Философия Древнего Китая развивалась на основе онтологических, эпистемологических и метафизических парадигм, отличных от западных теоретических дискурсов. Понятия и категории, используемые в китайской философии, сложно перенести из одного социокультурного контекста в другой, таким образом, ее невозможно понимать через призму традиционной западной мысли. Применение западных методов может привести к серьезным недоразумениям и ложным толкованиям китайских дискурсов.
Кратко о философии Древнего Китая
Китайская философия включает в себя сумму философских школ, созданных в Китае. Имея историю в несколько тысячелетий, она начинает устанавливаться в 12 веке до нашей эры с написанием Книги Перемен (И Цзин), древнего сборника по гаданию, в котором представлены некоторые фундаментальные термины китайской философии. Однако устная традиция восходит к временам неолита.
Её историю можно разделить на четыре периода.
- Доктрины ранней династии Шан о цикличности, также И Цзин.
- Классическая китайская философия, известная разнообразием и количеством сформировавшихся школ.
- Легизм в качестве официальной философии династии Цинь. Позднее династия Хань навязывает конфуцианство и даосизм в качестве официальных доктрин, это влияние сохранится и в 20 веке.
- Период современности, характеризующий внедрением в стране западной философии.
Ключевой момент китайской философии – гуманизм. Человек и общество занимали, если не монополизировали, внимание китайских философов на протяжении веков. Этические и политические дискуссии затмевали любые метафизические спекуляции. Но этот гуманизм не подразумевает безразличия к высшей силе или к Природе. Вместо этого общий вывод, представленный в древнекитайской философии, заключается в единстве человека и неба.
Основные категории философии древнего Китая
Различия между китайскими философскими школами достаточно значительны, однако они имеют общий словарь и проблемы. Среди терминов, встречающихся в целом – Дао, дэ, ли, ци, Тайцзи, мин и ши.
Главное:
- Соотношение между принципом и материей
- Способ узнать правду
- Природа человека
Основные категории, общие для различных школ мысли:
- Эпистемологический оптимизм или вера в то, что на большие вопросы есть ответы, даже если на них нельзя ответить сейчас.
- Тенденция рассматривать человека как часть природы.
- Склонность не призывать единую и персонифицированную сверхъестественную силу. Вопросы о природе и существовании Бога, оказавшие столь глубокое влияние на западную философию, не имеют большого значения в китайской философии.
- Вера в то, что цель философии состоит в том, чтобы служить практическим и моральным руководством.
Сто школ китайской мысли
Развитие так называемых «ста школ» китайской мысли – творческий расцвет, который заложил основы всех основных школ китайской мысли, за исключением буддизма – происходит в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств (8–3 вв. до н. э.).
Все «сто школ» возникли в ответ на практические условия. Философы были либо правительственными чиновниками, либо учеными, путешествовавшими из одного феодального государства в другое и предлагающими идеи социальных реформ. Самые известные системы мысли, как зафиксировал их для потомков, первый великий историк Китая Сыма Цянь:
- Школа инь-ян (инь ян цзя)
- Конфуцианство (жуцзя)
- Моизм (моцзя)
- Школа имён (минцзя)
- Легализм (фацзя)
- Даосизм (даоцзя)
Золотой век заканчивается с появлением династии Цинь, которая подавляет все «споры» и применяет на практике теории легализма.
Школа инь-ян
Руководящие принципы инь ян цзя упоминаются уже в Дао Дэ Цзин, а теория Пяти Элементов восходит к классическим (каноническим) текстам. Они устанавливаются как система в период Сражающихся царств, и последователи связывают Пять Элементов с пятью добродетелями. Лидером школы был Цзоу Янь из царства Ци. Если очень кратко, он используют концепции Инь и Ян, Пяти элементов, чтобы развить космическое видение последовательности исторических периодов, а, следовательно, династического чередования.
Конфуцианство
Не имеющий аналога в китайском языке термин «конфуцианство» – мировоззрение, социальная этика, политическая идеология, научная традиция и образ жизни. Хотя со временем оно трансформировалось, по-прежнему является основой обучения, источником ценностей и социальным кодом китайцев.
Конфуций подчеркивал важность взаимоотношений, беря за образец семью, в которой люди подчиняются старшим, от отца и старших братьев до главы государства. Вместо того чтобы контролировать общество с помощью суровых законов и принуждения, он считал, что образование – жизненно важный инструмент в развитии надлежащего поведения, которое приводит к упорядоченному и добродетельному обществу. Неизвестно точно, сколько идей принадлежит самому Конфуцию, однако конфуцианство становится господствующей государственной идеологией, за некоторыми исключениями, для большинства поздних династий Китая.
Самым известным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Он отстаивал идеалы учителя в противовес конкурирующим философиям, подчеркивал доброжелательность и важную концепцию сыновьей почтительности, но также известен идеей о том, что люди имеют право на восстание против тиранических правителей.
Моизм
Основанный китайским философом Мо-цзы моизм рождался как реакция на конфуцианство. Отвергая культуру обрядов и ритуальную музыку, которые бесполезно тратят драгоценное время, он возвращается к Небесам и духам (к чему конфуцианцы относились скептически) и предлагает недифференцированную любовь (в поразительной параллели с христианством, отчего Мо-цзы был прозван как Иисус Китая). Если мир находится в хаосе, то это происходит из-за человеческого эгоизма и пристрастности, и предписанное лекарство в том, чтобы «пристрастность была заменена универсальностью», ибо, «когда каждый рассматривает состояния и чужие города, как свои, никто не нападет на чужое государство и не захватит чужие города». Тот же принцип должен был применяться к благополучию семьи и отдельного человека.
Школа имён или логиков
Философию школы имён сравнивают с софистикой. Она обозначает разные группы китайской философии и происходит от моизма. Эти группы мыслителей известны своими парадоксами, такими как «белая лошадь – не лошадь», «собаку можно считать овцой».
Даосизм
Основанный на двух классических трудах, «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан Цзы» даосизм преуменьшает значение амбиций и жадности, считая эти склонности человека ведущими к угнетению. Даосы выступают за невмешательство в дела Вселенной, следуя пути природы. Дао, который используется как метафизический термин, описывает течение вселенной или силу, стоящую за естественным порядком. Три драгоценности Дао – сострадание, умеренность и смирение.
Легализм
Легализм (легизм) – прагматическая политическая философия, девиз которой – «устанавливать четкие строгие законы или применять суровые наказания». Согласно легизму, правитель должен управлять своими подданными в соответствии с фа (закон или принцип), шу (метод, тактика, искусство или государственное управление) и ши (законность, сила или харизма). При Ли Си в 3 веке до н.э. форма легизма, по существу, превратилась в тоталитарную идеологию в Китае, что отчасти привело к ее последующему упадку.
Основные проблемы, поставленные древнекитайскими философами
Китайская мысль отличается от европейской философии настолько, что формально можно отказаться от описания методов и результатов ее подхода как «философского». Очень рано отвергнув спекуляции и лишь изредка и с запозданием обращаясь к метафизике или логике, китайская мысль и «философы» с большей готовностью полагалась на синтез, чем на анализ, на решение проблем, чем на определение понятий, на пример, чем на демонстрацию, на текучесть ума, чем на прочность аргументов. Поскольку она не признает единой, личной, создающей мир сущности, идея конечной и абсолютной истины, которую можно исследовать верой или разумом, редко используется в философских дискуссиях.
Вместо этого в центре дискуссии находится такая особенность как человеческая мораль, и существуют разногласия по поводу того, является ли человек от природы добрым, но извращенным обществом, или только благодаря воспитанию дикий зверь превращается в цивилизованное существо. На самом деле, древнекитайская мысль философии в основном ориентирована на практическое решение проблем общества. В этом смысле она по сути своей политическая, за исключениями, которые не скрывают своей гетеродоксальности.