Несмотря на большие размеры страны, государственное устройство Китая организовано по унитарным, не федеративным принципам. Для управления страной правительством и КПК созданы примерно параллельные национальные бюрократии, от центра до местных уровней, которым помогают различные «массовые организации», как профсоюзы или КСМ, охватывающие ключевые слои населения.
История: от Мао до Си
История КНР делится на эпоху маоизма (1949–1976 гг.) с идеей социалистических преобразований и классовой борьбы, эпоху Дэн Сяопина с темой модернизации, реформ и открытости и эпоху после Дэн Сяопина (с 1978 года).
С основанием Народной Республики приоритетной целью коммунистической политической системы стало возведение Китая в ранг великой державы. В процессе «центр тяжести» переместился из сельской местности в город, но председатель Мао Цзэдун настаивал на том, что революционное видение, выработанное в сельской борьбе, будет и впредь направлять партию. В ряде выступлений Мао заявлял, что главная цель – создание социалистического общества и, в конечном итоге, мирового коммунизма. Ради этого необходимо преобразовать города-потребители в города-производители, чтобы создать основу, на которой «укреплять политическую власть народа».
Юридическое изложение этой «народно-демократической диктатуры» дано в «Общей программе народного политического консультативного совета Китая», принятой в сентябре 1949 года и имеющей характер временной конституции. После победы коммунистов всеобщее стремление вернуться к нормальной жизни помогало правительству восстановить экономику. В каждом населенном пункте при поддержке армейских подразделений пресекалась преступная деятельность, связанная с развалом экономики. Вскоре можно было говорить о долгосрочных планах развития.
Сторонники маоизма считают, что при Мао впервые за десятилетия были обеспечены единство и суверенитет страны, произошли изменения в промышленности, инфраструктуре, здравоохранении и образовании, которые подняли уровень жизни людей. Они уверены, что такие кампании как «Большой скачок» и «Культурная революция» были необходимы для развития КНР и очищения культуры, и сомневаются в статистике и данных о числе погибших в ходе этих значимых для страны событий. Голод, якобы, был вызван исключительно стихийными бедствиями, и гораздо больше людей погибло как от голода и других социально-политических причин во время правления Чан Кайши.
Критики политического строя Мао заявляют, что правительство Китая установило жесточайший контроль над повседневной жизнью людей, считают, что экономические и политические кампании, которые должны была вывести Китай на конкуренцию с великими державами того времени, были ошибочными, привели к гибели миллионы людей, повлекли огромные экономические издержки, нанесли непоправимый ущерб великому культурному наследию.
- Поворотным пунктом в истории КНР стал Третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва в декабре 1978 года, который поделил на эпоху маоизма, целью которой были социалистические преобразования и классовая борьба, и эпоху Дэн Сяопина, проницательного, прагматичного и решительного политика, провозгласившую модернизацию, реформы и открытость.
- После Дэна страны бразды правления принял Цзян Цзэминь. Его концепция «трёх представительств» открыло КПК для предпринимателей, что навсегда изменило её дух.
- Фундаментальным шагом в новейшей истории страны стало вступление в ВТО в 2001, когда Китай стал частью международной динамики.
- Период правления Ху Цзиньтао отмечают как эпоху «технократов» и называют «золотым десятилетием», с 2002 по 2012. Теоретический вклад Ху Цзиньтао, признанный в уставе партии – теория «научного развития социализма». В это десятилетия начинается великая трансформация, результаты которой видимы сегодня. Кроме того, Ху сосредоточился на «гармоничном обществе» для обеспечения «стабильности».
- Два самых значительных события в истории – Олимпийские игры, которые принимала страна в 2008 году, что представляет символическую демонстрацию новой мощи Китая, и ЭКСПО в 2010 году, ещё один успех, подтвердивший, что Китай – центр мирового бизнеса.
- Си Цзиньпин считается одним из самых могущественных лидеров в истории КНР. Он запустил «новую китайскую мечту» и глобальный проект «новый шелковый путь».
С момента основания КНР КПК является единственной правящей партией и сохраняет абсолютное лидерство в вооружённых силах страны. Политический режим можно охарактеризовать как то, что Китай остается однопартийным (унитарным) государством с признаками демократизации, хотя он также является относительно децентрализованным и адаптируемым.
Дата провозглашения
История современного государства начинается с церемонии основания, состоявшейся в Пекине 1 октября 1949 года. 2 октября СССР признал КНР и 3 октября между странами были установлены дипломатические отношения.
Сколько лет КНР
1 октября 2023 – 74
Конституционная основа
Первая Конституция была рассмотрена 20 сентября 1954 года и одобрена на первой сессии первого Всекитайского собрания народных представителей. С того времени она претерпела два важных пересмотра в 1975 и 1978.
Действующая Конституция принята пятой сессией ВСНП Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., обнародована и введена в действие в тот же день. Впоследствии в неё несколько раз вносились поправки, формирующий действующий текст, который состоит из 4 глав и 143 статей.
Конституция КНР разъясняет государственный строй Китая, подчеркивает концепцию демократического централизма, определяет государство как общество народно-демократической диктатуры, основанное на союзе рабочих и крестьян и следующее принципам марксизма-ленинизма.
Социалистическое государство предусматривает центральные и местные государственные учреждения в рамках системы народных собраний. Реализуется основное политическое устройство, перечисляются направления государственной политики Китая.
Согласно Конституции высшим органом, принимающим решения, является Национальный конгресс. Партийный съезд созывается один раз в пять лет. Когда конгресс не заседает, уполномочен действовать ЦК. От имени ЦК функционирует Политбюро. В свою очередь, Постоянный комитет Политбюро направляет его работу. Повседневная работа ЦК и Политбюро возложена на Секретариат (через разные отделы).
Институциональный порядок и внутренняя политика
Политический строй для сторонних наблюдателей в Китае вполне логично описывается как «монолитное коммунистическое авторитарное государство». Но при глубоком рассмотрении матрица власти гораздо сложнее, чем эссенциальное описание, которое можно найти в стандартных учебниках.
Всекитайское Собрание Народных Представителей
Национальная законодательная власть находится в руках высшего органа власти, избираемого ЦК каждые пять лет, – ВСНП – однопалатного законодательного органа. В него входят самые влиятельные лица страны. Нынешнее Всекитайское Собрание Народных Представителей вступило в должность в марте 2023 году. Ежегодное пленарное заседание ВСНП проводится в марте и длится 10 – 14 дней.
В соответствие с конституционной основой ВСНП является однопалатным законодательным органом, который наделён полномочиями:
- вносить поправки в Конституцию и следит за её исполнением;
- избирать центральные государственные структуры, включая административные, надзорные, судебные, военные, Председателя КНР и его заместителя;
- принимать законы, осуществлять надзор за деятельностью правительства.
В конституционных рамках КНР государственные органы всех уровней остаются подотчётными ВСНП, в отношении правления которого нет системы сдержек и противовесов со стороны исполнительных, законодательных, судебных органов.
Глава государства
ВСНП может назначать «церемониального» главу государства – Председателя КНР. Это один из государственных институтов и формально он находится в подчинении ВСНП. Являясь высшим представителем государства, он реализует решения совместно с ВСНП и его ПК, занимается государственной деятельностью, отвечает за дипломатический протокол, но не рассматривает конкретные задачи, в том числе административные и военные.
В случае недееспособности, смерти или смещения главы его обязанности принимает на себя заместитель. Эту должность может занимать человек, который не состоит в КПК. Исторически сложилось так, что два демократа Сун Цинлин (супруга Сунь Ятсена) и Жун Ижэнь исполняли обязанности вице-главы государства. Если заместитель не может выполнять свои функции, вместо него действует председатель ПК ВСНП.
Срок полномочий главы гос-ва и его заместителя составляет пять лет без ограничения количества сроков (после внесения поправки в Конституцию в 2018 году).
Госсовет
Высший административный орган государства, возглавляемый премьером, состоит из глав вех правительственных ведомств (около 50 человек). Он ответственен за исполнение законов и решений, утвержденных ВНСП и его ПК, а также за подготовку рабочих отчётов. В полномочиях Госсовета принимать меры, разрабатывать административные правила издавать распоряжения в рамках своей юрисдикции.
Компартия Китая
Китай – это национальное государство и «партия-государство». С того дня, когда Мао Цзэдун, глядя на площадь Тяньаньмэнь, санкционировал начало новой эры, КПК, уступающая по количеству членов только Бхаратия джаната парти в Индии, стала де-факто исключительным обладателем политической власти в стране.
Политическая система Китая не поддаётся простой классификации и состоит из множества вертикальных и горизонтальных связей (条块tiáokuài). Интеграция вертикалей и горизонталей требует больших усилий.
В партийно-государственной системе переплетаются партийная и государственная иерархии, простирающиеся от общенационального уровня до деревни. Согласно уставу КПК видит себя «руководящей общей ситуации», «координирует работу всех сторон» и берёт на себя «роль руководящего ядра среди всех других организаций на соответствующем (правительственном) уровне».
Взаимосвязанная природа отношений партии с государственными иерархиями проявляется в наибольшей степени в кадровых назначениях и подчинении. На каждом уровне государственного управления партийный комитет – основной орган управления.
В случае с ВСНП, например, поскольку Китай избегает разделения власти, треть делегатов заседают высокопоставленные партийные и государственные чиновники, в том числе глава государства, он же генеральный секретарь КПК. ВСНП, как и любой другой политический институт, подотчетно партии и включает в себя партийную ячейку. На вершине политической системы находится лидер, который не подлежит прямым или косвенным конкурентным выборам и заявляет о намерении оставаться у власти на неопределенный срок.
Многопартийное сотрудничество
Как бы противоречиво это не звучало, но китайская «партократия» или «партия-государство» конституционно предусматривает существование множества политических партий. И это консолидированная реальность, которая содержится в формуле «многопартийное сотрудничество и политические консультации под руководством КПК». Упрощенно так обозначаются внешне несовместимые, но сосуществующие обстоятельства, социалистическая демократия с «китайской спецификой».
Народный политический консультативный совет Китая, который собирается раз в год совместно с ВСНП, был сформирован во время второго этапа гражданской войны, то есть до того, как КПК официально пришла к власти.
Его целью было объединить различные политические партии и группы, существовавшие в тот период, для поддержки в установления в Китае нового политического режима.
После образование КНР эти партии продолжали легально существовать, хотя до смерти Мао их полномочия были строго ограничены. НПКСК продолжал функционировать с корпусом из 2100 делегатов (и ПК около 300 членов), состоящих из представителей различных политических партий, профсоюзов и других профессиональных и коммерческих групп, этнических меньшинств и некоторых специально отобранных лиц.
В Китае официально зарегистрированы восемь партий, помимо КПК.
Хотя НПКСК официально считается консультативным органом, который позволяет делегатам, не входящим в КПК, «осуществлять демократический надзор», на самом деле он находится под контролем КПК. Должность председателя занимает лидер коммунист, который также входит в состав ПК Политбюро. Он вместе с ПК НПКСК оценивает и утверждает список кандидатов в каждый новый НПКСК. В целом процедура непрозрачная, известно лишь о наличии квот на количество делегатов, закрепленных за представительствами, входящими в состав НПКСК.
Обоснованием сосуществования нескольких партий является концепция, согласно которой их роль в НПКСК позволила бы КНР предотвратить осложнения, связанные с отсутствием консультаций, характерных для однопартийных правительств. В то же время их неприемлемость позволила бы избежать рисков, связанных с ротацией власти и конкуренцией между несколькими политическими партиями.
Демократические партии часто называют «вазами для цветов» (huāpíng) – чистым украшением (обр.). Их члены практически не верят в способности партий оказывать какое-либо подобие демократического влияния, они гораздо чаще мотивированы профессиональными уловками, направленными на получение продвижения по службе. Тем не менее, вступить в демократическую партию не так просто. Кандидаты должны являться не только учёными, художниками или предпринимателями не ниже среднего уровня, но и иметь рекомендацию от высокопоставленных чренов выбранной партии.
Судебная система
Судебная система КНР институционально состоит из трех частей – народных судов народной прокуратуры и органа общественной безопасности. Соответственно, судебная структура в широком смысле относится не только к судам, но и к прокуратуре и органам общественной безопасности.
Председатели судов и генеральные прокуроры выбираются и назначаются народными собраниями тех же уровней. Судьи и прокуроры выбираются и назначаются постоянными комитетами соответствующих народных собраний, а помощники судей и помощники прокуроров назначаются соответствующими судами и прокуратурами.
Массовые организации
В Китае существует большое количество массовых организаций, которые осуществляют свою деятельность самостоятельно в соответствии с Конституцией и законодательством. Подчиненные подразделения этих организаций распределены по городам и селам, объединяя рабочих, молодежь, женщин и других представителей всех слоев общества. Они участвуют в национальной и местной политической жизни, играют важную роль в координации общественных дел, защите законных прав и интересов людей.
Административное деление
Согласно Конституции административное деление в Китае основано на трехуровневой системе. На первом уровне различные географические районы Китая классифицируются как провинции, города центрального подчинения, автономные районы и специальные административные районы.
Специальные административные районы
Территории в Восточной Азии, отделенные от материкового Китая, но подчиненные центральному правительству, известны как специальные или особые административные районы/tèbié xíngzhèngqū. В Гонконге и Макао, следующих принципу «одна страна, две системы», реализуется отличная от материковой части политическая система.
Тайвань или Китайская республика
Тайвань – один из краеугольных камней внешней политики Китая и территориального единства. «Политика единого Китая» подписана всеми странами, имеющими торговые отношения с КНР, и подразумевает признание административной формы Тайваня как китайской провинции. Запрещено использовать название «Китайская Республика».