Система мысли, разработанная поколениями интеллектуалов, которые опирались на свод культурных, моральных и духовных ценностей, поддерживаемых долгой литературной традицией и богатым наследием легенд, народных культов и философских размышлений – вот что такое конфуцианство.
Ставя человека и общество в тесную связь с природой, оно поддерживает идеал гармонии, основанный на четко определенной иерархии семейных и социальных ценностей и ролей, усвоенных в процессе непрерывного и тщательного образования. В центре образования – принципы, унаследованные из далекого прошлого и обновляемые каждым поколением в результате постоянного противостояния непредвиденным ситуациям.

Значение конфуцианства
Центральные идеи конфуцианства основаны на этических ценностях, которыми должен обладать человек. Этико-философское учение Конфуция рождалось из ритуально-музыкальных традиций династии Чжоу. Его основные ценности – доброжелательность, прощение, искренность, сыновья почтительность. Уважение к людям было для великого философа чем-то вроде религии.
Конфуцианство направлено, прежде всего, на формирование личности. Людей, согласно Конфуцию, можно разделить на четыре класса:
- тех, кто обладает ученостью и добродетелями от природы;
- тех, кто приобретает это с помощью изучения и усердия;
- тех, кто, несмотря на неспособности, стремится их приобрести;
- тех, кто даже не стремится их совершенствовать.
Святые принадлежать к первому классу. Правители, направляющие массы – ко второму. Поэтому все внимание должно быть обращено на их обучение, так как нравственные качества правителя отражаются на народе. Управление государством возможно только для тех, кто сначала преуспел в управлении своей семьей, для чего нужно сначала самосовершенствоваться.

Быть добродетельным для Конфуция означает иметь самообладание, обладать умеренностью, умением поступать по справедливости, в подражании древним, которые не были ограничены законами и считали любовь к ближнему не простой обязанностью, а жизненным требованием. Прежде чем искать бога (что совпадает с «небом»), человек должен достичь необходимых факторов через образование и самообразование. Конфуций рассуждал, что размышления о жизни после смерти находятся за пределами человеческого понимания, и не стоят того, чтобы о них беспокоились. Главное – нужно сконцентрироваться на гармонии в этой жизни.

В этом резюмируется отношение не только конфуцианцев, но и китайцев к тем проблемам, которые каждая церковь или конфессия считает типичными для религиозной личности. Китайцев больше интересует практическая жизнь, чем будущее души. Идея бога для них эквивалентна идее природы, и в религиозной истории Китая никогда не было великих апостолов, мучеников или искупителей. Религиозных лидеров также было очень мало. С другой стороны, ни один китаец никогда не чувствовал себя исключительно конфуцианцем, буддистом или даосом. Все три, буддизм, даосизм, конфуцианство религия, по сути, учат, что изначально человек добрый и может достичь спасения через познания человеческой природы.
Основные идеи конфуцианства
Первой социальной сферой, в которой человек учится быть подлинным, согласно философии, разработанной Конфуцием, – семья. Сын учится сыновней почтительности: он должен уважать отца и мать, поддерживать их в старости, а отец обеспечивает ему защиту и помогает формироваться.
Вторая область – гражданское общество, в котором учат и применяют справедливость, альтруизм, сострадание, но, прежде всего, доброжелательность, основу всех добродетелей.
Третий уровень – государство, где подданные (особенно государственные чиновники) обязаны хранить верность и преданность, при условии, что правитель правит добродетельно или строго исполняет законы. Конфуций выступал за патриархальную, феодальную и иерархическую монархию.
На практике конфуцианцы представляли государство как большую семью, на вершине которой находится монарх (Сын Неба), а внизу все соблюдают права и обязанности в соответствие со своим социальным статусом, согласно заранее установленному кодексу. Этот кодекс регулирует отношения между господином и вассалом, отцом и сыном, старшим братом и другими братьями и сестрами, между мужем и женой.

Конфуцианство с его основными идеями идеально соответствовало статусу государственной религии. Оно приравнивало суверена к первосвященнику, способному править на основании «мандата, полученного с небес». Этот «мандат» можно аннулировать всякий раз, когда суверен нарушает гармонию между социумом и природой.
Два ключевых понятия конфуцианства – ритуал и доброжелательность. Оба предполагает правильное действие и хорошее управление. «Обряды» – форма действия, «благоволение» – его содержание. Ритуал зависит от доброжелательности, без этого он становится формальным, пустым, фальшивым.
Главный обряд – поклонение предкам – источник всех китайских религий. Древний культ был введен в начале правления династии Чжоу и Конфуций только популяризировал его. Предков в те времена уже не обожествляли, а почитали. Культ совершался главой семьи (или лидерами кланов). В его основе сыновья почтительность, выходящая за границы жизни и смерти. Цель в том, чтобы поддерживать осознание принадлежности к гораздо большему, чем к тем, кто есть на земле.
У каждой семьи был свой храм, внутри которого находились иероглифические таблички, хранящиеся в небольших футлярах (каждая представляла предка). Обряды совершались в определенные события (рождение, бракосочетание, смерть и так далее) или когда нужно было спросить совета-помощи для принятия важных решений.
Конфуция интересовали не столько взаимоотношения людей с душами умерших (в конфуцианстве нет теологии загробной жизни), сколько то, что таким образом единство семьи (следовательно, и нации) остается под защитой. Ритуал должен служить объединению семьи, обществ, государства. То есть, он должен давать людям чувство принадлежности к большому и сильному обществу.
Ритуал – Ли
Принцип уважения и приличия.

Сыновняя почтительность – Сяо
Считается ключевой добродетелью в китайской культуре и поэтому является главной темой многих историй. Один из самых известных сборников «Двадцать четыре образца сыновней почтительности, написанный Го Цзюцзином во времена династии Юань, иллюстрируют, как дети проявляли сыновнюю почтительность в прошлом.
Верность – Чжун
Верность укрепляет связь между правителями и гражданами страны.
Гуманность – Жэнь
Основана на человеческой природе и доброжелательности, проявляется в отношении к другим и, прежде всего, в отношении сына к отцу. От семейной единицы жэнь может распространяться на все человечество, иллюстрируя слова Конфуция – «Между четырьмя морями все люди – братья». Жэнь нельзя отделить от уважения к обрядам (Ли).
Справедливость – И
Основа человеческой добродетели. Нужно всегда следовать принципу И, уметь отличать правильное от неправильного.
Символ конфуцианства
У конфуцианства нет официального символа или знака, который бы конкретно представлял учение. Но неофициально для его обозначения используется символ воды, поскольку он представляет саму жизнь.

Другие символы, которые можно видеть при обсуждении конфуцианства – «ученый», который во многих случаях представлен самим Конфуцием, иногда применяется даосский символ инь и ян.
Жизнь великого мудреца Конфуция
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в Лу (нынешний Цюйфу в провинции Шаньдун). Как сыну отставного государственного служащего (он происходил из бедной, но аристократической семьи) ему пришлось столкнуться со многими трудностями. Стремясь к активной политической жизни, он стал сначала префектом, затем интендантом общественных работ, наконец, министром юстиции. Он пытался реорганизовать на основе феодальных и дофеодальных норм и идеалов управление государством.
Но Конфуций, историк, учитель и литератор, ставший министром, имел много последователей уже позднее. Он провел много лет, путешествуя из одного царства в другое, предлагая сотрудничество и опыт просвещенным правителям. Но его попытки политико-философского посредничества проваливались. Невозможно было примирить дофеодальные идеалы с идеалами, типичными для его эпохи, где преобладай сильные территориальные и политические контрасты.
Конфуций жил в переходный период, характеризующийся раздроблением Восточного Чжоу на несколько децентрализованных феодальных государств. Он пытался ограничить начавшийся процесс распада, подтверждая принципы традиционной иерархически-патриархальной системы Чжоу или стремясь максимально демократизировать или очеловечить их. Однако он не нашел поддержки ни у феодальных князей, ни у чжоуского правителя, которые если в теории могли бы поддержать идеи, на практике не имели возможности их применить.

Что лежит в основе отношений между людьми
Основа конфуцианской мысли – моральные ценности.
- Благожелательное отношение к людям (жэнь, 仁)
- Сочувствие (шу, 恕)
- Почтительность (цзин, 敬)
- Сыновнее уважение (сяо, 孝) и почтение к старшим и вышестоящим (ти, 悌)
- Верность (чжун, 忠)
- Надежность (синь, 信)
- Мужество тех, кто знает, что они правы (юн, 勇)
- Справедливость (чжэн, 正) и этически приемлемое (и, 义), которое вместе с изучением (сюэ, 学) и размышлением (сы, 思) ведет к высшему знанию (чжи, 智)
- Соблюдение социальных ритуалов и условностей (ли, 礼).
Прежде всего, благодаря позитивному взаимодействию жэнь, ли, и, человек способен культивировать свою личность и выражать лучшее в себе, создавая идеальные условия для формирования этичного, достойного и добрососедского образа жизни, который может служить образцом и добродетельной движущей силой для всего общества.
Соответствие моральным принципам и общественным условностям требует постоянного поиска точки наибольшего равновесия между противоречивыми требованиями (чжун, 中), следования единственному пути, который ведет к достижению социальной гармонии (хэ, 和), «находиться в согласии, имея разные взгляды» (хэ эр бу тун, 和而不同), если воспользоваться выражением Конфуция и принятым сегодняшними правителями.
Мудрость книги «Лунь Юй»
Аналекты – наиболее почитаемое священное писание в конфуцианской традиции, вероятно, было составлено последующими поколениями учеников Конфуция. Основанное главным образом на высказываниях Учителя, сохранившихся как в устной, так и в письменной форме, оно отражает конфуцианский дух по форме и содержанию точно так же, как платоновские диалоги воплощают педагогику Сократа.

Этические принципы конфуцианства
Конфуций создал рациональную и гуманную этическую систему, в отличие от правового института, для управления и стабилизации страны путем мобилизации, а не подавления эмоций людей. Соответственно, он установил всеобъемлющую ритуальную процедуру, чтобы люди следовали формальным правилам, и установил человеческие этические отношения как основу для неформальных взаимодействий.
Неоконфуцианство
Конфуцианская философская традиция развивалась в династический период Сун-Мин (10-17 вв.) и как реакция на распространение и господство даосских и буддийских доктрин, и как энергичное подтверждение классической конфуцианской традиции, т.е. учения Конфуция и Мэн-цзы. Школы Лисюэ, Цисюэ, Синьсюэ, Даосюэ ознаменовали подлинное и глубокое возрождение конфуцианской философии, подкрепленной переопределением фундаментальных идей классической традиции и самого канона, включающего ««Четыре книги и пять канонов» – корпуса текстов, который стал основным для изучения с начала 14 века и почти до конца династии Цин.
Конфуцианство в Новое и Новейшее время
Трансформация, которую претерпело конфуцианство в Китае с конца девятнадцатого века, поразительна. Современные конфуцианцы признали движение Четвертого мая, что институты, связанные с конфуцианством, и в частности имперское государство, должны быть осуждены и отвергнуты, но утверждали, что эти институты на самом деле не отражали истинный дух идеологии.
Отделив «конфуцианскую душу» от ее «императорского тела», встал вопрос о поиске другого социального тела, которое могло бы вместить ренессанс конфуцианства. Некоторые современные конфуцианские интеллектуалы смотрели на философские факультеты новых университетов республиканского периода как на естественные места для этого возрождения, в то время как другие обращались к традиционным академиям, где не соблюдались различия между философией, историей и литературой. Однако традиционные академии просуществовали недолго, главным образом потому, что они больше не могли предложить студентам светлое будущее в качестве государственных служащих. На таком фоне учение постепенно трансформировалось в философию в течение двадцатого века.

В последние годы Китай содействует восстановлению конфуцианских добродетелей, противопоставляя их тем «западным ценностям», которые считаются чуждыми его собственной культуре. Повторное освоение традиционного культурного наследия способствует гармоничному развитию общества и его более эффективному контролю.
Конфуцианская система этики является фундаментальной мотивацией всех занятий в жизни общества и укоренилась в цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Это философский корень ведения бизнеса – следование этике «верховенства человека», а не «верховенства закона», является обычной деловой практикой для фирм. Другими словами, принятие решений посредством сложных социальных процессов порождает институциональную среду, построенную гуаньси. В общем, этика, основанная на гуаньси, а не на законе, определяет способ ведения бизнеса.
Религия Китая
Вопрос о религиозной природе конфуцианства обсуждался веками, порождая бесконечные споры между интеллектуалами самого разного происхождения. В настоящее время, если кратко, конфуцианство не фигурирует среди пяти религий, официально признанных государством и очень немногим китайцам придет в голову называть себя конфуцианцами.