За свою долгую историю китайская нация создала великолепную культуру, и одно из самых ценных сокровищ культурного наследия – традиционная китайская живопись, которая по форме и стилю занимает уникальное место в мировом искусстве. Одна старейших непрерывных художественных традиций в мире на китайском языке известна как гохуа, что означает «национальная» или «местная» живопись, в отличие от западных художественных стилей.
Характеристики гохуа
Традиционная живопись включает в себя практически те же приемы, что и каллиграфия, и выполняется кистью, смоченной тушью или цветными пигментами. Как и в случае с каллиграфией, самыми популярными материалами, на которых выполняются в Китае картины и рисунок, являются рисовая бумага и шелк.
По сути, го хуа – это художественный подход и графическое мастерство. Так называемый художественный подход охватывает широкое содержание, но в основном указывает на высоту, достигнутую живописью в изображении объекта. Особенность в том, что акцент делается на «идею», на выражении субъективных эмоций автора, а не на сходство объектов. Существует древняя поговорка: «Идея направляет кисть, или разум придумывает идею, а кисть воплощает ее в форму».
Можно сказать, что художественная концепция – душа китайской живописи. В теории гохуа китайские картины оценивается по замыслу художника и его способности создать художественную иллюзию.
Формы выражения
Хотя китайская живопись имеет простые формы выражения, она таит в себе богатое художественное содержание.
Цветущая слива (мэйхуа), орхидея, хризантема и бамбук называются «четыре благородных». Сосна и цапля символизируют долголетие, пион – богатство и роскошь, гранат – многочисленное потомство.
В пейзажах главная вершина, сосна и кипарис представляют благородного человека, а холмы и сорняки – простых людей. В китайских традиционных рисунках животных бык олицетворяет терпение, трудолюбие и силу характера, лошадь имеет красивую и доблестную осанку, кошка живой и бдительный характер и достойную внешность, сорока считается предзнаменование удачи (это отражено и в самом слове на китайском языке, 喜鵲xǐquè, в котором первый иероглиф 喜xǐ означает радость, радостное событие).
Для выражения художественных аллюзий китайская живопись очень специфична в технике. В изображении вещей она не придерживается строгих правил перспективы и не ограничивается естественными цветами. Китайский традиционный художник, пишущий с натуры, уделяет меньше внимания внешним сторонам предмета, чем его духу и внутренним характеристикам.
Иногда изображения носят чисто декоративный характер, но чаще гохуа представляет не объективное описание сцены или предмета, а выражение состояния ума, мысли и философской концепции художника или смысл, почерпнутой из истории, поэзии, культурной памяти.
Многие художники искали духовного раскрепощения в своем искусстве, давая волю чувствам или идеям в рисовании в жанрах «горы и реки», «цветы и птицы». Например, когда художник был счастлив, он писал ярко окрашенные цветы, животных или ясное небо, когда он в плохом настроении – увядшие цветы, сухие ветки и листья, пустынные пейзажи и т.д.
Бамбук, который гнётся под холодным ветром и не ломается, может быть символом добродетельного человека, выдерживающего испытания судьбы. Слива, цветущая в прохладе ранней весны, – символ праведности, требующей смелости.
И для художника, и для зрителя подобные ассоциации придают произведению искусства глубину. Таким образом «картинка» мира природы может стать праздником жизни, пожеланием удачи или вызывающим актом протеста.
Каллиграфия и живопись
«书画shūhuà» – общий термин относительно традиционной китайской каллиграфии и живописи, поскольку в китайской изобразительной традиции преобладает тушь, дополненная каллиграфией, надписями и поэзией на картинах, объясняющие художественный замысел.
Кисть и тушь органично сочетаются в руках художника, порождая выразительную силу китайской живописи. От степени мастерства в использовании кисти и туши зависит совершенная передача сюжета, выражение идеи как формальной, так и духовной.
Реализм древних китайских картин заключается в том, что художник не просто рисовал формы, но и фиксировал структуру зданий, музыкальных инструментов и танцев. Многие ученые пришли к выводу, что по картинам можно проследить музыкальные партитуры, танцевальные па и даже закуски прошлого.
Линия – сущность изображения
Большое внимание в традиционной живописи уделяется эффекту линии, благодаря которой дух обретает форму. Стремясь к изяществу, художники совершенствуют линию через практику каллиграфии.
Каллиграфия помогать овладеть использованием кисти. Художник повторяет различные мазки, пока каллиграфия и живопись не станут естественными, свободными. Кажется, что картины создаются по прихоти художника без всякого труда, однако с помощью простых линий удается выразить силу и благородство, грацию и энергию. Ключом к этому является усилие, которое охватывает практически всю художественную подготовку по овладению кистью.
То же самое относится и к использованию туши. Её приготовление очень тщательное – брусок туши растирают с водой на плоской каменной тушечнице. Когда художник работает кистью медленно или быстро, прямыми или изогнутыми линиями, с силой или осторожно, тушь течет в соответствии с кончиком кисти и создает различные оттенки цвета на рисовой бумаге, «сюаньчжи».
Например, чтобы выделить красный цветок, китайский художник окрашивает листья в черный цвет вместо зеленого, чтобы добиться большего ощущения свежести и живости. Иногда художник использует различные оттенки черной туши, чтобы передать игру света и тени на бамбуке или в лесу. Одним словом, умелое использование туши – еще один важный фактор, который помогает реализовать художественную иллюзию в китайской живописи.
Четыре благородных
四君子sì jūnzǐ – собирательное название четырех растений (сливы, орхидеи, бамбука и хризантемы). Они олицетворяют разное время года (цветение сливы для зимы, орхидея для весны, бамбук для лета и хризантема для осени), а также символизируют возвышенную целостность.
- 梅méi – дикая слива, цветущая на холоде используется для обозначения благородного характера, непоколебимого и неукротимого
- 兰lán – орхидея рассматривается как символ скромности
- 竹zhú – бамбук, листья которого не увядают, символизирует скромность, элегантность
- 菊jú – хризантема как презирающая иней; в переносном значении так говорят о несгибаемом, принципиальном человеке
Стили гохуа
По жанру живопись древнего Китая классифицируют на 山水shānshuǐ «горы и реки» (или пейзаж), 人物rénwù «люди и вещи» (жанровая живопись), 禽兽qínshòu «птицы и звери», 花鸟huāniǎo «цветы и птицы», 風俗fēngsú «обычаи», 宗教zōngjiào «религия», 神话传说shénhuà chuánshuō «мифы, легенды, предания».
Гунби
Стиль гунби реалистичный, характерными чертами его являются тщательная выписка сюжета, богатство деталей и точной композиции. Это тонкая манера письма, можно перевести как «прилежная кисть». Картины в стиле гунби часто ярких цветов.
Се-и
Се-и называют живописью идей. Это свободный стиль, в котором мало внимания уделяется деталям, идея и настроение художника подчеркиваются простыми и экономными мазками.
Китайская живопись в настоящее время
Многие современные художники выезжают в разные места и живут среди простых людей, чтобы изучать их и отразить в своих произведениях. Кроме того вводят новые приемы и новые формы в традиционную китайскую живопись, которая благодаря этому претерпевает стилистическое развитие. Появляются многочисленные произведения, отличающиеся как мощью, так и художественной выразительностью.
Баланс Инь и Ян
Теория «гармонии между инь и ян» является основным принципом традиционной китайской эстетики и наиболее ярко она проявляется в пейзажной живописи, известной как «горы и реки».
Чтобы картина ожила, кисть должна менять толщину, сухость и влажность, а также пустоту и плотность. Только реализуя «гармонию между Инь и Ян», а именно сочетание фантазийного и реального, разреженного и плотного, изогнутого и прямого, квадрата и круга, формы и духа, можно создать вечную красоту. Две стороны противоположности взаимообусловлены и достигают единства противоположностей.
Известные мастера гохуа
- У Даоцзы (680–740)
- Чжао Чан (959 – 1016)
- Су Ханьчен (1101 – 1161)
- Ли Ди (1100 – 1197)
- Сюй Вэй (1521 - 1593)
- Цю Ин (1475 – 1552)
- Хуан Цюань (900 – 981)
- Цуй Бо (1050–1074)
- Чжао Боцзюй ( работал в период с 1120 по 1162)
- Бянь Цзинчжао (1350 – 1428)
- Шэнь Чжоу (1427–1509)
- Дин Гуаньпэн (работал в период 1708–1771)
Живопись древнего Китая
Многие древние художники оставили выдающиеся работы. Фигурная живопись достигла расцвета в 12 веке (при династии Сун), когда в работах часто изображались цветы, бамбук, птицы, насекомые и камни. Выдающиеся живописцы, как Цуй Бо, возвели китайскую живопись на высочайший уровень, когда художник преследовал уникальную цель – придать изображению реалистичное чувство движения.
Хуан Цюань развил натуралистический стиль известный как сешэн (изображение живой природы) для живописи с птицами. Этот жанр особенно процветал при императоре Хуэйцзуне, который сам был художником и каллиграфом (некоторые его художественные произведения служат ориентирами в китайском искусстве).
Во времена династии Тан императоры любили лошадей и поручали многим художникам рисовать их. Нарративная живопись с широким диапазоном цветов и более заряженной композицией становится популярной в период династии Мин.
Один из известных художников династии Мин, Цю Ин, писал на разные сюжеты, но особенно ему удавались женские образы.