Коррупция в Китае – не новое явление. Она занимает видное место в истории Китая, но эта практика стала более заметной после реформы и открытости 1978 года. Вливание капитала создало возможности для КПК и чиновников использовать государственные ресурсы для личной выгоды.
Чем грозит взяточничество в Китае
Чтобы понимать, как работает коррупция в Китае, нужно знать политику КПК. Постоянный комитет Политбюро, состоящий из семи представителей, – самый влиятельный директивный орган в партии. Его члены занимают руководящие посты в других высших органах. Один из них – секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины. Это высший орган по борьбе с взяточничеством и самое серьезное учреждение в Китае. Но вместе с тем сама природа этой структуры сделала её уязвимой для коррупции.
Процедура расследования подозреваемого в коррупции должностного лица представляет не только нестандартную процедуру, она совершенно не прозрачна. Чиновники очень влиятельного ведомства имеют безграничную власть решать, кто станет мишенью и подвергнется расследованию.
Дисциплинарная комиссия ЦК КПК отвечает за проведение кампании Си по наложению санкций на должностных лиц за «серьезные нарушения партийной дисциплины» (тонкая китайская фраза, относящаяся к актам коррупции) — от предупреждений и понижений в должности до исключения из КПК и отстранения от должности. Орган курирует группу чиновников более низкого уровня. Дела, который он возбуждает, редко отменяются судебной системой, которая зависима от государственной администрации.
Борьба с коррупцией в Китае включает внезапные проверки провинциальных ведомств, государственных предприятий группами Дисциплинарной комиссии. Они часто месяцами работают в импровизированных офисах в местных отделах, где встречаются с десятками подозреваемых чиновников низшего и среднего звена
В Китае есть поговорка – «абсолютная власть развращает абсолютно». Благодаря антикоррупционной кампании Си Центральная комиссия по проверке дисциплины превратилась фактически в самую влиятельную организацию страны. Но она стала настолько всемогущей, что КПК решила, что следователей необходимо обуздать и столкнуть с «суровой самодисциплиной». После 18-го съезда КПК, в конце 2012 года, расследовались дела 22 сотрудников, 230 должностных лиц получили письменные или устные предупреждения. Ряд сотрудников был наказан в 2018 году.
Сколько стоит жизнь заблудшего китайского чиновника
На самом деле казнь в Китае как наказание за коррупцию практикуется редко и в большей степени это показательные случаи. В прошлом порогом для смертной казни считалась «чрезвычайно огромная сумма». Согласно заявлению, опубликованному китайскими судебными властями, – три миллиона юаней.
Юридическое разъяснение делает смертную казнь применимой к любому, кто либо присваивает, либо принимает взятки на эту сумму и более. В некоторых «особо серьёзных» случаях с «крайне негативными последствиями», например, когда чиновники присваивают средства, выделенные для оказания помощи при стихийных бедствиях, воровство половины из них может являться основанием для расстрела.
Новые критерии уточнят, что «смягчающие факторы», которые включают сотрудничество с властями, могут привести к смертной казни с отсрочкой исполнения. Это уникальное явление в рамках законодательства КНР, отдельная категория основного наказания (не замена смертной казни). Для приговорённого к смертной казни оно даёт двухлетнюю отсрочку. Если в течение этого периода, он не совершит никаких умышленных преступлений, смертную казнь заменят пожизненным заключением. Если он за этот период отличится особыми заслугами, то смертную казнь могут поменять на 25 лет лишения свободы.
Формирование коррупции в Китае
Коррупция в Китае вращается вокруг концепции «гуаньси» 關係guānxì, что трактуется как «связи», «блат», «кумовство». Это китайская практика развития личных отношений с влиятельными людьми – сам термин не всегда указывает на коррумпированное поведение. Сегодня люди ищут благосклонности бюрократов и чиновников, чтобы позволить им пройти «с чёрного хода/по блату» 走后门(zǒu hòumén цзоу хоумэнь) и получить государственные ресурсы, правительственные проекты, зеленый свет для загрязнения окружающей среды, приём в элитные школы или работу в государственных ведомствах.
Влияние гуаньси на коррупционные сделки увековечено отсутствием закона, правил и прозрачности.
Политические и экономические реформы в Китае преобразовали модели коррупции из типичного для стран третьего мира мелкого воровства и быстрого отмывания денег в то, что сегодня стало основной формой коррупции в Китае, – доступ к ресурсам и крупные хищения.
Новейшая история китайской коррупции
Характер коррупции в Поднебесной зависит от рассматриваемого периода. И серьёзная коррупция началась в Китае не с рыночными реформами в начале и середине 1980-х. Тогда ещё не было государственных активов, которыми можно было бы оперировать. В этот период коррупция ограничивалась обычными формами мелкого воровства, взяточничества, использования ренты при государственном лицензировании, системой, известной как двойное ценообразование.
Формирование прав на землю и прав собственности государственных предприятий сыграло в 1990-х большую роль в изменении модели коррупции и способствовало её резкому росту – и это не миф.
Либерализация позволила правительственным чиновникам нажиться на способности манипулировать распределением национальных ресурсов земли и капитала.
Сектор недвижимости по-прежнему остаётся очагом коррупции в Китае. Недвижимость приносит огромную часть прибыли от приобретения дешевой земли. Вместе с инфраструктурой это два самых коррумпированных сектора, поскольку оба они связаны с приобретением государственной земли.
Стоимость земли привлекает частных предпринимателей, но поскольку вся земля государственная, гуаньси позволят управлять бюрократическим лабиринтом, необходимым для развития проектов. Сговор между предпринимателями и чиновниками – решающий фактор перед любой экспансией, которая может вестись. Не случайно подавляющее большинство крупнейших частных состояний в Китае сконцентрировано в сфере недвижимости и добычи полезных ископаемых.
Специфическая черта партийных земельных реформ заключается в том, что они децентрализовали контроль над землёй без уточнения прав собственности, тем самым порождая сговорную коррупцию денежных средств и крупные хищения. Разработана гибридная система, в которой политическая власть разрешает доступ и устанавливает цену самого главного актива – земли.
Децентрализация системы управления кадрами произошла еще в 1984 году, однако последствия этого изменения не сразу привели к взрывному развитию коррупции, наблюдавшемуся в 1990-е. Только с началом реформ доходы, полученные от продажи земли и шахт, воровались всякими местными чиновниками и их деловыми приспешниками безнаказанно и с огромной прибылью. Местные органы власти могли приобретать землю по дешевке, часто путем принуждения.
Подкуп местных чиновников стал обычной деловой практикой, чтобы иметь доступ к земельным активам. Такой подход был выгоден как предпринимателям, так и чиновникам, но в основном высшему звену местных администраций, людям, имевшим полномочия распределять земельные ресурсы и непосредственно определять их цену. Контроль в получении разрешений регулирующих органов, необходимых для проектов, также находился в руках местных кадров. Они могли захватить землю у ее нынешних пользователей, в основном у крестьян, а также у городских землевладельцев, используя свой контроль над полицией и другими местными учреждениями. Кроме того, китайская полиция – ещё одна часть местной администрации без центрального контроля со стороны вышестоящих полицейских или юридических учреждений. Соответственно, она стала частью местной коррупции.
Другой обширный ресурс новой экономики доступа к деньгам появился, когда государственные предприятия были разграблены в результате всплеска приватизации в 1990-х. Одной из наиболее примечательных характеристик приватизации активов, принадлежащих государственным предприятиям в эпоху реформ, было то, что она осуществлялась в рамках нерегулируемого и непрозрачного процесса. Китайское правительство начало распродавать активы частным предпринимателям или чиновникам, ставшим предпринимателями. Возникла совершенно новая форма коррупции, когда эти группы получили легкий доступ к новым огромным и ценным активам.
Эти практики почти не затронуты предполагаемыми усилиями по борьбе с коррупцией. Бывшие государственные менеджеры и местные чиновники получали огромную прибыль, поскольку система изобиловала лазейками и импровизированными правилами, издаваемыми различными бюрократиями на уровне министерств. Непрозрачный характер реформ госпредприятий идеально подходил для того, чтобы предоставить местным чиновникам и менеджерам госпредприятий огромную свободу действий при проведении программы приватизации. Значительно от коррупции выиграли руководители госпредприятий, которым удалось таким образом захватить государственные активы.
Учитывая слабый контроль и почти полную дискреционную власть, которой обладают руководители, расхищение активов и кража легко осуществлялись. Некоторые ГП были преобразованы в совместные предприятия и переданы частным компаниям, принадлежащим друзьям по политическим связям или родственникам со значительными скидками.
Ещё один коррупционный метод – «реструктуризация». По сути, полная передача приватизации через различные формы сделок «смешанного владения». Конечный результат – полностью частное предприятие, принадлежащее партийным руководителям и другим высшим правительственным чиновникам. С высвобождением активов земли, шахт и госпредприятий в Китае в 1990-х наступила новая эра сговора и коррупции, что привело к нынешней ситуации крупных хищений.
Си хочет избавиться от коррумпированного руководства КПК
Си Цзиньпин считает, что бороться с коррупцией необходимо для выживания КПК и никогда не делал секрета из желания искоренить «тигров» (коррумпированных высокопоставленных чиновников) и «мух» (кадры низшего звена) с их мест. В первый год пребывания у власти, в 2013 г., более 180 000 чиновников были подвергнуты санкциям, по сравнению примерно с 160 000 в предыдущем году. За следующее десятилетие было осуждено 3,7 миллиона кадров. Среди них около 1 процента руководителей.
В последние годы внимание Си переключилось на центральные министерства, мир финансов и крупный бизнес. Антикоррупционная сеть ловит рыбу все крупнее и крупнее. Тем не менее, аналитики отмечают, что после десятилетий бескомпромиссных чисток китайскому правителю так и не удалось искоренить проблему.
Именно структура КПК порождает коррупцию. Отсутствие прозрачности выгодно как авторитарным лидерам, так и недобросовестным кадрам. Кроме того, коррупция развивается децентрализовано. Это означает, что её случаев всегда больше, чем может расследовать Дисциплинарная комиссия.
В начале своего пути Си в основном занимался устранением местных чиновников, возможно, ему следует вернуться и вновь сосредоточить свои усилия на этом направлении, предполагают эксперты. Борьба с «тиграми» – это хорошо, но все же больше беспокоят «мухи».
Ма Чаоцунь, чиновник уездного уровня (заместитель управления городского строительства Циньхуандао и генеральный директор корпорации водоснабжения Бэйдайхэ), в 2014 году привлечен к уголовной ответственности, обвинялся во взяточничестве, коррупции, неизвестных источниках получения огромных сумм денег, растрате государственных средств, незаконном владении оружием, умышленном причинении вреда здоровью и умышленном уничтожении имущества.
Люди считают, что из-за серьезной коррупции и злоупотребления властью в местных органах власти Китая (принудительные сносы зданий, произвольные сборы и т. д.) в большинстве случаев чиновники на низовом уровне наносят гораздо больший ущерб интересам населения, чем центральное правительство.
Дисциплина от Си Цзиньпина
Тяжелая рука Си приносит ему двойную пользу – позволяет устранить потенциальных соперников, но также укрепить консенсус среди граждан, которые всегда не одобряли накопление богатства высшими политиками. Согласно недавнему исследованию социально-экономического неравенства, опубликованному Центром Стоуна, в течение десятилетия после инаугурации Си 91% чиновников, осужденных за коррупцию, принадлежал к 1% самых богатых китайцев.
Согласно рейтингу Hurun Global Rich List, в Китае миллиардеров больше, чем в любой другой стране мира. И первое место среди них занимает Ван Цзяньлинь.
Кампании по искоренению гедонизма
Сокрытие расходов за роскошными ужинами в частных домах, выдача спа-процедур за «восстановление сил» после работы и посещение достопримечательностей во время командировок – всё это в поле зрения борцов с взяточничеством.
В 2013 году общественный гнев в Китае по поводу коррупции и чрезмерного образа жизни чиновников побудил президента Си Цзиньпина запретить расточительность правительства. Самым вопиющим для многих была экстравагантность банкетов – суп из акульих плавников, «птичьи гнезда», морской огурец и морское ушко, которые могут стоить более 250 долларов за порцию.
В рамках «Движение чистых тарелок» были ограничены пиршества (запрещена подача первоклассных спиртных напитков и деликатесов), использование роскошных номеров в отелях и государственных денег на личные расходы.
Последствия «Движения чистых тарелок»
Министерством торговли сообщалось, что в 2012 году правительственные чиновники потратили 48 миллиардов долларов (не своих, конечно) на государственные банкеты, но из-за ««Движения чистых тарелок»», связанного с антикоррупционной кампанией, продажа предметов роскоши сократилась вдвое. В Пекине и Шанхае бизнес в сфере общественного питания снизился на 35%.
Тем не менее, китайские репортеры обнаруживают, что произошла некоторая подмена. Появилось много заведений, которые включают отдельные залы для приёма. И банкеты не исчезли, просто ушли в тень.
Сколько чиновников приговорили к смертной казни
На самом деле сложно сказать, сколько фактических смертных приговоров исполняется, так как правительство КНР не раскрывает этой информации. Каждый март Верховный народный суд сообщает в целом, как о смертной казни (включая незамедлительное исполнение и с отсрочкой исполнения) так и общем количестве приговоров к лишению свободы на срок более пяти лет. Большинство специалистов утверждает, что большая часть вынесенных смертных приговоров – с отсрочкой исполнения.
Чэн Кэцзе – партийный и государственный лидер в истории КНР Чэн Кэцзе (высокопоставленный чиновник в Гуанси, которого называли императором Гуанси), приговоренный Верховным народным судом к смертной казни за серьезную коррупцию 7 сентября 2000 г. и казненный 14 сентября 2000 г. посредством смертельной инъекции.
Его жена, Ли Пин (младше мужа 21 год), которая вышла за него замуж только ради власти и денег, была приговорена к пожизненному заключению.
Чиновники, для которых смертный приговор привели в исполнение
- В 2011 году казнили бывших вице-мэров города Ханчжоу Сюй Майюна и города Сучжоу Цзян Жэньцзе. Чиновников признали виновными во взяточничестве на сумму в общей сложности почти 50 миллионов долларов (8,2 и 31 млн. долларов).
- Чжао Липин (заместитель председателя НПКСК автономного района Внутренняя Монголия) – в 2017 году осужден за умышленное убийство, взятки на сумму 23,68 миллиона юаней, незаконное хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
- Лай Сяоминь (бывший председатель и партийный секретарь China Huarong Asset Management Co., Ltd.) – осужден за коррупцию, хищение государственных средств, вымогательство на сумму почти 1,79 млрд. юаней в течение 10 лет (получение взяток для получения людьми работы, продвижения по службе или контрактов), попустительство бандитским образованиям, также двоежёнство.
Насколько хорошо удаётся бороться с коррупцией в Китае
Антикоррупционная кампания находит поддержку в Китае, но она мало повлияла на место страны в глобальном индексе коррупции.
Коррупция укоренилась в китайском обществе на протяжении веков. Перед тем, как утвердиться в своем правлении, лидеры коммунистического Китая, как правило, участвовали в традиционной охоте на ведьм, чтобы избавиться от соперников и заручиться поддержкой, но обычно это мало влияло на преобладающую культуру.
Общепризнано, что значительное членство в партии во многом связано с возможностями, которые она предлагает для накопления богатства.
Чем отличается китайский опыт от других стран
Китай представляет смешанный опыт с точки зрения своих усилий по борьбе с коррупцией. С одной стороны, необузданная коррупция остается огромной проблемой для партии-государства, поскольку она не только приводит к потере государственных активов, но и наносит ущерб легитимности режима. С другой стороны, показатели борьбы с коррупцией в Китае, антикоррупционные стратегии, используемые центральными партийными властями не намного хуже, чем в других сопоставимых странах (Россия, Мексика, Индия, Бразилия).
Эффективность мер противодействия коррупции определяется высокой вероятностью выявления коррупционеров и назначения эффективного и обоснованного наказания.
В Китае центральное правительство не может или не хочет проводить расследования в отношении большого числа чиновников, особенно высокопоставленных. Однако, в то же время, оно должно налагать суровые наказания на осужденных высокопоставленных чиновников. Хотя этот способ избирательной дисциплины подрывает доверие к государству с точки зрения эффективности борьбы с коррупцией, он также создает неопределенность для коррумпированных агентов, так как освобождение коррумпированных чиновников не гарантируется.
Пример Китая для других стран
На самом деле за время действия антикоррупционной компании не проведено значимой политической реформы, не введена долгосрочная правовая база для предотвращения коррупции. Антикоррупционная компания прочно укрепила власть Си (хорошие результаты есть, но подозрительные признаки политической мести сохраняются). Для того чтобы сделать борьбу с коррупцией прочным политическим наследием, со стороны правительства нужно институционализировать её и реформировать правовую базу, тем самым создать прочную систему для последовательного предотвращения коррупции в будущем.