История

Боксёрское восстание


Боксёрское восстание – вооруженный мятеж консервативного и ксенофобского характера, поддержанный императорским двором во времена династии Цин в 1900 году. Движение не имело строгой организации или единого лидера, а представляло спонтанное массовое выступление с противоречивым и хаотичным поведением.

Исторический контекст

В течение девятнадцатого века маньчжурская династия подверглась серьезному испытанию. Китай на протяжении шестидесяти лет был вынужден импортировать опиум, что вызвало многие социальные проблемы. Потерпев поражение в разных войнах, страна подписала неравноправные договоры, предоставляющие иностранным державам и их торговым партнёрам ряд привилегий, экстерриториальных прав и иммунитетов.

Англия, Япония, Россия и Германия разделили сферы влияния, число христианских миссионеров, католических и протестантских, увеличивалось, стремясь разрушить тысячелетние культурные традиции.

Когда стихийные бедствия и борьба за власть при дворе усилились, на северном берегу Жёлтой реки произошёл ряд столкновений между крестьянами и христианами. Местное население линчевало большое количество христиан и европейцев, поджигало церкви и молельные дома.

Истоки Боксёрского восстания

Под названием Ихэцюань («кулак во имя справедливости и согласия»), потом Ихэтуань («отряды справедливости и мира отрядов повстанцев») объединено большое количество народных организаций. Многие школы кунг-фу слились с первыми ядрами повстанцев, что дало некоторую дисциплину и обучение ополчениям.

  • По одной версии это антицинская организация, тайное общество, основанное в регионе Шаньдун, которое развилось из ответвления секты Белый Лотос, религии Багуа. Долгое время она выступала под знаменем борьбы против династии Цин и восстановления Мин.
  • Но не все исследователи согласны с тезисом о том, что ихэтуани имели общее с религией Белого лотоса, которая почитала божество Ушэн Лаому или «почтенную матушку, вышедшую из перевоплощений», а «боксёры» практически не упоминали его. Белый Лотос имела чёткие отношения между мастером и учеником, сформировав строгую организацию, тогда как Боксёрское восстание в Китае было в основе мало организованным, представляя стихийное массовое движение, противоречивое и запутанное.
Практикуются в боевых искусствах

Европейцы стали называть последователей «боксёрами» благодаря их навыкам боевых искусств. Одна из главных особенностей ихэтуаней – одержимость духами, которая включала размахивание мечами, насильственные действия, заклинания для подчинения даосских и буддийских духов.

Идеология

Ихэтуани верили, что с помощью тренировок, диеты, боевых искусств и заклинаний они могут развить определенные особые навыки, например левитацию. Эти концепции были позже заимствованы в современные движения цигун, возникшие после смерти Мао и получившие распространение в 1980-х и 1990-х гг. Кроме того, согласно некоторым народным традициям, с неба спускались воины-духи, чтобы помочь народу в борьбе с иностранным влиянием.

Вооружённые мечами и копьями (иногда винтовками) они утверждали, что неуязвимы для пушечного и ружейного огня, также для ран от клинкового оружия, благодаря магии и серии дыхательных упражнений.

Народный национализм

Участники боксёрского восстания, ихэтуаней, были выходцы из обнищавшего крестьянства и других слабых социальных слоев, ремесленников, возчиков, носильщиков, мелких чиновников, бывших солдат, доведенных до отчаяния постоянными стихийными бедствиями и безудержным распространением опиума. Вину за это возлагали на миссионеров, китайских христиан и европейских колонизаторов. Миссионеры были защищены политикой экстерриториальности.

Ихэтуани в Тяньцзине готовятся к митингу

Ихэтуани называли иностранцев и китайских христиан уничижительно ян-гуйцзы (заморские черти). Они просто не могли «представить себе», что в них есть что-то, чему можно подражать, как более или менее открыто признавали интеллектуалы.

Они объясняли трудности Китая двумя сходящимися причинами.

  • Во-первых, вина лежала на правящей династии, которая не смогла противостоять иностранцам из-за трусости или личного расчета. Согласно тысячелетнему опыту, Китай терял лицо, когда династия была уже не в состоянии поддерживать внутренний порядок или отражать иностранные вторжения. Более того, династия была маньчжурского происхождения, следовательно, чуждая, несмотря на то, что веками она китаизировалась.
  • Во-вторых, упадок был вызван отказом от древних китайских обычаев. Не нужно было вестернизироваться, как предлагали интеллектуалы, а вернуться к истокам, не идти ни на какие компромиссы с варварством, пришедшим с Запада.

Они воспринимали реальность ментальными категориями прошлого и не понимали, что истинной причиной всех бед Китая и господства европейцев была его научная, культурная и политическая отсталость. Они верили в деревенскую магию и справедливое вознаграждение в загробной жизни.

Цели и лозунги ихэтуаней

После первой англо-французской коалиционной кампании в 1856 году император Сяньфэн подписал с иностранными державами Тяньцзиньский договор. Уступка земель или установление концессий не ограничивались рыбацкими деревнями и пустошами. В то же время были открыты судоходство и торговля, а христианским миссионерам разрешалось проповедовать во внутренних районах. Однако иностранные державы поощряли миссионеров расширять религиозную деятельность. Количество христиан в Китае неуклонно увеличивалось, вызывая недовольство традиционалистов. Это породило мотивацию ихэтуаней.

Боксёрское движение в некотором смысле было вспышкой различных противоречий, возникших в позднецинском обществе после 1840 года

Они собирались «помочь династии Цин объединить страну и уничтожить иностранцев». По их мнению, «заморские черти» обладают всеми мыслимыми моральными недостатками, включая прелюбодеяние, инцест. Необходимо призвать богов и будд, вернуть из забвения духов предков, чтобы уничтожить Зло.

Участники

В 1895 году Юйсянь, маньчжурский префект Цаочжоу, впоследствии ставший губернатором провинции, обратился за поддержкой к Союзу Больших мечей (Дадаохуэй) в борьбе с местными бандитами. Несмотря на неортодоксальные обычаи приверженцев, они не воспринимались правящей династией как угроза. Их эффективность в борьбе с бандитизмом привело к большому количеству казней разбойников членами группы.

Дадаохуэй продолжал свою работу по зачистке, но многие бандиты стали переходить в католицизм, получая юридическую неприкосновенность и защиту.

В ответ Дадаохуэй поджег католические церкви, в которых находились бандиты. Юйсянь был вынужден казнить нескольких лидеров группы.

Между тем, по примеру Союза Больших мечей в многочисленных деревнях стали процветать все новые и новые тайные общества. Однако на этом раннем этапе внимание различных групп сосредоточивалось на традиционных ценностях.

Например, один из ихэтуаньских лидеров Чжу Хундэн начинал как целитель. Он заслужил уважение, отказываясь от платы за лечение. Чжу утверждал, что является потомком династии Мин, поскольку его фамилия принадлежала императорской семье. Как ни парадоксально, но целью, по его утверждению, было возрождение Цинской (иноземной) династии для уничтожения иностранцев.

Императорские китайские войска, 1900 г

Правительство вдовствующей Великой императрицы Цыси, с одной стороны, формально осуждало мятежников, с другой – тайно поддерживало посредством открытия своих арсеналов и поддержки некоторых ведомств самой императорской армии.

Некоторые лидеры движения

  • Ни Цзаньцинь – лидер боксёров в провинции Чжили.
  • Хуанлянь Шэнму – Святая Мать Желтого Лотоса, лидер ихэтуаней Красных Фонарей.
  • Цао Футянь – командующий боксёров Тяньциня.

Вспышка Боксерского восстания

Начало антизападных волнений в 1899 году произошло с нападений на христианские миссии. Сначала в сельской местности, а затем в городах были изгнаны или убиты христианские миссионеры, новообращенные китайцы и сотрудники европейских компаний, работавшие на железных дорогах, на стройках и в шахтах.

В атмосфере страха местные священники и послы потребовали военного вмешательства своих стран для защиты посольств, религиозных и коммерческих миссий, разбросанных по всему Китаю.

Вскоре был сформирован Альянс восьми наций, объединивший Великобританию, Францию, Россию, Италию, США, Австро-Венгрию, Японию и Германию. Они отправили военные корабли, морскую пехоту, солдат и артиллерию. Эти первые контингенты, хотя и демонстративные, еще больше взбесили общественное мнение и отношение императорского двора, который все больше и больше подвергался вторжению западных держав.

Фактически ситуация достигла критической точки 19 июня 1900 года, когда имперское правительство приказало дипломатическим представительствам и всем другим иностранцам покинуть Пекин под конвоем китайской армии в течение 24 часов под страхом войны. На следующее утро полномочный представитель Германии барон Клеменс Фрейхерр фон Кеттелер был убит на улице Пекина капитаном маньчжурской армии. 21 июня императрица Цыси объявила войну всем восьми иностранным державам, встав на сторону боксеров.

Преследование христиан

По оценкам, были убиты около 30 000 китайцев-христиан, а вместе с ними погибли 200 европейских миссионеров. Факты часто были зверскими – пытки, даже детей обезглавливали, некоторые умирали на кострах своих церквей. Однако у всех христиан оставалась возможность спасения. Достаточно было крикнуть «Пэй цзяо!» (Я отрекаюсь от религии), но это сделали немногие.

Однако не следует думать, что христиане оставались пассивными. Во многих местностях они организовались для вооруженной обороны и сопротивлялись беспорядочным бандам ихэтуаней до конца восстания.

Битва за Посольский квартал

Альянс восьми наций ответил на объявление войны отправкой экспедиционного корпуса численностью около 20 000 человек, который занял Тяньцзинь и двинулся на помощь осажденным.

Осада дипломатических миссий стала самым серьёзным событием конфликта, когда регулярная китайская армия и повстанцы осаждали квартал посольств в течение 55 дней, с июня по август 1900 года.

Посольства располагались напротив Запретного города и, следовательно, очень близко к имперской резиденции и были окружены толстыми стенами. Там находилось около 500 солдат, также укрылось около 3000 китайцев-христиан. Против них хлынули массы ихэтуаней, но в течение 55 дней европейцы упорно сопротивлялись, и это сопротивление было едва ли не самым жгучим унижением для китайцев, которые не смогли сокрушить даже небольшую группу иностранцев в их собственной столице.

Им не удалось подавить еще одно небольшое ядро сопротивления, собравшееся в католическом соборе Пекина.

Итальянские солдаты в Тяньцзине

Корпус освобождения под командованием британского генерала Альфреда Гэзели двинулся на Пекин, встретив слабое сопротивление. 13 августа войска альянса были под стенами столицы. Из Неаполя также уходил корпус Берсальери, но он прибыл слишком поздно. Как только собрались достаточные силы, они двинулись на столицу. В его состав входило около 16 000 человек, которые продвинулись вперед, сломив все сопротивление, и вошли в Пекин 14 августа, как раз вовремя, чтобы спасти миссии, оборона которых уже подходила к концу.

Разделившись на четыре колонны, японцы, американцы, французы, русские и англичане, предприняли последнюю атаку, предшествовавшую всеобщему артиллерийскому обстрелу.

Войска взяли город, вынудив вдовствующую императрицу Цыси, императора и высших должностных лиц бежать из Императорского дворца в поисках убежища в Сиань, откуда они отправили полномочного представителя для мирных переговоров.

Благовещенск и бои в Приамурье

Пограничные столкновениями императорской армии и ихэтуанями против русских войск стали частью боксерского восстания. Китайцы призвали на бой всех имеющихся людей, а китайские войска и гарнизоны собрали артиллерию и обстреляли русские войска и города за Амуром.

Несмотря на то, что казаки отбили переправу китайской армии в Россию, войска китайской армии увеличили количество артиллерии и продолжали обстрел. В отместку за нападения на китайские деревни ихэтуани сожгли русские города и почти уничтожили русские войска в Телине.

Русский губернатор Константин Николаевич Грибский приказал казакам уничтожить все китайские посты на Амуре. Казаки, загнавшие китайских жителей Благовещенска и 64 деревень в Амур, не ставили целью их убить, а пытались обезопасить границу России в период беспорядков.

Поражение восстания

Восстание ихэтуаней фактически не имело военной организации. Плохо вооруженные они массово нападали без порядка и дисциплины и погибали под огнем европейцев, слишком поздно понимая, что их амулеты не действуют от пуль и что все их боевые искусства бесполезны.

Китайская регулярная армия не оказывала им артиллерийской поддержки. За маньчжурским правительством, все более отрывавшимся от провинций, не последовали его наместники в остальной части страны, что облегчало европейскую реакцию, ограничивавшую зону действия лишь столицей и ее окрестностями. В обстановке «спасайся, кто может» каждый чиновник защищал свои территории по-своему и, благодаря отсутствию сочувствия ханьцев к маньчжурам, по большей части держался вне игры под предлогом желания сохранять мир и безопасность среди подданных.

Ихэтуани захвачены 6-й кавалерийской дивизией США в Тяньцзине в 1900 году. Эти люди были в основном фермерами, которые присоединились к восстанию

Армия, вошедшая в Пекин, не различала ответственности. Все китайцы несли коллективную ответственность и должны были быть сурово наказаны. Император Германии Вильгельм заявил: «Не брать пленных … имя Германии должно стать таким же известным, как имя Аттилы, чтобы ни один китаец не осмелился снова посмотреть немцу в глаза».

Адмирал Сеймур возвращается в Тяньцзинь с ранеными

Солдаты тут же предались беспорядочной бойне. Беспричинно поджигались храмы и дворцы, начались грабежи банков и частные домов. Затем некоторые ведомства выезжали в провинции, где были антихристианские гонения и предавались повальной расправе над местными деревнями, вообще никак не связанными с событиями.

Разграбление Пекина с чередой убийств продолжалось много месяцев, пока каждый отряд обвинял других в хищничестве и утверждал от своего имени, что у него чистые руки. Эту жалкую игру обвинений фельдмаршал Альфред фон Вальдерзее, командующий немецким контингентом, завершил несколькими лапидарными словами: «Каждая национальность отдает пальму первенства другой в искусстве мародерства, но на самом деле все без исключения погрузились в неё основательно».

Казнь ихэтуаня

Командиры Альянса восьми наций несут ответственность за разграбление многих исторических артефактов, например, найденных в Летнем дворце, сожжение многих важных китайских зданий в попытке разгромить повстанцев.

По всему Китаю распространялся террор, а с ним обида и ненависть к «заморским чертям», к их преступлениям. Для китайцев европейское отношение было жестоким, унизительным и к тому же непонятным. Травма этого далекого события все еще остается в коллективной памяти китайцев.

Результаты восстания

Говорят, что когда прибыли европейцы, императрица Цыси бежала в древнюю столицу Сиань, переодевшись в крестьянку. Согласно традиции, многие чиновники имели достоинство покончить жизнь самоубийством.

На императорском дворе лежала величайшая ответственность за недооценку ситуации. Цыси считала, что сможет справиться с кризисом, как если бы это была дворцовая интрига, не понимая, что судьба Китая больше не разыгрывается внутри двора.

Цыси отвергала любую ответственность за случившееся, и европейцам было удобно поверить ей, потому что им нужен был кто-то, готовый подписать унизительный мир, который налагал на Китай крупную военную контрибуцию.

Она взималась непосредственно с китайской таможни, теперь контролируемой жителями Запада. Затем европейцы захватили прибыльные предприятия. Посольский квартал в центре столицы был расширен и закрыт для жителей Китая. Иностранные войска сохраняли постоянный контроль над районом, к которому был добавлен гарнизон из двенадцати пунктов на подходах к Пекину с моря.

Китай, разделен между великими державами

Глубокая причина этого и многих других кризисов, предшествовавших ему и последовавших за ним в неспособности правящего класса Китая поставить страну на путь модернизации, как это произошло в те же годы в Японии.

Долгосрочные последствия

Цыси восстановила власть, но управляла, пассивно наблюдая крушение страны до своей смерти в 1908 году. Незадолго до этого она назвала наследником престола Пу И, старшего сын принца Цзайфэна, которому всего два года. Всего через три года в 1911 году тысячелетняя империя пала.

Учанское восстание 1911 года привело к провозглашению Китайской Республики, положившей конец маньчжурскому правлению. Соглашения между повстанцами и роялистами привели к отречению ребенка-императора Пу И в 1912 году и назначению Юаня президентом республики. Так закончилась тысячелетняя история Поднебесной, открыв двери в столетие революционных перемен, которые привели Китай к тому, чтобы вновь играть ведущую роль в нынешнем мировом порядке.

Взгляд на боксёрское восстание разных сторон

В Европе подавление боксёрского восстания превозносилось как славный факт. Альянс вмешался, чтобы защитить преследуемых и жестоко убитых христиан, посольства, подвергшиеся нападению, наказать виновных в злодеяниях. И тут проявилась великая воинская доблесть – немного солдат защищали посольства от толпы, а небольшой военный экспедиционный корпус согнул необъятный Китай. Практически ничего не говорилось о мародерстве, массовых убийствах и грабежах, совершенных европейцами, их воспринимали как «побочные эффекты» каждой военной экспедиции.

В Китае, напротив, восстание ихэтуаней предстало совсем в другом свете. «Заморские черти» воспользовались слабостью и пособничеством недостойного двора, руководимого коррумпированным узурпатором, вырезали невинных людей, поджигали храмы и архитектурные шедевры, грабили и присваивали богатства Китая. Китайцы, принявшие христианство, были предателями, объединившиеся с врагами, и их преследование было оправдано, а ихэтуани сохранились в истории как героические патриоты, пожертвовавшими собой за свою страну.

Видео