История Культура и традиции

История появления и производства Китайского фарфора


Цивилизация древнего Китая подарила миру множество величайших изобретений и открытий, среди которых китайский фарфор. Этот вид керамики был открыт более трех тысячелетий назад, но и в наше время остается объектом всемирного культурного наследия. Рецепт изготовления фарфора держался в строжайшем секрете. Европейские шпионы неоднократно предпринимали попытки разгадать его тайну, но неудачно. Китайские императоры тщательно оберегали рецепт изготовления. Недаром путешественники платили большие суммы, чтобы купить ценнейшее «белое золото». Сегодня технология его производства доступна всему миру. Но по-прежнему китайские мастера делают образцовые изделия.

набор

История китайского фарфора

Производство китайского фарфора начинается аж во 2 тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют раскопки в долине реки Хуанхэ. Но только спустя 15 веков уровень развития ремесла позволил начать масштабное изготовление фарфоровых изделий.

Примерно в 6-7 веках китайцы смогли получить белоснежный фарфор с тончайшим черепком. Предание рассказывает, что долгое время древний Китай оставался без подходящего материала. Например, нефрит был дорог, а дерево и глина отличались недолговечностью и низкими эстетическими свойствами. В конце концов, в провинции Цзянси была обнаружена горная порода. Она состояла из кварца и слюдяного минерала, и впоследствии ее назвали фарфоровым камнем.

С развитием городов в Китае начали появляться центры развития ремесла. Мастерские по созданию фарфоровых изделий возникли в Цзиндэчжене. Этот город стал столицей знаменитого фарфора. Здесь располагается его родина. Отсюда работы мастеров поставлялись напрямую в императорский двор. В наше время туристы посещают Цзиндэчжен, чтобы познакомиться с местами, где появился китайский фарфор, и узнать, из чего делали его. В древних рукописях его белоснежный цвет соотносили со снегом, твердость – с металлом, а тонкость – с бумагой. Период правления династии Тан (7-10 века) известен как время расцвета китайской цивилизации. В это время было получен первый настоящий фарфор. Тогда ремесленники начинают экспериментировать с ним. Они производят обжиг при разных температурах, что позволяет добиться разных цветовых тонов полученных изделий. На фоне присоединения новых территорий происходит сближение Китая с соседними государствами.

Активизируется и экономическая жизнь. Япония ведет торговлю по морю, а страны Ближнего Востока и Передней Азии — по Великому Шёлковому Пути. В то время и начали складываться предпосылки для знакомства всего мира с китайским фарфором.

Самыми ранними фарфоровыми изделиями считаются изящные, искусно расписанные, вытянутые кувшины. Голубая или зеленая ваза выразительно выступающими элементами, называемая в Старом Свете селадоном, надолго стала образцовым творением мастеров.

старинная ваза

В период правления династий Сун и Юань китайский фарфор достигает наибольшего развития. В промышленных масштабах начинается производство кувшинов, расписываемых свинцовыми глазурями. Кстати, эти творения китайских мастеров впервые увидели европейцы. Их поразили очаровательный внешний вид, невиданное качество и разнообразие декора. Фарфор, называемый Chinawere, крайне ценился в Европе и стоил больших денег. Нередко европейские дамы нанизывали его кусочки на веревочку и носили как драгоценности. В дальнейшем производство фарфора окончательно разделилось на экспортное и внутреннее. В первом случае изысканные вазы, украшенные сервизы и блюда поставлялись в европейские государства. Они редко использовались в быту, но показывали богатство и влияние их обладателей. На внутренний рынок попадала фарфоровая посуда. Она изготавливалась для местной аристократии и императорского двора. Ежегодно для этих целей производились десятки тысяч блюд, тарелок, чашек.

Позднее в фарфоровые изделия стали добавляться золото, серебро, драгоценные минералы и камни. Совершенствовалась и технология производства, появлялись специальные печи. Расширяется использование не только минеральных, но и эмалевых красок для росписи фарфора.

В начале 18 века старинный способ окрашивания изделий в зеленоватый или голубой цвет начал уходить в прошлое. На смену ему пришла нежно-розоватая окраска. В 1743 году император Цяньлун из династии Цин раскрыл секрет изготовления фарфора в своих мемуарах.

ваза

 Европейцы все это время пытались наладить производство собственных фарфоровых изделий. Однако изделия выходили хрупкими и грубыми, быстро теряли цвет. Ремесленники не могли создать такой же прочный и тонкий материал, как в Китае. И только в 18 веке немецкий алхимик Иоганн Бёгтер открыл технология производства фарфора. Это позволило начать изготовление этих керамических товаров.

Но в действительности массовый выпуск фарфора начался в 20 веке. Это произошло после того, как немецкий географ и геолог Фердинанд фон Рихтгофен вернулся в Европу из путешествия по Китаю. Там он посетил деревню Гаолин – место, которое теперь известно всем керамистам. Ученый обнаружил, что секрет долговечности и белизны фарфора заключался в каолине, который добывался неподалеку. Эта крайне прочная и огнеупорная глина при высокотемпературном обжиге превращалась в однородную и полупрозрачную массу. Она при этом не теряла форму, напротив, затвердевая.

Современный китайский фарфор почти всегда изготавливается на высокотехнологичных производствах. Однако и сегодня все желающие могут познакомиться с древним способом его выпуска. Это можно сделать неподалеку от Гаолина, где воссоздана небольшая мастерская.

Особенности производства

Поговорим о том, как делают знаменитый китайский фарфор. Его необыкновенное качество по большей части зависит от каолина, добыча которого производилась только в нескольких провинциях Китая. Вторым неотъемлемым ингредиентом была мельчайшая пудра «фарфорового камня». Перед использованием полученную смесь на несколько лет оставляли, что делало ее пластичной.  Затем массу отбивали и отправили в печь, где производился высокотемпературный обжиг. Он менял физический состав получившихся изделий и делал их водостойкими, прочными и полупрозрачными.  Этот процесс был трудоемким, поскольку одна фарфоровая ваза могла изготавливаться несколькими десятками мастеров.

Страшная тайна

Виды комбинаций для изготовления фарфоровых предметов:

  • Каолин
  • Каменная керамика
  • Полевой шпат
  • Кварц

В начале становления производства фарфора он не подвергался декорированию. Но к 17 веку мастера начали покрывать свои изделия эмалевыми красками. Важно, что фарфор покрывался несколькими разными слоями глазури. Это позволяло получить характерный матовый отблеск. Также в качестве красок для фарфоровых изделий применялись кобальт и гематит, устойчивые к температурным воздействиям.

Занимательный факт: при соприкосновении двух фарфоровых предметов раздается крайне приятный звон. Он звучит как «тсе-ни-и». Отсюда и одно из нынешних названий фарфора в Китае – «тсени».

Характерные черты китайского фарфора:

  • Прочность и твердость
  • Глазурь целостна, на ней не остаются следы от столовых приборов
  • Легкость
  • Устойчивость к нагреванию
  • Малая теплопроводность
  • Гладкость

Видео технологии производства