История

Китайские евреи


Китайские евреи вот уже более 2 тысячелетий проживают на территории государства. Пути, приведшие их в страну различны, численность общин постоянно менялась, но роль этой нации в развитии Китая значительна.

Евреи в Китае представлены двумя почти не связанными между собой общинами – первая образовалась 2 тысячи лет назад и практически полностью исчезла, смешавшись с местным населением.

 Вторая возникла в начале прошлого века, когда по разным причинам в Китай начали эмигрировать евреи из других государств. Китайские евреи – история, численность, фото, их ассимиляция с китайцами, вклад в экономическое, культурное и промышленное развитие страны, наличие или отсутствие антисемитизма – вызывает интерес не только ученых-антропологов, но и обычных людей.

Исторические предпосылки переселения евреев

Еще в 63 году до н. э. еврейский народ был покорен Священной Римской империей и начал подвергаться жестоким гонениям. Представители его рассеялись по всему обитаемому миру, не исключая и Индию. Отсюда, с целью торговли, они могли попасть и в Китай, так как уже существовал  Великий Шелковый Путь. Первые сведения об оседло живущих евреях в Китае датируются VIII в.

Великий Шелковый Путь

Вторая волна миграции евреев со всего мира в Китай относится к 40-м годам XIX в, когда порты Гонконга стали открытыми для международной торговли. Третья волна – беженцы, которых приютила страна во время Второй Мировой войны, спасая от Холокоста.

Евреи Китая в Средние века

Во времена правления китайской династии Сун (X – XIII в.) группа еврейских торговцев привезла в дар правителю хлопковые ткани, которые до этого производились только в Индии, и семена хлопка. Император принял подношение, а в награду дал разрешение 70 иудейским семьям поселиться в местечке Кайфын, которое находится на территории современной провинции Хэнань.

Еврейская община в Кайфыне занималась торговлей, производством и окраской хлопковых тканей, земледелием. Для коренного населения был нехарактерен антисемитизм, две народности мирно существовали рядом. Термин «ютай» или «хуэй (мусульманин) в синей шляпе» — наименования, данные китайцами новым соседям.

В 1420-м году один еврей помог раскрыть заговор против императора. В награду его соотечественники из Кайфына получили право носить фамилию императора и его шести министров – Ши, Цзин, Гао, Чжао, Ай, Чжан, Ли. Это была высочайшая привилегия – до тех пор чужеземцам запрещалось носить китайские фамилии. К середине XVII в многие представители еврейской нации занимали важные государственные и военные посты.

Средневековые иудеи

Кроме Кайфына, небольшие еврейские поселения наблюдались в приморских районах. Историки предполагают, что иудеи могли достичь Китая и морским путем.

Еврей, желающий получить государственную должность, должен был сменить имя и фамилию на китайские, одеваться и причесываться, согласно китайской моде и в совершенстве владеть языком. Эти требования и положили начало ассимиляции и постепенному размыванию  традиций народа.

В новое время

В XVIII – XIX в евреи Кайфына практически полностью ассимилировались с местным населением. Они выглядели, как китайцы и предпочитали общаться на китайском, на иврите же говорили и писали с большим искажением. Занимались же, в основном, торговлей и предпринимательством, и были достаточно зажиточными.

В то же время, с началом международной торговли и открытием портов Гонконга, возникли новые еврейские общины в Китае. Эти евреи, прибывшие из Индии, России, Персии, Великобритании с китайцами не смешивались и сохранили в большинстве своем характерную для представителей нации внешность.

Утрата связей с другими еврейскими общинами

Формально кайфынские евреи именовали себя таковыми, но их родной язык практически забылся. На письма западных соотечественников на иврите они отвечали на китайском. Забыли в Кайфыне и иудейскую религию. К XIX – началу XX в лишь некоторые старики могли вспомнить, что предки выпекали лепешки в середине весны ( на Песах) или запрещали употреблять в пищу некоторые продукты.

Размывание и исчезновение еврейских традиций

Евреи Кайфына забыли не только иврит и религию. Они переняли множество китайских традиций, даже бинтовали девочкам ноги. Многие представители нации женились на китаянках, повсеместно практиковалось многоженство. У одного еврея могли быть жены как своей национальности, так и китайской. Счет родства становится патрилинейным, то есть национальная принадлежность ребенка начинает определяться по отцу.

Жители кайфынской общины, XIX – XX век.

Религиозная практика китайских евреев

Первый кайфынский храм построили в 1163 году. Через столетие его перестроили и расширили, придав внешнему облику здания очертания китайской пагоды. Разногласий с коренным населением на почве религии не было. И китайцы, и евреи нашли много общего между иудаизмом и конфуцианством. Кайфынцы называли свою религию Ицайле Цзян (религия Израиля).

Поначалу китайские иудеи:

  • Соблюдали Шаббат и проводили субботние богослужения (до XIX в).
  • Совершали обряд обрезания (до начала XX в).
  • Молились лицом в сторону Иерусалима.
  • Давали детям еврейские имена (в дополнение к китайским фамилиям).
  • Читали молитвы на иврите (до XVII в).
  • Отмечали значимые иудейские религиозные праздники (до XVIII в).
Христианский миссионер в Китае беседует с иудеями

Но, начиная с XV в, в религиозной практике кайфынских евреев появились конфуцианские традиции, такие, как установка каменных стел рядом с синагогами, трехразовая дневная молитва, проведение праздников по китайскому календарю. В 1900-м году предпринималась попытка возродить иудаизм в Кайфыне, но она не увенчалась успехом.

В других городах, где, начиная с XIX в селились евреи – Пекине, Гонконге, Харбине, Шанхае – активно строились синагоги, открывались детские религиозные школы.

В настоящее время в КНР 7 действующих синагог. Некоторые синагоги, в том числе и в Кайфыне, признаны наследием ЮНЕСКО, в них расположены музейно-туристические комплексы.

Интеграция в жизнь Китая

Все три волны еврейских переселенцев внесли большой вклад в развитие и процветание своей новой родины – Китая. Представители древнего народа оставили значительный след в истории, экономике и культуре страны.

Отель Peninsula, построенный семьей Кадури

Список их велик, это лишь малая его часть:

  • Якоб Розенфельд – китайский генерал, министр здравоохранения при Мао Цзэдуне.
  • Мэтью Натан – губернатор Гонконга в 1904 – 1907 годах.
  • Братья Артур и Фредерик Сассуны – основатели банковского дела в Гонконге.
  • Майкл Дэвид Кадури – гонконгский коммерсант-мультимиллионер.
  • Элли Кадури – инициатор открытия самой крупной гостиницы в Гонконге – шестиэтажной Peninsula.
  • Сестры-еврейки по фамилии Сун – одна из них вышла замуж за 1-го президента КНР Сунь Ятсена, другая стала женой генералиссимуса Чан Кайши.
  • Соломон Бард – директор службы здравоохранения Гонконгского университета.
  • Стэнли Хо – владелец игорного бизнеса в Макао.
  • Сон Даньдань – актриса.

Евреи Маньчжурии

В начале XX в началось строительство Китайской Восточной железной дороги. В Харбин (Северная Маньчжурия) ехали квалифицированные специалисты – инженеры, архитекторы, медики. Многие из них являлись евреями, в основной массе – выходцами из России. Значительная часть их осталась жить в Харбине. Если в 1903 году община в Харбине насчитывала 500 человек, то в 1914-м – уже 5.5 тысяч.

20-е годы прошлого века можно назвать расцветом харбинской общины. В городе действовали гимназия, Народная школа с преподаванием на иврите, комитет по здравоохранению, дом престарелых, Еврейский Народный банк, имевший 3 отделения, последнее из которых закрылось в 1959 году. Харбинские евреи открыли сахарный завод, мукомольню, пивоварни, предприятия пищевой промышленности. В торговле были заняты 31.6 % всех эмигрантов еврейской национальности, в промышленности – 46.5 %. Коммерсантами являлись 489 человек.

Китайцы всегда восхищались умом и деловой хваткой представителей древнего народа. Китаец не обидится, если назвать его евреем, а сочтет сказанное за комплимент и признание его отличным бизнесменом.

Японская оккупация в 1931 году и мировой экономический кризис спровоцировали отток евреев из Маньчжурии. В общей сложности страну покинули около 2 тысяч человек. Во время 2-й Мировой войны под давлением Германии отношение японцев к оставшимся евреям еще более ухудшилось, что вызвало новую волну их миграции. Последний человек еврейской национальности из Харбина скончался в 1985 году. На местном кладбище историки обнаружили 583 могилы с надгробиями, подписанными на идиш и русском.

В 2004 году на это кладбище приезжал почтить память предков тогдашний вице-премьер Израиля Эхуд Ольмерт.

Евреи Гонконга

В отличие от Харбина, Гонконг заселяли выходцы из Персии, Индии и европейских стран. Они также внесли существенный вклад в развитие этого портового города. В начале 20-х годов прошлого века впервые в Гонконге зафиксировано около 100 евреев, в 1960-х их стало 200, а в 1990-х – уже 2500.

Ботанический сад, построенный евреями в Гонконге

И первыми, постоянно живущими в Гонконге стали братья Сассуны – основатели банковского дела. Кроме этого, семья Сассун владела практически всей транспортной сферой. В то же время они были успешными наркоторговцами, наравне с Кадури и Эзра. Предприятие Сассунов по торговле опиумом называлось «Заморские лекарства». Средства, полученные от наркоторговли, отмывали, вкладывая их в строительство школ, больниц, приютов.

Сассуны состоят в родстве с Ротшильдами.

К моменту вхождения Гонконга в состав КНР в 1997 году, в нем существовала небольшая, но активная еврейская община. В настоящее время она имеет развитую инфраструктуру с действующими синагогами, религиозным и светским обучением детей на иврите, банковской системой и кошерными ресторанами.

Восстановление контактов с еврейским миром

Первая волна эмиграции во время японской оккупации, и вторая, в ходе 2-й Мировой войны, а также гонения в период «культурной революции» в 1966 – 1976 годов спровоцировали приток китайских евреев в Израиль. При репатриации людям приходится собирать доказательства своего еврейского происхождения, а также формально заново принимать иудаизм.

Сколько китайских евреев

Точную цифру, сколько всего евреев в проживает в Китае, назвать не представляется возможным. Со временем большая часть их ассимилировалась и утратила свои корни. В качестве евреев учитываются только те, кто сам относит себя к этой национальности. Данные за последние годы гласят, что в 2017-м в Китае их проживало 2800, а в 2021-м – 3000.

Современная ситуация

В годы 2-й Мировой войны Чан Кайши издал указ о принятии Китаем еврейских беженцев из стран Европы. Тогда население Китая пополнилось на 30 тысяч человек. Большинство из них осели в Шанхае, который в те годы был центром китайских евреев.

В 1993 году Шанхай стал побратимом израильской Хайфы.

В 1992 году Китай и Израиль установили дипломатические отношения, и часть евреев, эмигрировавшие из Китая ранее, но родившиеся в нем, вновь начали возвращаться обратно.

В XXI в наиболее крупная еврейская диаспора сосредоточена в Шанхае. Живут представители народа и в Пекине, Гуанчжоу и других городах. Самой же активной считается община Гонконга. В настоящее время евреи в Китае  — это, в основном, дипломаты, предприниматели, сотрудники иностранных компаний и их семьи.