия освободила Сучжоу. В то время брат Цзэн Гофаня Цзэн Гоцюань начал осаду Тяньцзиня (Нанкин). Его армия прорвала стены города 19 июля 1864 года, а затем разграбила и сожгла город, убив около 100 000 человек.
1 июня 1864 года было найдено бездыханное тело Хун Сюцюаня. Причины смерти «небесного государя» точно не установлены, определенно смерть наступила из-за отравления. После осады Тяньцзина, в городе ощущалась нехватка еды, и Хун Сюцюань съел «тяньлу» (липкую смесь сорняков и каолина). Цзэн Гофань рапортовал правительству Цин, что он покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Тело Хун Сюцюаня тайно захоронили в павильоне на заднем дворе особняка Тянь-вана.
1 августа Цзэн Гофань издал самый суровый метод наказания: «убить труп и сжечь его». Тело Хун Сюцюаня извлекли из могилы, изрезали ножом и сожгли. После этого прах смешали с порохом и заложили в снаряды, затем выстрелили, чтобы полностью стереть с лица земли Хун Сюцюаня.
Ему наследовал старший сын Хун Тянгуйфу, который взошел на престол при осаде Тяньцзина 6 июня и оставался «Молодым Небесным князем» всего 43 дня (ему было 14 лет). Ранним утром 18 ноября он был казнен методом линчи тысячью резаний в Наньчане.
За падением Тяньцзина последовали кампании по уничтожению последних контингентов армии тайпинов.
Причины поражения восстания
Хотя в отношении социальных норм действовали строгие правила, они применялись только к народу, тогда как элита предавалась сожительствам, потреблению табака и опиума, купле-продаже дворянских должностей, кумовству, формированию клик и злоупотреблениям, что приводило к внутренней борьбе за власть.
Все это разрушило первоначально крепкую внутреннюю сплоченность, подорвало веру в революционный проект многих последователей. Пострадало военное единство, что поставило под угрозу последующие военные завоевания – попытка завоевать Пекин с треском провалилась.
Итоги и последствия
Революционная модель «небесного царства как политической и социальной альтернативы оказалась неэффективной и потерпела поражение. Повстанцам и революционерам пришлось искать другие модели. Это относится и к цинской империи. Так называемая Реставрация Тунчжи была направлена на примирение китайских традиций с современными западными институтами. Китая вступил в период самоукрепления, чтобы справиться с будущими вызовами.
Восстание тайпинов стало одной из самых крупных гражданских войн и трагических страниц в истории человечества, также критическим моментом для поворота Китая к современности. Недавние оценки полагают, что потери составили 70 миллионов человек.
Однако внимание историков это событие привлекает именно потому, что оно стало переломным моментом в истории Китая, изменило политическую и социально-экономическую природу имперского правительства. Если кратко, для борьбы маньчжурская династия была вынуждена провести децентрализацию, поставить региональные армии и государственные финансы под контроль местных лидеров и коренным образом изменить эволюцию Китая. Появились сильные провинциальные лидеры – военачальники начали сегментировать Китай и экспериментировать с различными формами управления в этих регионах.