Экономика и бизнес

Китайское экономическое чудо


Китайское экономическое чудо осуществлялось путем экспериментов. Ничто из того, что имело значение, не было декретировано – ни ценообразование, ни реформы рынка труда, ни налоговые реформы, ни внешняя торговля. Апробировались новые подходы в определенных областях или секторах (пример особые экономические зоны).

Предпосылки и особенности китайского «экономического чуда»

Экономический рост Китая в 1990-х и начале 2000-х был скорее не «экономическим чудом», – это результат преднамеренной экономической децентрализации. На самом деле «маркетизация» и «приватизация» – движущие силы экономического роста.

«Большой скачок» в никуда

В 1950 году, вскоре после прихода к власти Мао Цзэдуна, Китай представлял одну из беднейших стран мира. Примерно 90% населения проживало в сельской местности, соответственно сельское хозяйство было доминирующим сектором экономики. Мао создал плановую экономику, основанную на советской модели, были построены электростанции и ирригационные системы для улучшения инфраструктуры. Однако экономика застопорилась. В конце 1957 года высшим эшелоном КПК во главе с Мао Цзэдуном было инициировано политическое и экономическое движение известное как «Большой скачок».

Движение пыталось использовать местную рабочую силу и энтузиазм масс для слепого осуществления «скачка вперед» в промышленности и сельском хозяйстве, оторванного от реальности, путем запуска сельскохозяйственных «спутников», стремлением «превзойти Британию и догнать США» в производстве стали. В результате качество стали и железа было очень низким, большое количество ресурсов эксплуатировалось безмерно, растрачивалось и повреждалось, экологическая обстановка ухудшилась. Огромное количество рабочей силы было направлено на выплавку стали, что привело к нехватке сельскохозяйственной продукции. Кульминация Большого скачка – Великий голод 1958–1962 годов, ставший причиной смерти от 15 до 55 миллионов человек.

Решающий пленум

Дэн Сяопин, пришедший к власти в 1978 году, приступил к реализации «Четырех модернизаций» – программы экономических реформ, восходящей к премьер-министру Китая Чжоу Эньлаю.

Главный архитектор реформ и открытости

Китайская политика реформ и открытости началась в декабре 1978 года на 3-м пленуме ЦК 11-го созыва, когда Дэн Сяопин заявил о себе как о будущем «выдающемся лидере» Китая. Дэн произнес речь, которая ознаменовала разрыв с маоистской культурой руководства. В ней он осудил «классовую борьбу в качестве ключевого звена» и сместил акцент на социалистическую модернизацию. Пленум также принял решение об ускорении развития сельского хозяйства, пересмотрел ряд крупных сфабрикованных дел в истории КПК, переоценил достоинства и недостатки некоторых видных руководителей.

После Пленарного заседания Китай начал проводит политику реформ и открытости. Matsushita Electric стала первым предприятием в Китае с иностранным финансированием.

НЭП Сяопина

В 1979 году постепенно внедрялась система ответственности, основанная на подворном подряде. Это важный поворотный момент и основа экономической системы в сельской местности страны.

Народные коммуны были распущены и переименованы в подряды. Хотя формально земля по-прежнему была коллективной собственностью, де-факто приватизация осуществлялась путем предоставления прав пользования на 15 и более лет путем допуска субаренды и продажи прав пользования, а также строительства жилых домов

Местные чиновники несли ответственность за прибыли и убытки подчиненных им хозяйств, при этом сохранялась система «железной чаши для риса». Это изменение привело к значительному повышению уровня жизни широких слоев населения.

Принципы рыночной экономики вводились в два этапа:

  • С конца 1970-х до начала 1980-х годов, в основном предусматривалось отмена системы сельскохозяйственных коллективов и внедрение системы договорной ответственности домохозяйств, открытие местного рынка к иностранному капиталу и возможность местным предпринимателям начинать бизнес. Однако большинство отраслей промышленности по-прежнему принадлежало государству и управлялось им.
  • С конца 1980-х по 1990-е годы проводилась реформа земельной системы, приватизация и контрактная система государственных предприятий. Правительство больше не контролировало цены и отменило некоторые меры защиты. Несмотря на социалистическую политику, государство по-прежнему контролировало ключевые отрасли (банковское дело и нефтяная промышленность). В конце 1990 -х годов одна за другой были созданы Шанхайская фондовая биржа и Шэньчжэньская фондовая биржа.

Ради эффективности производства была осуществлена и реформа городской промышленности. Правительство ввело двойную систему ценообразования – после начала реформы государственных предприятий в 1979 году, даже если плановая квота превышалась, государственная промышленность ещё могла продавать товары по двойной цене (плановой и рыночной). Эта мера решила экономический дефицит.

Лозунги пропаганды «реформ и открытости» (Синьцзян, 1992 г.)

Кроме того, система производственной ответственности, введенная в 1980-х годах, позволяла отдельным лицам или группам управлять предприятиями на основе контрактов. Впервые частным компаниям разрешили работать, и их доля в промышленном производстве постепенно увеличивалась. Гибкость ценообразования улучшилась, а масштабы сферы услуг расширились.

Открытые двери

«Открытость» в рамках реформ не только позволила многим зарубежным компаниям выйти на китайский рынок. Значительное количество китайских компаний также открыло зарубежные рынки. В то же время, согласно предложению премьер-министра Сингапура, одного из создателей сингапурского «экономического чуда», Ли Куан Ю, КПК прекратила «экспорт революции». В прибрежных районах, в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне, зародился ряд специальных экономических зон. Эти регионы стали локомотивами роста национальной экономики.

Реформа государственных предприятий

За расширением автономии управления на первом этапе реформы государственных предприятий (1978 – 1986 гг.) последовало введение системы «субподряда управления», на втором этапе (1987 г. – осень 1992 г.). Но ни одно из этих изменений не решило проблему снижения эффективности бизнеса в государственном секторе, и осенью 1992 года правительство начало процесс реформ, направленный на создание современной корпоративной системы (по образцу акционерных компаний и структур с ограниченной ответственностью, которые существуют в странах с рыночной экономикой).

В 1995 году правительство провозгласило политику, призывающую к тщательному надзору за крупными и средними государственными предприятиями, а также к либерализации и возрождению малых государственных предприятий. Кроме того, Национальный конгресс КПК 1997 г. принял политику, призывающую к реформе структуры собственности китайских предприятий путем введения акционерной системы и реформе структуры промышленности путем реструктуризации убыточных предприятий.

В ходе многочисленных приватизаций в 1997 и 1998 годах почти все государственные компании были ликвидированы, а их активы проданы частным инвесторам. С 2001 по 2004 год количество государственных компаний сократилось на 48%. В то же время были сняты тарифы и торговые барьеры, перестроена банковская система и упразднена большая часть системы социального обеспечения эпохи Мао.

Показатели «экономического чуда» КНР

В 2005 году частный сектор впервые превысил 70% ВВП и с тех пор продолжает расти. В том же году Китай также впервые превзошел Японию как крупнейшую экономическую державу в Азии. Однако некоторые государственные монополии, особенно в нефтяном и банковском секторах, сохранились.

Администрация Ху Вэня, представители четвертого поколения лидеров КНР, отменила некоторые реформы Дэна, начавшиеся в 2005 году.

Государственные субсидии и контроль над здравоохранением были ужесточены, приватизация остановлена, а денежно-кредитная политика ослаблена. Подобно ситуации в США, это привело к пузырю на рынке недвижимости. Вновь созданная администрация отдавала предпочтение государственному сектору, когда дело касалось государственных инвестиций, и теперь крупные отечественные компании могли конкурировать с иностранными конкурентами.

Дэн Сяопин и его преемники-реформаторы выдержали нападки со стороны внутренних консерваторов и преуспели в проведении реформ и открытости – одного из краеугольных камней политики КНР и необратимом введении Китая в мировую экономику и тесно с ней интегрированную.

Китай быстро продвигается по пути индустриализации, становясь мировой фабрикой, важной страной-производителем в мире и крупнейшим потребительским рынком в мире

С 1978 года по настоящее время КНР превратилась из изолированной страны с 200 миллионами человек, живущими за чертой бедности, в процветающую и вторую по величине экономику в мире с активным рынком. С населением 1,4 миллиарда человек, ВВП на душу населения в размере 12 551 доллар США, достиг уровня дохода страны выше среднего, а также значительного повышения международного статуса и военной мощи. Китай стал незаменимым и важным игроком в международном сообществе. После 40 лет реформ и открытости значительно возросла национальная мощь страны.

Многие организации предсказывают, что к 2030 году ВВП Китая превзойдет ВВП США и может становиться станет крупнейшей экономикой мира, но этот момент, скорее всего не произойдет, во всяком случае, в прогнозируемом будущем, из-за экономического спада, вызванного политикой нулевого клиринга в связи с пандемией COVID-19.

Последствие преобразований

Многие ученые считают, что экономическое чудо Китая зависит от «китайской модели», является ошибочным и вводящим в заблуждение. Почему? Китай не является инновационной страной, его система имеет много недостатков. В модели развития Китая нет независимых инновационных технологий, существует проблема чрезмерной внешней зависимости.

Относительно серьезна поляризация между богатыми и бедными. Крупные могущественные семьи монополизируют основные отрасли промышленности и контролируют национальное богатство. Имеется огромное количество «голых чиновников», дети и другие родственники высокопоставленных чиновников иммигрируют за границу или иметь иностранные грин-карты.

Рост китайского экспорта

Наблюдается серьезный избыток производственных мощностей (в сталелитейной, угольной и металлургической отрасли), что приводит к потере денег большого количества предприятий.

Кроме того, китайские официальные лица и некоторые ученые в стране и за рубежом отмечают, что данные (показатели, преувеличивающие экономический рост) фальсифицировались в течение длительного времени. США утверждают, что правительство Китая предоставляет несправедливые и дискриминационные конкурентные преимущества китайским государственным предприятиям и частным компаниям.

С 21-го века китайское общество стало свидетелем:

  • отсутствия независимых технологий;
  • увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными;
  • больших различий в экономике разных регионов;
  • несбалансированного городского и сельского развития;
  • пузырей на рынке недвижимости;
  • инфляции;
  • сложностей с трудоустройством;
  • дорогим лечением;
  • дорогим жильем (многие городские жители проживают в плохих жилищных условиях и не могут позволить себе новое жилье, нет системы социального обеспечения);
  • хаосом в сфере общественной безопасности;
  • широко распространенной коррупцией, сговором между правительством и бизнесом.

В процессе экономического роста пренебрегалось развитие социальных начинаний (медицинское обслуживание, образование и культура). Другие серьезные проблемы связаны с экологической обстановкой, загрязнением окружающей среды. По выбросам парниковых газов Китай занимает первое место в мире.

Политические кампании в эпоху Си Цзиньпина утверждают, что они направлены на борьбу с коррупцией и чистку бюрократов, но внешний мир ставит под сомнение этот шаг как «избирательную борьбу с коррупцией» и борьбу за власть, а также «крупномасштабную чистку» от внутренних противников.

Видео о китайском экономическом чуде