Запретный город в Китае, расположенный в центре Пекина, представляет наиболее важный и хорошо сохранившийся монументальный объект, крупнейший дворцовый комплекс в мире. Он служил домом и резиденцией китайских императоров династий Мин и Цин и в Китае его чаще называют «гугун» (бывший дворец).
Название | 紫禁城/Zǐjìnchéng/Forbidden City |
Где находится | КНР, Пекин |
Стиль | Дворцовый комплекс |
Инициатор строительства | император Юнлэ |
Годы строительства | 1406–1420 |
Архитектор | Куай Сян |
Стоимость посещения | С апреля по октябрь – 60 юаней, с ноября по март – 40 юаней. Для посещения галереи сокровищ, которая расположена во дворце безмятежного долголетия, зала часов во дворце преданности дополнительно 10 юаней |
Время работы | С 1 апреля по 31 октября – с 8.30 до 17.00 (билеты можно приобрести до 16.00), с 1 ноября по 31 марта – с 8.30 до 16.30 (билеты до 15.30). Выходной – понедельник |
Особенность | Ограничение на посещение в 80 000 посетителей в день |
История
Запретный город – императорский дворец двух китайских династий, Мин и Цин, в Пекине, до 1911 года. На протяжении веков он принял 24 императора, из них 14 – династии Мин.
В 1644 году во время крестьянской войны предводитель восстания Ли Цзычэн провозгласил себя императором империи династии Шунь. Но вскоре в Северном Китае добились господства маньчжуры.
На церемонии, проведённой в Запретном городе, на престол был возведён Шуньчжи в пятилетнем возрасте и объявлен правителем всего Китая. За годы династии Цин было внесено несколько изменений в главный дворец и поменялись названия некоторых павильонов.
Строительство
Работы начались в 1406 году по приказу императора Юнлэ династии Мин на месте резиденции Хубилай-хана, основавшего династию Юань, в Даду (Пекин). В 1369 году император Хунъу династии Мин приказал снести дворцы монгольской династии. Когда столица была перенесена из Нанкина в Пекин, во времена правления Юнлэ, на месте снесённого дворца началось строительство нового дворцового комплекса.
Масштаб проекта был впечатляющим, но более впечатляющие сроки, в которые он был завершен. Примерно десять лет потребовалось только на то, чтобы собрать необходимые строительные материалы. Бревна сплавлялись по реке, и их доставка в Пекин занимала до четырех лет, а гигантские мраморные плиты из отдаленных карьеров можно было транспортировать только по ледяным дорогам в разгар зимы. Это было колоссальное предприятие само по себе, но для фактического этапа строительства, продолжавшегося с 1417 по 1420 год, использовался труд миллиона подневольных рабочих и 100 000 мастеров.
Сегодня Запретный город в Пекине – это музей, в котором представлены художественные и культурные сокровища китайской истории. Он может являться одним из пяти величественных дворцов мира, наряду с Версалем, Букингемским дворцом, Белым домом и Кремлем.
Происхождение названия
Цзыцзиньчэн (紫禁城) означает «запретный пурпурный город». Название происходит от «Пурпурный запретный небосвод» (Цзывэйюань), один из трёх небосводов (традиционной китайской культуры)
Резиденция Небесного императора (Творца, бога, управляющего небом и землей, вселенной и всем сущим) Пурпурный дворец (紫宫/zǐ gōng) – Полярная звезда. Император на земле называет себя «天子/tiānzǐ»/сыном неба (согласно божественному праву королей) и использует слово «紫» (цзы/пурпурный), подражая названию жилища бога на небеса, – резиденция «императора (天子/tiānzǐ), который отвечает за поддержание мирового порядка по приказу Небесного императора».
Запретный город – территория, символизирующая центр мира на земле в виде дворца, где жил император, правивший землей по мандату небес. «Сын неба смотрит на юг» и дворец императора расположен на севере.
Китайцы называют памятник Гугун (бывший дворец), имея в виду, что он был заселён в прошлые времена.
Запретный город в цифрах
Шириной 753 м. с востока на запад и длиной 961 м. с севера на юг, площадью 72 га (720 000 кв. м.) – это крупнейший дворцовый ансамбль в древнем мире. Он состоит более чем из 980 зданий, окружён рвом шириной 52 метра. Высота стены длиной 3,4 км составляет 8 метров, при ширине у основания около 9 метров и верха – от 6 до 7 метров.
Как добраться
- Метро: по линии 1 до Тяньаньмэнь-Восточная/Тяньаньмэньдун (выход A) или Тяньаньмэнь-Западная/Тяньаньмэньси (выход B), откуда дойти до башни Тяньаньмэнь. Второй вариант — по линии 2 до станции Цяньмэнь (выход А).
- Автобус: № 1, 2, 52, 59, 82, 120 до Тяньаньмэньдун, № 1, 5, 52 до Тяньаньмэньси.
Что следует знать перед посещением
Практически невозможно приобрести билет онлайн, поскольку для этого требуется китайская кредитная карта или счёт в китайском банке. В кассу лучше приходить рано утром, до открытия, таким образом постараться избежать скопления людей.
Дворцовый ансамбль настолько велик, что даже подумать о том, чтобы посетить его весь за раз, не стоит. Кроме того, не все территории открыты для посещения. Чтобы посетить значительную его часть рекомендуется посвятить этому как минимум целый день.
Здания центральной оси
В каждом углу стен сторожевая башня. Вдоль стен по 4 сторонам света 4 главных ворота. Большинство основных зданий покрыты жёлтой и белой глазурованной плиткой, хозяйственные постройки – красной плиткой. Основания – всегда мраморные террасы.
Что выделяется в этом комплексе, так это его симметрия. Главные здания расположены на идеальной оси север-юг, с парадным проспектом, который когда-то проходил через весь город и соединял его ворота.
Полуденные ворота (Умэнь)
Возвышающийся павильон Меридианных (Полуденных) ворот на юге очень эффектен. В настоящее время это единственный возможный вход, остальные ворота используются изредка или по практическим причинам.
Умэнь выходят на юг, откуда открывается вид на площадь Тяньаньмэнь, где расположены кассы. Они находятся прямо на оси симметрии и были построены одновременно с дворцом, между 1407 и 1420 годами. Это внушительный форт высотой почти 38 метров, вогнутой планировки с пятью башнями, что придаёт ему образ летящего Феникса. Отсюда и другое название – Уфэнлоу (башня пяти фениксов).
Врата Высшей Гармонии (Тайхэмэнь)
Пройдя через Умэнь, посетитель попадает в большой двор, окружённый толстыми стенами. Его площадь 10 000 квадратных метров, но представляет собой лишь треть следующего двора. Двор пересекает Внутренняя Река Золотой Воды, с пятью мраморными мостами, перекинутыми через неё.
На северной стороне находятся Врата Верховной гармонии, окруженные небольшими воротами Чжэнду и Чжаодэ. Они отделяют первый двор от двора Зала Верховной гармонии, главного дворца Запретного города. Их охраняют два бронзовых китайских льва-стража (ши). Это здание длиной около 20 метров, построенное на мраморном фундаменте высотой до 2 метров. К нему ведут две лестницы, обе из мрамора с украшенными балюстрадами.
Зал Высшей Гармонии
Из ворот Верховной гармонии попадаешь на площадь зала Верховной гармонии, где находится трехуровневая мраморная терраса и «три великих зала» – Тайхэдянь, Чжунхэдянь, Баохэдянь. Форма площади напоминает китайский иероглиф 王 (ван/титул правителя).
Тайхэдянь – крупнейшее здание Запретного города, которое по архитектурным нормам и изысканному декоративному мастерству занимает главное место среди древних китайских зданий. Он расположен на видном месте на главной оси Запретного города. Это был важнейший церемониальный центр, здесь проводились интронизация императора и назначение императрицы, отмечались дни рождения, свадьбы и другие мероприятия, как празднование зимнего солнцестояния, китайского Нового года и объявления войны. Здесь император принимал высших чиновников и, прежде всего, иностранные делегации.
Когда посетитель поднимается по одной из трех внушительных лестниц, он не может не заметить 18 бронзовых треножников (дин). Каждый из них представляет одну из национальных провинций того времени.
На мраморных террасах балюстрады украшены журавлями и бронзовыми черепахами, символами господства и вечного долголетия. Перед зданием также стоят два резервуара из позолоченной бронзы, они использовались для хранения воды на случай пожара.
Высота зала 35 м (более 37 м., если учесть декор крыши), ширина 64 м., длина 37 м. 72 колонны, расположенные в шести рядах, поддерживают крышу. Двери и окна украшены резными облаками и драконами. Внутри пол выложен специальным кирпичом, который со временем стерся. Лучший символ императорской власти — «драконий престол» из камфорного дерева. С него император председательствовал и вершил государственные дела. Трон установлен на платформе высотой около 2 метров и к нему ведут по семь ступеней, расположенные в центре и по бокам.
Вокруг трона четыре пары предметов обстановки – бронзовые журавли, курильницы-слоны (баосян), треножники в форме лудунь (мифический зверь с рогом во лбу), павильоны благовоний.
В центре потолка вмонтирован кессон, похожий на балдахин. В нём изображен гигантский извивающийся дракон. Он опустил голову и исторгает изо рта «Зеркало Суаньянь» – большой металлический шар, вокруг которого шесть небольших металлических шаров.
Согласно легенде, если на трон сядет кто-то, кто не получил Небесного мандата, Зеркало Суаньянь упадет и убьёт узурпатора императорской власти. Говорят, что Юань Шикай боялся, что Зеркало Суаньян убьёт его, поэтому приказал переместить трон на 2 метра назад (север). Хотя трон Юань Шикая позже был заменен троном Цзяцзина династии Мин, позицию сохранили (передняя часть ступенек квадратной платформы находится прямо под Зеркалом Суаньянь, а не под троном).
Зал Центральной гармонии
Здесь император готовился к важным жертвенным обрядам, проверял качество семян, которые использовали на алтаре божества земледелия. Это был что-то вроде зала ожидания перед приёмом министров или государственных служащих.
В Чжунхэдянь находится трон, по обе стороны от которого золотые лудунь (символ великой мудрости и ума императора), и паланкины (на них император передвигался по Запретному городу). Существовали строгие правила относительно использования определённого типа портшеза. Сбоку расположены бронзовые кадильницы.
Зал Сохранённой гармонии
Павильон использовался для банкетов во время крупных церемоний, например, в честь свадьбы принцессы. Император также использовал его для развлечения некоторых высокопоставленных, достойных чиновников и членов их семей, тех, кто хорошо служил правительству. Ежегодно накануне Нового года здесь устраивался банкет в честь губернаторов провинций, монгольских князей, некоторых гражданских и военных чиновников.
В 1789 году император Цяньлун решил, что заключительный этап обязательных национальных экзаменов, который позволил значительной части китайского населения получить высшее образование, будет проводиться в Баохэдянь.
Это был высший уровень имперской экзаменационной системы в национальном масштабе, и поэтому император почтил первых десять успешных кандидатов, читая поданные ими журналы.
За залом может находиться императорская мраморная дорожка, украшенная драконами и облаками. Эта рампа сделана из цельного куска мрамора длиной более 16 метров.
В дождливые дни есть возможность насладиться захватывающим видом на тысячу драконов, извергающих воду. Вдоль колонн трехъярусной террасы, ведущей к трём павильонам, размещено 1412 мраморных голов драконов, с этими архитектурными особенностями китайские мастера совместили систему дождевой канализации.
Ворота Небесной Чистоты (Цяньцинмэнь)
Прежде чем пересечь Врата Высшей Гармонии и получить доступ к основным зданиям, направившись на восток и запад внутреннего двора, можно посетить галерею каллиграфии и живописи, расположенную в зале боевой доблести, галерею керамики в зале Литературной славы. В некоторых боковых дворцах иногда проводятся временные выставки разной тематики, от научных инструментов и предметов повседневного использования до императорских подарков.
Врата Небесной чистоты отделяют внешний двор от внутреннего и отмечают вход в частные территории Запретного города, где находились жилые помещения.
Дворец Небесной Чистоты
Резиденция императора Мин, олицетворявшего Ян и Небеса.
Дворец Земного Спокойствия
Резиденция императрицы Мин, олицетворявшей Инь и Землю. Здесь проходили свадьбы.
Зал Единения и Мира
Между двумя дворцами находится Зал Единения и Мира, где во времена династии Мин Инь и Ян создавали гармонию. Во времена династии Цин императрица проводила в этом павильоне церемонии по разным поводам, например, по случаю своего дня рождения. По случаю зимнего солнцестояния и праздника весны сюда приходили знатные люди, чтобы засвидетельствовать свое почтение императрице.
Здесь сохраняется 25 императорских печатей династии Цин, клепсидра, водяные часы 1745 года с пятью бронзовыми вазами и калиброванной шкалой, а также механические часы 1797 года.
В интерьерах трёх зданий проходят выставки, в которых представлены императорские коллекции.
Императорский сад
За тремя залами находится Императорский сад – небольшой прямоугольник, состоящий из череды садов и павильонов разных форм.
Доминирующая постройка в саду – Императорский храм мира, окружённый стеной. Прямо перед ним находится 400-летняя сосна, символизирующая гармонию между императором и императрицей. Дверь в зал от злых духов защищают два золотых лудунь. Храм посвящён даосскому божеству воды, помогающему защитить Запретный город от пожаров.
Другие здания в Запретном городе
После пересечения города через внешний и внутренний дворы, главная достопримечательность восточного крыла – шесть восточных дворцов, куда легко добраться от дворца Земного спокойствия. Как и в восточном крыле, в западном крыле также можно найти шесть дворцов.
Шесть Восточных и шесть Западных дворцов
Восточные дворцы, построенные в 1420 году, предназначались для императорских жён и наложниц. В настоящее время они используется как выставочные залы культурных реликвий.
Недалеко от них находится Дворец безмятежного долголетия, построенный в 1772 году императором Цяньлуном как место для уединения после его отставки.
В западном крыле ещё один жилой комплекс, предназначенный для размещения жён и наложниц императора, а в нескольких шагах от него находится Зал Совершенствования разума, построенный императором Цзяцзином в 16 веке.
Зал Совершенствования Разума
Построенный как место отдыха императора в 18 веке он стал постоянной резиденцией правителей с тех пор, как в него переехал Юнчжэн, чтобы не спать в том месте, где умер его отец. Здесь можно увидеть то, что считается кабинетом императора, комнату с троном, стоящим за столом.
Павильон Дождя и Цветов
Павильон расположен в западной пристройке внутреннего двора, его видно практически из любой точки северо-западной части города. Павильон увенчивает высокая башня, карнизы которой охраняют четыре больших золотых дракона. Построенное во времена Цяньлуна здание представляло буддийский храм и место, где император скандировал сутры. Здесь проводились службы, а в интерьере много статуй Будды для поклонения.
Дворец Мира и Долголетия
Во Дворце мира и долголетия, где жили вдовствующая императрица династии Мин и императорские наложницы, сегодня расположены различные выставки и музеи.
История достопримечательности
Запретный город – третий императорский дворец в Пекине. Первый приходится на времена династии Цзинь, второй – при династии Юань.
Сооружение и династия Мин
Строительство мощных стен шло рука об руку с возведением павильонов. Ближе к концу проекта были построены Умэнь – главные ворота в Запретный город. В 1420 году император Юнлэ стал первым из двадцати четырех правителей, поселившихся в Запретном городе, хотя и умер четыре года спустя.
Со временем многочисленные здания на территории комплекса были разрушены, перестроены и переименованы, но его дворец служил домом для тринадцати императоров Мин, а после маньчжурского завоевания Китая в 1644 году – ещё для десяти императоров династии Цин.
Династия Цин
В 1644 году армия Ли Цзычэна восстала против династии Мин и оккупировала Пекин. Часть Запретного города пострадала в пожаре. Династия Цин, основанная маньчжурами, изгнала Ли Цзычэна из Пекина и отремонтировала Запретный город. Здания, уцелевшие от пожара, сохранили тот же ханьский колорит, в отремонтированные здания добавили черты маньчжурской архитектуры.
После революции
После Синьхайской революции в октябре 1911 года, Пу И отрекся от престола в феврале 1912 года по просьбе Юань Шикая, но в качестве «льготного условия» временного правительства Китайской Республики ему и его малому двору разрешили оставаться в старых императорских покоях в задней части дворцового комплекса до 1924 года.
Однако, когда Фэн Юйсян инициировал пекинский переворот в октябре 1924 года, Пу И и другим членам императорской семьи было приказано покинуть Запретный город 5 ноября. 10 октября 1925 году он открылся как Национальный дворец-музей. Его коллекция насчитывает 1,8 миллиона предметов, включая живопись, керамику, документы (примерно 85% от общего количества – культурные артефакты, оставленные династией Цин).
Дворцовый музей на Тайване
В 1930-х годах японское вторжение в Северный Китай побудило китайское правительство переместить часть фондов Дворцового музея в Нанкин, а затем в Шанхай и другие места. После окончания ВМВ разрозненные коллекции были вновь собраны в Нанкине, но в 1948-49 годах вывезены гоминьдан на Тайвань, где хранились в пригороде Тайбэя Тайчжуне, пока не были размещены в своем новом доме в 1965 году.
При КНР
Многие революционеры ассоциировали Запретный город с феодальной системой, которая долгое время заставляла сотни миллионов бедных крестьян страдать в ужасающей нищете, но Мао решил не удовлетворять опрометчивые порывы своих собратьев, желавших разрушить его. Вместо того чтобы снести Запретный город, он выбрал его местом публичного празднования 1 октября 1949 года.
Его бдительный портрет теперь висит над Вратами Небесного спокойствия, чуть ниже того места, где он официально провозгласил создание КНР. Когда во время Культурной революции чрезмерно рьяная молодежь Красной гвардии начала неистовствовать и разрушать остатки феодального прошлого Китая, премьер-министр Чжоу Эньлай поступил мудро – он приказал закрыть Запретный город для публики и охранять его армией. Запретный город был защищен и избежал катастрофы Культурной революции.
Интересные факты
Запретный город не отходил от традиционных форм китайской императорской архитектуры, а скорее применял их в невиданном ранее масштабе. В этом смысле он соответствовал концепциям, заложенным в сочинении 2 века до н. э. «Обряды Чжоу» (Чжоу ли). В этом тексте изложены многие постулаты конфуцианской мысли, направленные на создание и поддержание порядка в обществе. Согласно конфуцианским принципам, правильно спроектированный дворцовый комплекс должен с помощью архитектуры иллюстрировать идеальную гармонию между человеком и землей, способствовать стабильности и экономическому процветанию.
Ранее, в 5 веке до н. э. появился труд «Као гун цзи» (Книга разнообразных ремесел), посвященный градостроительству и архитектуре. В нём содержались многочисленные рекомендации, которые применялись и строителями эпохи Мин. Например, столица должна представлять собой квадрат, ориентированный по четырем сторонам света, с главными воротами, выходящими на юг, и главной дорогой к дворцу (по оси север-юг). Факт то, что все эти общие принципы были воплощены в Запретном городе.
Дизайнеры Гугун выбирали смелые цвета, которые служили как эстетическим, так и культурным целям. В древности китайцы разработали концепцию У Син, которая пыталась объяснить определенные события на основе взаимодействия между различными элементами. Она применялась в таких разных областях, как здравоохранение, наука, архитектура и боевые искусства. Позже концепцию расширили, включив в неё направления и цвета (зеленый/синий, желтый, красный, белый и черный), каждый из которых имел огромное значение. Яркие цвета Запретного города особенно выразительны на фоне серого цвета окружающих зданий и белоснежного мрамора, из которого сделаны террасы, лестницы и балюстрады, но их выбор был очень продуманным.
Концепция Инь и Ян руководила проектировщиками дворцового комплекса вместе с У Синем. Считалось, что Ян олицетворяет передние и нечётные числа (среди прочего), что объясняет, почему строители решили возвести нечетное количество, «три великих зала» в передней части комплекса. Инь, напротив, означал заднюю часть и четные числа, поэтому изначально сзади было четное количество зданий.
Китайцы уделяют большое внимание нумерологии и включили её в дизайн Запретного города. Например, девять – самое большое число, поэтому оно, как и жёлтый цвет, было зарезервировано для исключительного использования императора. Более того, китайское слово цзю (九/Jiǔ), обозначающее девять, – омоним слова «долгий/длинный/долголетие».
Декоративные статуэтки мифических существ на коньке крыши указывают на важность человека, находящегося в здании. Они всегда появлялись в нечётном количестве (Ян), учитывая строгую патриархальную систему в древнем Китае. Например, здание, используемое императором, должно было иметь девять статуэток, каждая из которых олицетворяла определённую добродетель.
Шатровая крыша (спускающаяся со всех сторон), которая загибалась вверх, символизируя высшую точку социальной иерархии, сигнализировала о здании, в котором император жил или вёл важные дела. Тайхэдянь имеет двухскатную шатровую крышу, что указывает на место проведения самых значимых императорских церемоний. Двускатная шатровая крыша (с большим наклоном вниз с двух противоположных сторон и меньшим частичным уклоном с двух других сторон) использовалась для зданий следующего уровня важности, как Баохэдянь. В меньших зданиях для повседневных функций или развлечений использовались другие, менее показные стили, как четырехугольный павильон, нависающий фронтон или плоский фронтон.