Династия Мин была основана в разгар хаоса, последовавшего за концом династии Юань, когда засуха и голод усугубили растущие волнения среди китайских подданных Монгольской империи. Последняя коренная китайская династия в Китае правила почти 300 лет, стремясь восстановить национальную культуру в подражании династии Сун.
Начало правления династии Мин
Середина 14 века совпала в Китае с периодом анархии и всеобщей милитаризации общества. Поначалу монголы управляли Китаем достаточно эффективно, внося прогрессивные изменения в управление экономикой, осуществляя рад крупных общественных проектов. Но в конечном итоге монгольско-ханьский дуализм, доминировавший в период правления династии Юань, не удалось преодолеть. К концу правления жизнь при дворе Юань представляла собой странную амальгаму культур, частично монгольских кочевников, частично имперских китайцев.
Конфликт между культурами привел к конфликту относительно политики. Но когда крестьянские бунты грозили перерасти в полномасштабное восстание, стратегия, разработанная для преодоления кризиса, оказалась не слишком умной. Стихийные бедствия в виде засух вызывали повсеместный голод. Монголы поняли, что принятие китайской имперской культуры имеет как свои преимущества, так и свои риски. Эти бедствия были истолкованы как признаки того, что монголы потеряли Небесный мандат и по всей стране вспыхнули восстания.
В разгар этих бунтов появилось несколько лидеров, среди которых нанкинский генерал по имени Чжу Юаньчжан. Один из многочисленных претендентов на престол Юань, сумел собрать армию, способную изгнать презираемых иностранцев из Китая, одержать верх над своими соперниками, прежде всего, благодаря своевременной приверженности восстанию «Красных повязок» важную роль в котором сыграла милитаристская секта Белого Лотоса, сочетающая манихейские элементы и народный буддизм. Однако его успех был обусловлен также готовностью, с которой он смог разорвать старые союзы, чтобы укрепить легитимность своих требований и тем самым сделать их приемлемыми в глазах традиционных элит.
Династия Мин в Китае начинается с энергичных действий основателя Чжу Юаньчжана, направленных на возвеличивание националистического характера.
Окончательному утверждению династии способствовало:
- создание прочной территориальной базы вокруг Нанкина с 1356 года;
- успешный исход некоторых решающих битв против его главных соперников из центрального Китая и низовьев Янцзы;
- быстрая организация бюрократической и военной системы, способной интегрировать и контролировать новых подданных;
- систематические усилия по восстановлению экономики недавно завоеванных территорий.
Правление Мин представляется как эпоха возрождения Китая и восстановление лучших национальных традиций. Действия первого императора были направлены на укрепление государственной организации и централизацию императорской власти.
В 1368 году Чжу Юаньчжан провозгласил себя императором новой династии Мин и стал известен в истории как Хунъу (1368 – 99 гг.).
Экономика и общество
Сильно упрощая картину, можно сказать, что социально-экономическая история династии Мин описывает переход от федерации автаркических деревенских общин, которые основатель династии пытался построить на руинах империи Юань, к утонченному городскому обществу, в котором была большая свобода поведения и идей, потребления и полная коммерциализация, что поражало первых европейских путешественников.
Вместе с тем, опустошения монгольской эпохи не затронули все регионы одинаково (юго-восточные районы во многом сохраняли богатство периода династии Сун). С другой стороны, процветание более развитых регионов в течение последнего века династии Мин, большой прогресс, достигнутый в ремесленном производстве и урбанизации, доступ широких слоев населения к потребительским товарам и культуре, не коснулись обширных районов, где преобладало натуральное хозяйство, и сохранялись большие области сельской нищеты даже в провинциях, которые считались богатыми.
Но факт остаётся фактом, за два столетия лицо Китая изменилось. Социальные, экономические и культурные преобразования прослеживаются до начала 16 века. Эта тенденция стала результатом роста, который начался с экономического и демографического подъёма после кризиса перехода от династии Юань к династии Мин. Он продолжился благодаря внутреннему миру, которым страна наслаждалась в течение первых двух столетий правления династии, и ускорился торговой революцией 16 века и массовым импортом монетарного серебра.
При династии Мин процветали ремесленная промышленность и товарное хозяйство, зарождались торговые рыночные города и капитализм, в культуре и искусстве наблюдалась тенденция к секуляризации.
Династия Мин считается золотым веком после династий Хань и Тан.
Социально-экономическое развитие 15-16 веков нарушило социальное выравнивание, жесткое расслоение и сельскую автаркию.
- Значительные налоговые льготы, предоставленные семьям ученых-чиновников, образующих особый социальный класс (шидафу), также сыграли важную роль в этом процессе, поскольку обеспечивали рентабельность накопления земли и ускоряли его, поощряли ростовщичество в сельской местности и переход задолжавших мелких землевладельцев в статус слуг, защищенных от налогообложения своими хозяевами.
- Богатство, накопленное «знатными родами» (дaцзя) позволили им расширить свои владения и в то же время вложить средства в кредитные и торговые предприятия.
- Богатство также способствовало воспроизводству социальных классов и политической стабильности, поскольку оно финансировало обучение наиболее перспективных молодых людей из различных семей и позволяло им, приобретая академические квалификации, сохранять статус и привилегии в поколениях.
В 16 веке абсентеизм крупных сельских землевладельцев стал всеобщим. Они переезжали в крупные города. Отсутствие зажиточного класса поставило под угрозу функционирование «системы сельского самоуправления» (лицзя), созданной в начале правления династии (когда богатые семьи брали на себя сбор налогов, наложение корве и других услуг в сельских общинах в соответствии со сменами через десять лет), также нарушали организацию общих структур обслуживания ирригационных систем. Косвенное управление крупными поместьями поручалось слугам-управляющим (нупу), что, вероятно, способствовало развитию коммерческого сельского хозяйства. Идеальным примером этого процесса можно назвать регионы низовьев Янцзы.
Процветание, которое в основном носило городской характер, сопровождалось появлением социальной элиты, отличавшейся необычайно расточительным образом жизни и установившей довольно неоднозначные отношения с властью. К концу правления династии Мин эта элита в более развитых регионах империи характеризовалась своеобразным и противоречивым набором моделей поведения, в которых легкомыслие сочеталось с преданностью общественному благу, декадентский эстетизм – с политической смелостью, а моральная строгость – с неумеренным вкусом к деньгам и удовольствиям, которые они могли купить.
Быстрое увеличение количества серебра в обращении после первых десятилетий 16 века, стало большой движущей силой социально-экономического развития Китая во второй половине периода Мин.
Импортированное из Японии, а затем, начиная с 1670-х годов, из Америки через Манилу, серебро использовалось для оплаты шелка, фарфора и всех товаров, производимых на экспорт в регионах Янцзы и прибрежных провинциях, которые продавали с большой прибылью в юго-восточных районах Азии, Японии и даже в Европе.
Внутренняя политика
Несмотря на интеграцию элиты литераторов юго-восточных регионов в новый политический порядок и немедленный поиск конфуцианской легитимности, режим, основанный в Нанкине в 1368 г., был в основе своей милитаристским и популистским. Власть находилась в руках военной аристократии, состоящей из принцев крови, военачальников, которые позже присоединились к рядам Чжу Юаньчжана.
Созданные в начале правления династии институты контроля в сельской местности обеспечивали самоуправление в рамках системы фискальной организации, в которой обязанности поочередно переходили к самым богатым.
Местные чиновники играли роль простых бухгалтеров, а в некоторых случаях им даже запрещалось покидать свои кабинеты, так как считалось, что их действия могут вызвать гнев народа, который имел право доносить на них непосредственно императору.
Принципы правления и модель общества Чжу Юаньчжана, широко описанные в его «великих прокламациях» (дагао), не выдержали испытания временем в долгосрочной перспективе, но во многих отношениях такая политика продолжала оставаться образцом на протяжении всей истории династии Мин.
Внешняя политика
Один из самых интересных парадоксальных аспектов истории Мин в том, что экономический взлет и культурный расцвет второй половины династии финансировался за счет внешней торговли, несмотря на указ о закрытии империи для морской торговли.
Торговля ограничивалась посольствами, перевозившими дань, которым предоставлялись многочисленные льготы, что, по сути, представляло случай субсидированной дипломатии. Однако с начала правления династии контрабандой занимались китайские общины, обосновавшиеся в стратегически важных местах, Ява или Палембанг, которые миссии Чжэн Хэ пытались нейтрализовать в начале 15 века.
Несмотря на предложения открыть некоторые порты, такие как Кантон и Нинбо, для иностранной торговли, запрет на эту деятельность был подтвержден, особенно в отношении японцев и португальцев.
В результате морская торговля, становившаяся все более процветающей и необходимой для экономики материка, была сосредоточена вокруг ряда баз у побережья Фуцзянь и Чжэцзян, которые некоторые историки без колебаний называют центром международной морской торговли на Дальнем Востоке.
Развитие культуры
В период правления династии Мин доминировал национализм, усугубленный желанием заново открыть культурное богатство Китая, который так сильно пострадал от иностранного правления, навязанного монголами, чжурчжэнями и хитайцами. Архаизмы и коллекции археологических артефактов древнего Китая, таких как нефрит и бронза эпохи Хань, стали модными среди ученого сословия, приобрела популярность живопись, имитирующая стиль Тан. Досунские истории и трактаты пересматривались, аннотировались и переписывались.
Расцвет китайского фарфора
Необычайный строительный пыл императоров в династии Мин привел к небывалому великолепию архитектуры. В зданиях, садах и ландшафтах деятельность архитекторов была направлена на превознесение природной красоты и создание сценариев изысканной гармонии.
Элегантность и удивительные хроматические эффекты также являются ориентирами искусства керамики, которое переживает необычайный расцвет, в том числе благодаря коммерческому спросу из-за рубежа, что стимулирует производство изысканного фарфора, все более фантазийного.
Особенно ценится и совершенствуется «бело-голубой», 青花qīnghuā, с росписью синей подглазурной краской-кобальтом на белом фоне, перед нанесением блестящего, прозрачного и бесцветного покрытия и последующим обжигом в один прием в печи при температуре выше 1300°C.
Произведенный на мануфактурах Цзиндэчжэня (Цзянси) он в больших количествах экспортировался в Европу, став очень важным товаром во внешней торговле империи.
Императоры Мин
Во многих отношениях империя Мин может рассматриваться как прекрасная иллюстрация теории династических циклов, выдвинутой мыслителями эпохи Хань. Основатель династии, поборник справедливости, восставший против деспотичного и коррумпированного режима, неизбежно сменяется в течение разных царствований постепенным ослаблением рода.
- Императоры становятся жертвами своих евнухов и придворных интриг.
- «Родовые институты» оказываются все более неадекватными потребностям времени.
- Компетентность, стандарты поведения и мораль бюрократии снижаются, а вооруженные силы становятся бессильными.
Одновременно запускается процесс концентрации земли и роста населения, что приводит к обнищанию все более широких слоев сельскохозяйственного населения, обострению социальной напряженности, распространению уклонения от налогов и финансовому кризису государства.
В конце этого пути возникает ослабленный режим, потерявший свой Небесный мандат и неспособный авторитетно противостоять народным восстаниям и давлению соседнего населения кочевников.
Тай-цзу
Чжу Юаньчжан, «Великий родоначальник», Тай-цзу (девиз правления Хунъу), остался в истории не только как то, что смог основывать новую династию, но и как недоверчивый и жестокий правитель («Нанкинский тиран»). Он упразднил «великий императорский секретариат» и, будучи самодержавным правителем, передал административные задачи в руки тайной полиции.
Личные телохранители Хунъу, организованные в цзиньи-вэй («стражу в парчовых одеждах») находились под надзором евнухов высшего суда и обладали значительной властью. Они были «глазами и ушами императора», как можно узнать и из дорам, специально обученные для слежки за государственными чиновниками и устранения потенциальных соперников.
Они имели право отменять судебные разбирательства, полную автономию арестовывать, допрашивать и наказывать любого человека, включая вельмож и родственников императора. На самом деле цзиньи-вэй обладала широким спектром полномочий, включая управление церемониальной стражей, ремонт улиц столицы, углубление канав в городе, арест преступников и так далее.
Цзяньвэнь
Чжу Юньвэнь, выбравший девиз правления Цзяньвэнь («восстановление цивилизации»), 1398–1402, был сыном наследного принца Чжу Бяо, умершего в 1392 году. Правление Цзяньвэня было недолгим и прежде чем стать императором, он начал с подавления феодалов, стоявших на его пути к власти, включая дядю Чжу Ди.
В 1399 году Чжу Ди, чувствуя себя несправедливо обделённым, организовал армию и начал поход на Нанкин со своей базы к северу от Пекина. К 1402 году армия Чжу Ди достигла Нанкина, и после короткой битвы он узурпировал трон у Цзяньвэня. Чжу Юньвэнь погиб вместе со своим гаремом в пламени пожара, пожиравшего императорский дворец.
Юнлэ
Четвертый сын основателя династии Мин, Чжу Ди, принял девиз правления Юнлэ («вечная радость»), 1403–1424, и незамедлительно запустил пропагандистскую машину, которая должна была избавить поданных в узурпации им власти.
Тем не менее, он наиболее известен своим заграничным проектом, в котором он отправил адмирала-евнуха Чжэн Хэ на разведку в страны-данники, чтобы продемонстрировать политическую мощь минского Китая.
Хунси
После Юнлэ правил император Чжу Гаочи под девизом Хунси («великое сияние»),1378–1425 гг.
Сюаньдэ
Правление пятого императора, Чжу Чжаньцзи, принявшего девиз правления Сюаньдэ («провозглашение добродетели»), 1426–1435, считается относительно мирным временем, хотя ему пришлось столкнуться с несколькими сильными землетрясениями в стране, что вынудило снизить налоги. Он также пытался остановить коррупцию в среде чиновников, но без особого успеха.
Император Сюаньдэ – выдающийся художник, особенно в анималистическом жанре. Многие его работы сохранились и их можно смотреть в Национальной дворцовом музее в Тайбэе, также в других коллекциях зарубежных музеев.
Чжэнтун
Чжу Цичжэнь – шестой император, правивший под девизом Чжэнтун («законное наследие») 1435–1449, и восьмой в 1457–1464 под девизом Тяньшунь («Небесная Благосклонность»).
Цзинтай
Чжу Циюй взошел на трон, после того, как его старший брат, император Чжэнтун, потерпел тяжелое поражение в битве с монголами и был взят в плен. После освобождения из плена он организовал заговор, чтобы вернуть императорский престол.
Чжу Цзяньшэнь
Правил под девизом Чэнхуа («совершённая перемена»), с 1465 по 1487.
Чжу Ютан
Девятый император, правивший под девизом Хунчжи («великодушное правление»), 1487 – 1505.
Чжу Хоучжао
Десятый император с девизом правления Чжэндэ («истинная добродетель»), 1505 – 1521.
Чжу Хоуцун
Правил под девизом Цзяцзин («чудесное умиротворение»), 1521 – 1567.
Чжу Цзайхоу
Девиз правления Лунцин («долгое счастье»), 1567-1572.
Чжу Ицзюнь
Девиз правления Ваньли («бесчисленные годы»), 1572–1620.
Чжу Чанло
Девиз правления Тайчан (великое процветание»), 1620.
Чжу Юцзяо
Девиз правления Тяньци, 1620 – 1627.
Чжу Юцзянь
Девиз правления последнего (шестнадцатого) императора Мин, 1627–1644 – Чунчжэнь («возвышенное счастье»). На смену Мин пришла династия Цин.
Внешнеполитические конфликты и первые контакты с Европой
Отношения с различными монгольскими племенами первоначально строились по модели данничества и были связаны с организацией ярмарок вдоль границ (которые были основным источником поставок лошадей для армий Мин). В ряде случаев появление вождей, способных объединить несколько групп населения, чьи торговые и дипломатические притязания Мин отвергали, приводило к увеличению числа кровавых вторжений на территорию Китая, если не к состоянию открытой войны.
Португальцы достигли морей Дальнего Востока в начале 16 века и получили право поселиться в Макао в 1554 году.
Первое католическое поселение в самом Китае было организовано в 1583 году в Чжаоцине (Гуандун) иезуитами Микеле Руджери и Маттео Риччи. Позже Риччи обосновался в Нанкине, начиная с 1603 года, в Пекине. Впоследствии в миссии, основанной в Пекине, работали иезуиты, которых двор призвал для работы в созданной в 1629 году Календарной канцелярии, и, в частности, знаменитый Адам Шалль фон Белль.
Падение династии Мин
Окончательный крах эпохи Мин произошел в результате ряда бедствий 1630-х годов: серьезного финансового спада, сельскохозяйственной катастрофы из-за засухи и нарушения сезонных температур, периодами длительного похолодания, вызванного Малым ледниковым периодом, и постоянными мятежами. Последней каплей стало разрушение дамб на Хуанхэ в 1642 году повстанцами, что привело к наводнению, которое унесло жизни десятков тысяч человек. Последний минский император покончил жизнь самоубийством в 1644 году во время жестокого восстания фермеров.