Религиозный даосизм представляет систему верований с сочетанием элементов философского даосизма, конфуцианства, буддизма и местных верований Китая и Юго-Восточной Азии, образующих религиозный синкретизм, который отличает его от первоначальной концепции «Дао дэ цзин» Лао-Цзы.
Даосизм как религия
Строго говоря, термин «даосизм» относится к культурной, философской и текстовой традиции, существующей с 500 года до нашей эры. Основание учения приписывается легендарной личности по имени Лао-Цзы. Философия даосизма изложена в «Дао дэ цзин». Позднее теоретическую систему с «моралью» вобрала в себя дао-цзяо.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-1.jpg)
Даосизм (Дао-цзяо) – это политеистическая религия. Идея храмов и монастырей возникла, прежде всего, как ответ на конкуренцию со стороны буддизма. В дао-цзяо все еще сохраняются элементы загадочности. Многие ритуалы проводятся тайно, и некоторые секретные общества в истории Китая, имели даосскую основу.
Развитие дао-цзяо можно проследить до периода Цинь (с 221 по 206 год до нашей эры), но сформировалась она в середине периода правления династии Восточная Хань (25 – 220 гг.). В отличие от других мировых религий, даосизм организовывался в результате сочетания древних религиозных верований, местных культов и идей, ритуалов и жертвоприношений в разных частях Китая. Наследуя большинство религиозных концепций и практик, как фансянь дао, хуан лао дао, народные верования в предков и богов, постепенно вызревала вместе с ними высшая вера, источник всех вещей в метаморфозе – Дао.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-2.jpg)
Основание дао-цзяо – Путь Небесных Мастеров
Основателем даосизма как религии признается Чжан Даолин (Чан Лин) – религиозный лидер, который поклонялся Лао-Цзы как даосскому предку. Жизнь его окутана легендами и достоверной информации о нем очень мало. На самом деле о нем известно только из исторических источников, посвященных его внуку Чжан Лу, который прославился благодаря классическому китайскому роману «Троецарствие».
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-3.jpg)
Если кратко о Чан Лин, родился он в 34 году в уезде Фэн (Цзянсу). Начал изучать Даодэцзин ещё в детском возрасте, получил классическое конфуцианское образование в академии Тайсю, которая находилась в Лояне (столице поздней Хань). Отказавшись от карьеры чиновника, он удалился в горы, где вел жизнь отшельника, проявляя таланты экзорциста и целителя, и изучал науку о долголетии.
В 142 году в одном из своих рождений Лао-Цзы (обожествленная форма Тайшан Лаоцзюнь) явился Чжан Даолину и заключил с ним Завет «Истинного Одного, единосущного с (высшими) Силами» («Чжэнъи мэн вэй»), наказав избавить мир от тления и основать новое государство, состоящее исключительно из «избранного народа». Лаоцзы объяснил Чжану свое учение и присвоил ему титул «Небесный мастер» (Тяньши), что указывало на его возвышенное положение в системе ранжирования, в которой те, кто достиг бессмертия, находились на вершине, а люди, работающие над достижением этой цели – внизу.
Первый Небесный Мастер начал распространять основанное движение (на территории провинции Сычуань), объединяя народную религию с даосизмом, осуществляя имперский религиозный культ и проецируя форму теистического даосизма как культовую систему.
Его внук и третий Небесный Мастер, Чжан Лу, создал и возглавил политически и экономически автономную «теократию» в Ханьчжуне (ныне Шэнси на границе с Сычуань), разделенную на 24 чжи («приходы»). Каждый приход должен был платить ежегодный налог в размере пяти мер риса (отсюда и другое популярное название движения в первые годы его существования Пять Ковшей Риса/У доу ми дао). Считается, что административная структура и некоторые политические функции организации частично смоделированы по образцу светской государственной администрации.
Школа Путь Небесных Мастеров (Тяньши дао) с момента своего возникновения обладала мифологией и ритуалами, установила образцовую и всеобъемлющую модель религиозной и социальной организации, которую будут поддерживать все поздние даосские группы.
В первые несколько веков в движении «Пути небесных мастеров» прослеживается постоянство. Оно представляло как начавшееся с божественно-человеческого контакта – бог открывает учение и наделяет человека «рангом». Поздние даосские группы получали откровения от других последовательно возвышенных божеств.
Даже до получения официального признания движение никогда не отрывалось от политики. Поздние даосские школы также следовали общей схеме, иногда в форме милленаристских движений, обещающих заменить светское правительство или как церковь, предоставляющая услуги, дополняющие государственные.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-4.jpg)
Местные общины формировались вокруг жрецов, которые обладали тайными знаниями и занимали должности в божественно-человеческой бюрократии. Проведение ритуальных практик и право обращаться к божествам и духам гарантировалось положением жреца в иерархии, и этот принцип подтверждался в общине знанием ритуального репертуара.
Почти все ритуалы, которые проводили даосские мастера на протяжении веков, прослеживаются в раннем периоде Пути Небесных Мастеров. Диаспора общин Небесных Мастеров после окончания эпохи Хань (начало 3-го века) существовала по всему Китаю. Под названием «Путь правильного единства» (Чжэнъи дао) Тяньши дао в наши дни это одна из двух основных ветвей дао-цзяо.
Доктрина и учение
С самого начала возникновения религии Тяньши Чжан Даолин принял «Дао дэ цзин» Лао-Цзы в качестве главного писания, а Дао и Дэ – основными верованиями. Дао – источник и хозяин всего сущего во Вселенной, все вещи развиваются из Дао, а Дэ является воплощением Дао. Саньцин (Трое Чистых) – изначальное олицетворение Дао и представляет три важных процесса в создании вселенной, а именно «Дао рождает одно, одно – два, два – три, а три – все сущее».
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-5.jpg)
О верховном небесном божестве в даосизме говорится в даосских писаниях разных сект на протяжении всей истории, но высшая вера все равно остается в Дао. Единая символизация Дао – Нефритовый Чистый (Юаньши Тяньцзун), Всевышний Чистый (Линбао Тяньцзун) Великий Чистый (Даодэ Тяньцзунь) – развилась в теологическую теорию «одного воздуха, преобразующего три просвета».
«Одно» порождает «два» – Уцзи, представляющее недифференцированный, безвременный, абсолютный, бесконечный потенциал, Великое Дао, воплощенное Хуньдунем (во времена до сотворения мира, когда Вселенная еще не существовала, и космос находился в Хаосе), производит Тайцзи («великий предел») – дифференцированный, двойственный и относительный. Юаньши Тяньцзун представляет космический и творческий аспект Дао, контролирует самую раннюю фазу Сотворения Вселенной и отныне известен как Даобао道寶 («Драгоценность Дао).
Инь и Ян происходят от Уцзи, чтобы стать Тайцзи, Юаньши Тяньцзун проявляется в Линбао Тяньцзуне, который отделил Ян от Инь, свет от тьмы и классифицировал элементы по их законным группам. Поэтому он становится известен как Цзинбао 經寶 («Драгоценность Закона/Писания»).
На заключительном этапе творения Даодэ Тяньцзун проявляется из Линбао Тяньцзуна, чтобы принести цивилизацию и проповедовать Закон всем живым существам. Он также известен как Шибао 師寶 («Драгоценность Мастера»).
Эти Чистые или Тяньцзунь имеют радикально иную природу, чем другие китайские божества. Чистые – это не «личности», а ипостась (фундаментальная субстанция, первопринцип), один из многих аспектов, посредством которых Дао относится к человечеству.
В «погоне» за бессмертием
Люди могут достичь состояния единства с Дао (вернутся к идеальному эмбриональному состоянию) с помощью определенных методов совершенствования. Эти трансценденты известны как Бессмертные (шэнь сянь) и те, у кого самый высокий уровень совершенствования, могут достичь Небесного Достоинства.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-6.jpg)
Некоторые следовали режиму дыхательных упражнений и придерживались формы макробиотической диеты, которая одновременно накапливала чистые элементы и сводила к минимуму грубые. Другие практиковали искусство алхимии, собирая секретные ингредиенты и используя лабораторные методы, чтобы повернуть время вспять. Иногда эликсир готовили в настоящих тиглях или процесс очищения проводили эйдетически (визуализируя в ярких, реалистичных деталях), представляя, что внутренности тела функционируют как пробирки и горелки в лаборатории. Индивидуальные обряды исцеления и общинные празднества можно рассматривать как часть к восстановлению состояния здоровья и целостности, которое имеет место в начале (а также в бесконечности) времени.
Даосские практики и ритуалы
Даосские практики сложные и разнообразные и часто взаимодействуют с народными верованиями, отсюда и название фаншу方术 (магия) как даошу道術 (магия даосскими методами). В основном она делится на две категории – самосовершенствование и церемонии.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-7.jpg)
Охватывает:
- обряды покаяния;
- посты, специальные диеты;
- цзяо (жертвенные церемонии);
- заклинания;
- укрощение демонов;
- чтение писаний;
- медитацию;
- сексуальные практики (сексуальное кунг-фу);
- шаманские практики;
- экзорцизм;
- общение с медиумами;
- специальные зелья и эликсиры;
- астрологию;
- гадание;
- цигун;
- фэн-шуй.
Ароматические палочки – ключевой элемент даосской религиозной практики. Прихожане верят, что дым помогает доносить молитвы до божеств. Последователям говорят, что они могут достигнуть совершенства и бессмертия, если будут следовать определенной системе питания, дыхания, воздержания, исповеди и искупления. Даются советы, как молиться предкам, зарабатывать заслуги, бежать из подземного мира, используя алхимию, чтобы превращать кости в золото, а кожу в нефрит.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-8.jpg)
Многие практики в древние времена направлены на достижение бессмертия. Даосы ели сосновые иголки, шишки, смолу, веря в то, что они сделают их тела крепкими. Они избегали зерновых культур, считали, что зерно питает смертоносных демонов в сердце, мозгу и желудке. Даосские снадобья и дыхательные упражнения часто преследовали ту же цель – усмирение злых духов.
В совокупности ритуалы даосизма называются «Чжай Цзяо», где чжай 斋 – чистота, цзяо 醮 – жертвенные церемонии. Бессмертные чисты, поэтому перед поклонением им и жертвоприношениями нужно поститься, вымыться и переодеться. В процессе развития дассоские ритуалы вобрали в себя много буддийского содержания (и наоборот, китайские буддийские ритуалы имеют в своей основе даосское содержание). Даосы также верят, что с помощью церемоний можно получить благословения от бедствий.
Инь и Янь в даосизме
Инь и Ян происходит от дуалистической концепции в традиционной китайской философии. Древние китайские мыслители выражали характеристики противоположных и связанных вещей (небо и земля, белое и черное, солнце и луна, день и ночь, жара и холод, мужчина и женщина, верх и низ, левое и правое, движение и неподвижность, жесткость и гибкость, наказание и добродетель). Понятие используется для выражения абстрактного значения «взаимного противостояния и зависимости», известного как «ци» – отличительной особенности даосизма.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-9.jpg)
В «Дао дэ цзин» Лаоцзы использует его для обсуждения и развития философских и идеологических предложений. Конфуцианец Дун Чжуншу объединил теорию инь и ян и пяти элементов в основу политической и религиозной системы. Теория инь и ян проникла во все виды традиционной китайской культуры, включая календарь, астрономию, метеорологию, китайскую медицину, боевые искусства, каллиграфию, архитектуру, религию, фэн-шуй и гадание, и является важным компонентом традиционного китайского культурного сознания.
Писания
Историю даосизма можно рассматривать отчасти как череду откровений. Около 320 года ученый и алхимик Гэ Хун, под прозвищем Баопучжиши («Мудрец, объемлющий первоначальную простоту»), написал «Баопу-цзы». В энциклопедических статьях текста излагаются различные методы достижения возвышения в царство бессмертных (Тайцин). Большинство методов объясняют, как после соблюдения моральных кодексов и правил воздержания собирать драгоценные вещества для использования в сложных химических опытах. При правильном проведении экспериментов удается получить «золотой эликсир», употребление которого приводит к бессмертию.
Во второй половине 4 века новые откровения были открыты одному даосу по имени Ян Си, который поделился ими с семьей по имени Сюй. Эти тексты дают своим обладателям доступ к еще более высокому царству Небес, царству «Высшей чистоты» (Шанцин). Писания содержат легенды об уровне богов, обитающих на Небесах Высшей чистоты. Пропитанные мессианским духом они предсказывают апокалипсис, к которому мудрецы должны начать готовиться уже сейчас. Получив посвящение в текстовую традицию Высшей чистоты, и следуя ее программе «взращивания» бессмертия, адепты получают высокую статью в божественной бюрократии и могут выжить в новую эпоху.
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-10.jpg)
В 5 веке был канонизирован новый набор текстов «Духовная Драгоценность» (Лингбао). Большинство из них представлены как проповеди божеств еще более высокого уровня, Тяньцзун, которые являются самыми непосредственными персонифицированными проявлениями Дао. Книги инструктируют последователей, как поклоняться богам, которым молятся в разных ритуалах, проводить обряды для спасения мертвых, дарования благ живым и покаяния в грехах.
12 век стал особенно инновационным периодом для даосской религии. Развились секты под названием «Высшее Единство» (Тайи), «Совершенное и Великое Дао» (Чжэнда дао) и «Совершенная Истина» (Цюаньчжэнь). В начале 15 века сорок третий Небесный Мастер взял на себя ответственность за составление и редактирование даосских ритуальных текстов, что привело к обнародованию того, что может считаться даосским каноном.
Сань Цзяо
Выражение «саньцзяо» 三教 (Три учения) относится к трем великим китайским религиозным традициям – конфуцианству, даосизму и буддизму. Одно из самых ранних упоминаний тринитарной идеи приписывается выдающемуся ученому 6 века Ли Шицяню, который писал, «буддизм – солнце, даосизм – луна, а конфуцианство – пять планет».
![](https://okitay.ru/wp-content/uploads/2022/11/da-11.jpg)
Ли сравнивает три традиции со значимыми небесными телами, предполагая, что, хотя они остаются отдельными. Одна популярная пословица начинается с перечисления символов, отличающих религии друг от друга, но заканчивается утверждением, что в основе своей они одинаковы: «Три учения – золото и киноварь даосизма, реликвии буддийских фигурок, а также конфуцианские добродетели человечности и праведности – это, по сути, одна традиция».
Более того, три учения «оплодотворяют» друг друга. Чань-буддизм происходит от противостояния даосизма и буддизма. Религиозные спекуляции неоконфуцианства перенимают идеи буддизма и даосизма.