Буддизм в Китае представляет собой один из самых необычных процессов аккультурации религиозных идей и верований в истории человечества. Развитые культуры с глубоким философским и духовным подтекстом, индийская, среднеазиатская и китайская, сумели слиться в Китае и сформировать набор доктринальных школ и материальных культур, части которых сохраняются в зоне китайского влияния, в Корее и Японии, откуда в прошлом веке они попали на Запад.
Введение буддизма в Китае
Буддизм проник в Китай на заре христианской эры, прибыв по Шелковому пути из Сериндии, а точнее из географической области, расположенной между Памиром и водоразделом Тихого океана.
Распространение буддизма происходит в момент кризиса классической китайской империи династии Хань. В результате распада мировоззрения, которое она отстаивала, политическое пространство переживает дезорганизацию и фрагментацию. Конфуцианский и даосский горизонт уступает место индивидуальным тревогам, на которые старая культура не способна была реагировать.
Любовь к гармонии и порядку колеблются, угасая в любви к миру и циклу жизни, рассматриваемому как «хорошее». Видение существования как боли и в то же время предложение простого и открытого для всех пути спасения, в отсутствие какого-либо трансцендентного откровения и метафизики, оказывается успешным. Спасение становится доступным и для мирян, причем не с долгими сроками индийского буддизма, а, согласно китайским представлениям.
История буддизма начинается примерно в 6-5 веке до нашей эры с Будды Шакьямуни (ок. 560-480 гг.), современника Конфуция. К середине 3 века до н. э. буддизм распространяется за пределы Индии, а внутри него в 1 веке до н. э. появляется новое, либеральное направление, известное как «Великая колесница» или Махаяна. По сравнению с более ранним направлением, Хинаяной или «малой колесницей», которое открывает путь к спасению только для монашеской элиты, Махаяна – для всех живых существ, поскольку каждый обладает природой Будды и способен познать просветление. В то время как Хинаяна остаётся ограниченной Южной Азией, Махаяна переживает беспрецедентную экспансию в Китай и «китайский культурный мир».
Доктрина спасения, которая «переориентирует» людей, дезориентированных насилением войн и беспорядков после распада династии Хань, предлагает в то же время терапевтическую «ортопраксию», которая инициирует мудрость, сострадание, моральную практику и умственную дисциплину медитации рационального типа.
Китайский буддизм относится к буддизму, который записывает классику китайскими иероглифами или в культурном кругу китайских иероглифов. Вместе с буддизмом Тхеравады и тибетским буддизмом он образует три существующие буддийские традиции в мире.
Китайский буддизм в основном распространен в материковом Китае, на Тайване, на Корейском полуострове, в Японии и Вьетнаме.
История китайского буддизма
Первые признаки буддийского присутствия в Китае, появляющиеся в начале христианской эры, представляют собой начало долгого и масштабного процесса ассимиляции индийского буддизма китайской культурой, которому суждено растянуться на несколько столетий и иметь глубокие, даже неожиданные последствия.
Буддизм, по сути, является первой формой универсальной духовности и первым выражением чужой культуры, представленной в Китае, который за четыре века правления династии Хань развил очень сильное чувство собственной идентичности. Это стало возможным благодаря трем столетиям политического разделения и способности этого философского течения неизбежно подвергаться влиянию конфуцианства и даосизма, внося некоторые изменения в соответствии с национальными условиями Китая. По мнению Ли Цзэхоу, одного из самых влиятельных интеллектуалов Китая, прагматическая и историческая китайская традиция в конечном итоге одерживает победу над мистицизмом.
Вместе с тем, буддизм открывает перед Китаем невиданные ранее духовные горизонты. Он вводит, например, монашество, которое вступает в противоречие с сильным уважением к преемственности семьи, присущим конфуцианскому менталитету, а также создает некоторые политические проблемы, связанные с подчинением монахов императору. В Тибете, по сути, власть монахов стала политической властью, что привело к последствиям, которые по-прежнему остаются весьма актуальными.
Более того, буддизм поставил в центр размышлений тему зла и боли, которые до этого в Китае мыслились только в рамках человеческого «предела». Попытка вырваться из космического цикла была немыслима для даосизма, который вместо этого стремился продлить существование, культивируя жизненный инстинкт.
В то время как классическая мысль движется в исключительно политическом горизонте, в Китае появляется пафос быстротечности индивида. Но по мере того, как китайская цивилизация выходит из кризиса, охватившего ее после империи Хань, она вновь принимает буддизм в рамках конструктивного и земного менталитета. Буддийские храмы, например, возвышаются до сыновней почтительности – предмета, свойственного конфуцианству.
Неоконфуцианство, пронизанное буддизмом, возвышает ценности сострадания, солидарности со страдающими и нуждающимися, а также мистического единения со всеми существами.
Таким образом, эти три доктрины в конечном итоге сближаются, не будучи «эксклюзивными», как западные монотеизмы. Каждый житель Китая может исповедовать ту или иную «религию» в соответствии со своими обстоятельствами и потребностями. Однако канон, храмы, литургии и духовенство трех «путей» остаются разными. Поскольку в китайской культуре отсутствует богословское измерение, то нет и исключительности, характерной для монотеизма.
Становление
Буддийские идеи начинают проникать при императоре Мин-ди (Восточная Хань), но самые ранние записи о его распространении можно проследить до Ань Шигао и Локакшема. Это было время, когда в Индии практиковались и буддизм Махаяны, и ранние буддийские школы, но Махаяна была доминирующей религией.
Развитие буддизма в Китае можно разделить на три этапа:
- С 3 по 4 век он еще не понят, но вовлечен в споры того времени, вызывает энтузиазм и интерес. Формируется так называемый «интеллектуальный буддизм».
- С 5 по 6 век «индианизация» буддизма, люди совершают паломничество в поисках сутр. Тысячи переводчиков работают над их точным переводом на китайский язык.
- С 7 по 8 век, при династии Тан, происходит его «китаизация», он больше не ссылается на Индию и приносит великолепные плоды «чань».
Специфика буддийского вклада по-настоящему осознается в Китае лишь с начала 5 в. Фактически с этого момента больше не предпринимаются попытки перевести буддийскую мысль и терминологию в известные термины, а предпринимается работа по толкованию и перевод непосредственно с санскрита, опираясь на буддистов, пришедших из Индии.
Китайские переводы оригинальных текстов
Поскольку язык и культура Индии сильно отличаются от китайского культурного круга, перевод буддийских писаний на китайский язык очень сложен. Стили китайского перевода буддийских писаний можно условно разделить на три типа.
- Ань Шигао (II – нач.III в.) и Локакшема (II в.) почти не знали китайский язык, и китайцы, которые сотрудничали с ними, переводили его на разговорный китайский.
- Кумараджива (344 – 413), прибывший в Китай в 401 году, – один из первых переводчиков, благодаря колоссальной работе которого китайская общественность смогла углубить свои знания о школе Мадхьямика. Перевод Кумарадживы – вольный, образующий уникальный стиль написания предложений из четырех символов, изысканный и легкий для понимания.
- Сюаньцзан (602 – 664) – один из немногих переводчиков, владеющих санскритом и классическим китайским языком. Академические круги считают его переводы точными и наиболее верными оригинальному тексту. Однако грамматика и стиль большинства его переводов ближе к санскриту, поэтому они не получили широкого распространения.
Мадхьямика обозначает «срединный путь» между двумя крайностями существования и небытия, утверждения и отрицания, удовольствия и боли. Основатель школы Нагарджуна связывал этот срединный путь с типичным для древнего буддизма учением о зависимой причинности, согласно которому все в своем происхождении зависит от причин и условий.
Сюаньцзан пошёл по пути, противоположному своему прославленному предшественнику, отправившись в Индию для изучения буддизма у его истоков. Вместе с ним оттуда в основном начинают приходить тексты школы Йогачара. Согласно учению этой школы, феноменальный мир есть не что иное, как продукт сознания. Его на самом деле не существует, и только внутреннее сознание представляет его в виде внешнего мира. Следовательно, это не что иное, как иллюзия, образование которой должно быть объяснено посредством очень тщательного анализа процессов сознания.
Расцвет
Китайский буддизм – это локализация буддизма на ряд основных сект с различными интерпретациями доктрин, текстов и ритуалов. Он достигает полной зрелости во время династии Тан. После шести веков присутствия он прочно укоренился в обществе.
- На интеллектуальном уровне заметное количество уже переведенных буддийских текстов позволяет осуществить реальную ассимиляцию, что приводит к расцвету специфически китайских буддийских школ.
- На институциональном уровне достигается совершенный осмос между ранее существовавшими инфраструктурами и буддизмом таким образом, что последний, несмотря на некоторые исключения, больше не воспринимается как чужеродное тело, а скорее буддийская община в конечном итоге интегрируется и подчиняется в государственные структуры.
В этот третий период истинной китаизации буддизма китайцы начинают переформулировать проблемы спасения, просветления и пути их достижения в собственных терминах. Таким образом, рефлексия имеет тенденцию сосредотачиваться на возможности достижения пробуждения в этой жизни и на вере во всеобщее спасение для всех одушевленных существ, что предполагает переинтерпретацию священных писаний в новом смысле по отношению к индийской экзегетике. Кроме того, типично китайское стремление к синтезу выражается в методе пань цзяо, который состоит в различении разных периодов в учении Будды и в согласовании текстов, в их множестве и противоречиях, с целью создания последовательных доктрин для каждой школы.
Школы буддизма
Династии Суй и Тан были периодом расцвета китайского буддизма, когда все основные секты были созданы и развивались – восемь школ Махаяны и две школы Тхеравады.
Значительное распространение буддизма не преминуло вызвать периодические реакции, если не антибуддийские гонения. Среди правил монашеской жизни безбрачие, вероятно, было причиной наибольшего сопротивления в китайском обществе, основанном на культе семьи и предков.
Для китайцев принятие монашеской жизни буквально означало уход из семьи и, следовательно, отказ от служения своим родителям. Более того, формирование духовенства, воспринимаемого как государство в государстве, выходящее за рамки семейно-политических структур и не признающее авторитет императора, представляло собой беспрецедентное социальное явление.
Во время антибуддийских гонений уничтожалось большое количество буддийских писаний, многие школы ослабли и не смогли вернуть себе былую славу. Среди них только чань и цзинту, не имеющие священных писаний и менее академичные, практически не пострадали.
Цзинту-цзун
Цзинту-цзун – одна из десяти школ китайского буддизма, имеющая корни в буддийской вере Махаяны в «Чистую землю». Она возникла в период правления династии Северная Вэй, а во время династии Тан стала самостоятельной школой.
Буддизм Махаяны в целом принимает «Чистую землю» и веру в Будду Амитабху, но не считает «перерождение в Чистой земле» отдельной школой. Учения и практики цзинту-цзун быстро распространились по всему Китаю и были систематизированы рядом монахов-мыслителей, таких как Хуэйюань, Танлуань, Даочо и Шаньдао.
В ней освободительное буддийское учение, основанное по существу на преодолении функции и онтологической реальности божественных фигур (транстеизм), трансформируется в монотеистические тенденции в преданно-творческих отношениях с Буддой Амитабхой, спасающим верующих посредством безвозмездного вмешательства.
Амитабха (Будда Чистой Земли), является правящим Буддой Сукхавати – Чистой Земли или Земли Блаженства. Мифическая земли мира и блаженства расположена, согласно традиции, на далеком Западе.
Бодхисаттва Дхармакара в далёкую эпоху дал обет, поставив условием своего Просветления, создать Чистую Землю, в которой те, кто переродился там, больше не будут подвержены другим перерождениям. Выполнив свой обет, Дхармакара стал Буддой Амитабхой (китайский будда «Амито-Фо») – «Безграничным Светом».
Его спасительная миссия состоит в сопровождении в его Чистую Землю всех тех, кто дал обет переродиться там, исключая только тех, кто совершил хотя бы один из пяти пороков – убийство отца или матери, убийство архата, оскорбление будды или внесение раскола в общину.
Распространение этой школы связано с милленаристской идеей о приближающемся «конце дхармы». С прогрессирующим вырождением буддизма на Востоке и в частности в Китае стали возникать идеи, особенно среди беднейших слоев населения, что единственный путь спасения – полагаться на простейшую и чистейшую преданность, чтобы гарантировать перерождение в Чистой Земле Амитабхи. Практика была элементарной и могла быть понята любым, требовалось только стремление переродиться в Чистой Земле и многократное повторение имени Амитабхи – Намо Амито-фо (слава Будде-Амитабе!).
Чань-цзун
Китайская ассимиляция буддизма очень рано и естественно обратилась к аспекту медитации или дхьяны (транскрибируется на кит. чань). Ортодоксальная линия школы чань прослеживает ее основание в Китае до Бодхидхармы (6 век), который, как говорят, привез её из Индии.
В 732 году, в период Тан, монах «южной школы» по имени Шэньхуэй оспорил доктрину постепенного просветления, которой до сих пор учила «северная школа». Он предложил доктрину полного и мгновенного просветления, утверждая, что чистая мудрость неделима и недифференцирована и, следовательно, просветление может быть достигнуто полностью и мгновенно или не достигнуто вовсе.
«Северной школе», которая считает дух изначально чистым, обязанным постоянно сохранять себя от возможного загрязнения, теперь противостоит «южная школа». Для неё дух есть и остается чистым, не нуждаясь в самоочищении.
Согласно этому «новому чань», преобладающему в период Тан, абсолют, то есть природа Будды, одновременно универсален (он присутствует в каждом живом и даже неживом существе) и пуст, то есть невыразим и даже непостижим для мысли, и может быть познан только во вспышке интуиции, полностью и мгновенно. Поскольку абсолют может быть понят только негативно, дух должен быть опустошен, чтобы он больше не порождал никакого ментального содержания.
Сознательная мысль на самом деле является, прежде всего, самосознанием и генератором кармы. Универсальный процесс, благодаря которому настоящее мгновение и действие в равной степени обусловлены предшествующими и обусловливают последующие действия. Поэтому необходимо освободиться от любого «проекта» духа, будь то посвящение в учение Будды, чтение сутр, поклонение изображениям Будды или выполнение ритуалов.
Важен только дух, который необходимо вернуть к способности чистой интуиции и позволить ему двигаться непринужденно, без каких-либо ограничений, чтобы он смог понять природу Будды в духовном опыте, называемом пробуждением или просветлением (悟Wù), – состоянии недифференцированного единства, в котором нас больше ничто не трогает. В это мгновение дух одновременно является самим собой и противоположностью самого себя и представляет собой «покоренное видение нашей собственной природы», то есть «нементальное».
Китайская буддийская культура
Буддийская деятельность в Китае в основном включает покаяние忏悔chànhuǐ и «Фестиваль голодных духов» (盂蘭盆會yúlánpénhuì, поминание умерших 15-го числа 7-го месяца).
День рождения Будды (8 день 4-го лунного месяца), День (постижения) истины учения Будды (8 день 12-го лунного месяца), День нирваны (15 день 2-го лунного месяца) – важные праздники.
Среди ханьцев очень популярны бодхисаттва Авалокитешвара и бодхисаттва Кшитигарбха. Во время фестивалей, отмечающих легендарные дни рождения двух бодхисаттв, проводится много мероприятий.
Китайские будды
Китайский буддизм признает дхьяни-будды или пять будд Высшей мудрости (Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи) и будд десяти направлений.
Статуя Будды в Лэшане
Самая большая каменная статуя Будды (Майтрейя), не только в Китае, в мире высечена в скале в месте слияния рек Миньцзян, Даду и Циньи, недалеко от города Лэшань в южной части провинции Сычуань, Китай.
Её строительство началось в 713 году, во времена династии Тан , по инициативе китайского монаха Хайтуна. Согласно легенде воды трех рек затрудняли проход торговых судов, и монах решил, что статуя Будды успокоит бушующие течение.
Буддизм в Китае сегодня
Смешение фольклорных верований и «интеллектуального» или «философского» буддизма затрудняет сбор статистических данных о буддизме в современном Китае. Несмотря на доминирование «западных» методов определения религии, китайские представления о духовности в большей степени зависят от ценностей, в которые человек верит.
Последний обзор религий в Китае, проведенный Исследовательским центром Пью, дал оценку около 245 миллионов буддистов, что значительно выше официальной цифры в 100 миллионов, традиционно приводимой правительством и Буддийской ассоциацией Китая.