Культура и традиции

Биография Лао Цзы — великий мыслитель Китая


Несмотря на впечатляющую традицию подробных хроник правителей, чиновников и других сановников древнего Китая, о Лао-цзы конкретно ничего не известно. Самые старые источники, в которых он упоминается, представляют легенды. Несколько историй о нем можно найти в даосской книге притч «Чжуан-цзы». Первая биографическая справка находится в «Ши цзи», но сам Сыма Цянь пишет, что источники его сомнительные и приводит противоречивые утверждения о Лао-Цзы.

Основатель даосизма

Личность философа

Лао-Цзы апостериори считается отцом-основателем даосизма – китайской философии и религии. Согласно традиции мудрец был современником Конфуция. Исторические сведения скудны и неопределенны о Лао-Цзы биография которого известна со времен династии Хань в основном из сверхъестественных и религиозных интерпретаций. Некоторые исследователи считают его вымышленным или составным персонажем.

В «Чжуан-цзы» он упоминается как Лао Дань. Конфуций предположительно обращался к нему за советом по поводу погребальных обрядов. В «Ли цзи» («Книге ритуалов») Конфуций несколько раз цитирует Лао Даня относительно этих ритуалов. Тот, что Лао-Цзы фигурирует в даосских и в конфуцианских текстах, маловероятно, что его личность была создана для полемических целей. Возможно, существовал такой философ как Лао Дань, который привлек внимание своим прочтением Дао и Дэ и последователи почтительно именовали его «Лао-Цзы».

Выдающийся мыслитель

Но теория оставалась привлекательной, и с Лао Данем стали ассоциировать другие детали, которые легли в основу реконструкции биографии мудреца в «Ши цзи» («Исторических записок»), составленных историком династии Хань Сыма Цянем.

История Лао-Цзы важна еще и потому, что порождает определенные герменевтические ожидания и влияет на способ прочтения «Дао дэ цзин», авторство которого традиция приписывает Лао-Цзы. Если произведение написано в VI или V веке до нашей эры, то многие изречения можно интерпретировать в свете того, что известно об этом периоде. Видение человечества представляется в полной трансформации, отказе от социальных и политических структур, возвращению к «естественному» состоянию. Подобные радикальные идеи обычно являются реакцией на хаос и чрезвычайные обстоятельства.

Мысль Лао-цзы оказала глубокое влияние на развитие китайской философии, и ядро ее – простая диалектика. С развитием «Пути Небесных Мастеров», первой религиозной даосской организации (даоцзяо) во втором веке Лао-Цзы приобрел агиографическое измерение.

Жизненный путь мудреца

Процесс обожествления великого мудреца начинается уже в раннем даосизме. Он был зачат, когда его мать увидела летящую комету или пролетающего дракона, сидя под сливовым деревом, или она съела волшебную сливу и потом носила его в чреве в течение 81 года. Его первым именем было Ли Эр (слива+ухо).

«Лао-Цзы», означающее «старый младенец», произнесла его мать, когда разрешилась сыном под сливовым деревом. На свет он появился из ее бедра с седыми волосами и бородой, ушами с длинными мочками (признак мудрости).

Родом из поселка Ли, уезда Ку, царства Чу (уезд Луи провинции Хэнань) он служил архивариусом при дворе Чжоу. Конфуций признавал его мастером и необыкновенным существом. В конце концов, устав от политических разногласий и не в силах вынести падение династии Чжоу, он решил покинуть государство и отправился на запад на буйволе.

Лао-Цзы на своем буйволе

Когда он достиг перевала, обозначающего границу, «хранитель границы», Инь Си, узнал его и попросил рассказать о своем учении. Мудрец согласился и в течение некоторого времени резюмировал свои мысли и записал их в «Дао Дэ Цзин», после чего ускакал на своем зеленом буйволе на запад. Согласно народным поверьям, древнекитайский мудрец не умирает, а перевоплощается, появляясь в разных формах, чтобы передавать Дао.

«Дао Дэ цзин» впервые приписывается авторству Лао-Цзы в трактате «законников» «Хань Фэй-цзы» (II в. до н. э.). Лао Дань/Лао-Цзы упоминается в отрывках «Чжуан-цзы», н в самом великом памятнике нет его биографии, за исключением отрывка, указывающего на то, что он служил архивариусом. Поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что Лао Дань из «Чжуан-цзы» и Лао-цзы в «Хань Фэй-цзы» – это один и тот же человек, хотя историческая традиция придерживается именно этой гипотезы. Согласно «Ши цзи» предлагается три «версии» образа Лао-Цзы – Ли Эр, Лай Цзы и Тай Ши Дэн.

Как зародился даосизм

Даосизм возник как светская школа мысли с прочной метафизической основой около 500 года до нашей эры. Это время зарождения фундаментальных духовных идей, как на Востоке, так и на Западе.

Биография Лао-Цзы

Принято считать, что это учение, которое основал Лао-Цзы, получило развитие благодаря таким философам как Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу. Хотя официально даосизм не был принят, он сыграл важную роль в развитии древнекитайской мысли.

Под его влиянием сформировалось несколько школ, среди них фа-цзя («законников», легизм), мин-цзя («школа имён»), цзунхэн-цзя («школа вертикальных и горизонтальных союзов»). Эти школы взаимодействовали с другими философскими традициями, как конфуцианство и буддизм.

Даосизм, как и конфуцианство, основывается на концепции гармонического порядка в природе и обществе. И Конфуций, и Лао-Цзы разделяли концепцию Дао, но даосизм существенно отличался от конфуцианства, поскольку искал просветление в конечных, а не во внутренних принципах космического порядка. В то время как конфуцианство в значительной степени связано с гражданской жизнью, социальными отношениями, поведением и человеческим обществом, даосизм характеризуется индивидуалистическими и мистическими особенностями, находящимися под сильным влиянием природы.

На протяжении всей своей истории даосизм делает упор на такие понятия как «у вэй», «цзыжань», «ци», «у», «уцзи», «тайцзи», «инь и ян», «бяньхуа», «фань», самосовершенствование посредством медитации и других духовных практик.

После основания династии Западная Хань император Гао-цзу (Лю Бан) и его советник Чжан Лян, император Хуэй-ди (Лю Ин) со своими советниками Сяо Хэ и Цао Цанем, императрица Люй Чжи, советник Сян Юя Чэнь Пин правили в соответствии с даосскими идеями.

Современный свиток

Хуанлао-сюэпай (аббревиатура, в честь Желтого императора и продвижения учения Лао-Цзы) при Цзин-ди, императоре империи Хань, стало своего рода ранней даосской мыслью и важной ветвью даосизма. Она взяла за основу даосскую традицию отшельничества и применила ее к управлению государством. Собственно хуанлао-сюэпай и стало началом даосизма в Китае. Последователи выступали за спокойствие и «недеяние» (у вэй) для управления страной и для достижения процветания, за то, чтобы не тревожить народ, позволять ему «преобразовывать себя».

Два основных текста составляют основу даосизма – Дао дэ цзин и Чжуан-цзы (названная в честь автора Чжуан Чжоу, известного как Мастер Чжуан или Чжуан-цзы). Во времена династии Хань они были сгруппированы под названием «Дао-цзя». Ван Би, основоположник сюань-сюэ (философского «учения о таинственном»), известного и как неодаосизм, связывал с даосской традицией также «И цзин».

Каждая книга имеет характерный риторический стиль. «Дао Дэ цзин», содержащая около 5000 древнекитайских иероглифов, – краткая и поэтичная, «Чжуан-цзы» – многословная, забавная, наполненная фантастическими диалогами. Но обе вытекают из размышлений о природе Дао, связанных с ним концепций, которые занимали центральное место в этических дискуссиях Древнего Китая.

В поисках смысла жизни

Даосизм следует идее, что за всеми материальными вещами и всеми изменениями в мире лежит один фундаментальный универсальный принцип – Дао, «путь», который представляет взаимодействие между пятью элементами, взаимозависимость между макрокосмом и микрокосмом. Этот принцип порождает существование и управляет всей жизнью. Таким образом, цель человека состоит в том, чтобы жить в соответствии с Дао, что требует простоты, пассивности, спокойствия и отсутствия раздоров.

Даосы стремились к высшему благу, полностью освобождаясь от мирских интересов и страстных желаний, пока не достигали «освобождения от всякой деятельности» (у вэй). Это основывается на вере в закон единства двух противоположностей (инь и ян). Если кто-то слишком сильно старается достичь чего-то определенного, начинается действовать закон «обратного усилия» и результат прямо противоположен желаемому.

Даосское искусство: Благотворный дождь, Чжан Юцай

Дао

«Дао дэ цзин» дает инструкции (иногда расплывчатые и, как правило, открытые для множества интерпретаций) о пути к добродетели, счастью и гармонии, который по своей сути не должен сбивать с толку. В ней обсуждается Дао, которое учение у Лао-Цзы привносит в некую форму бога для ищущего мистика.

Дао – вечный порядок космоса, в то же время его ход и отождествление (что часто встречается в метафизике, но лишено тщательной диалектической структуры). Дао может пониматься как путь к достижению состояния просветления, ведущего к долголетию или даже бессмертию.

Но Дао, как нечто невыразимое, бесформенное и мыслимое как бесконечная пустота, может также пониматься как непостижимое начало мира, прародитель противоположностей инь и ян, представляющее две чередующиеся фазы космической энергии (их динамическое равновесие приносит космическую гармонию). То есть «инь и ян» – это не мир, который можно разделить на «черное и белое». Концепция представляет «черное» в «белом» и «белое» в «черном» (единство).

Дэ

В контексте даосизма Дэ можно интерпретировать как «характер, целостность, внутреннюю силу». Прежде всего, из Дао возникает Дэ. Выражение или формирование Дэ есть лишь следствие Дао. Именно возвращение к простоте позволяет Дэ проникнуть в человека. Таким образом, в царстве трансцендентного Дэ позволяет вернуться к истоку, соответствовать пути Дао.

У-вэй

У-вэй в даосизме – следование естественному течению вещей и изначальному космическому порядку, не нарушая его и не пытаясь изменить. Это значит «действовать» в соответствии с движением природы и Дао. Увэй часто переводится как «недеяние», однако это обозначает или, скорее, предполагает восприимчивость к событиям и ситуациям, в которые вовлекаются люди. В даосской мысли это эмпирическое понятие, переживаемое в процессе отказа и не утверждения себя.

Лао-Цзы сделал у-вэй политическим принципом идеального правления. Его влияние отражено в том факте, что трон императоров был увенчан лаковой панелью с надписью у-вэй в качестве национального девиза

Догматичен ли даосизм?

Несмотря на то, что даосизм имеет четкую систему верований, в нем нет догматического кодекса, в котором говорится, во что следует верить, во что нет. В религиозном даосизме сотни богов, но ни один из них не является высшим.

Даосизм Лао-Цзы – это даосизм осознания. Речь идет о воспитании смирения, простоты. Нет необходимости запоминать большой катехизис. «Дао Дэ цзин» – короткая работа. Она о жизни в мире и согласии, учит уважению к миру природы. Речь о существовании и о том, чтобы осознавать его.

Дао можно понимать как пространственно-временной путь – порядок, в котором происходят события. В качестве описательного термина его можно использовать для обозначения реального мира в истории, иногда обозначаемого как «великий Дао» или предписывающий порядок, который должен разворачиваться, – нравственный путь.

Тянь-дао, или путь природы соответствует  порядку вещей согласно естественному закону. И «путь природы», и «великий путь» могут вдохновлять стереотипное даосское отчуждение от моральных или нормативных доктрин. Таким образом, если рассматривать его как путь, посредством которого все становится тем, чем оно является, сложно представить, что нужно выбирать среди каких-либо трактовок его нормативного содержания, – это можно рассматривать как действенный принцип «пустоты», надежно лежащий в основе работы мироздания.

Свиток в дворцовом музее

Цитаты, которые приписывают Лао-Цзы, известны в большом количестве, хотя оказывается, что в «Дао Дэ цзин» их нет. Дело в том, что существует много переводов, все они существенно различаются, и не всегда легко распознать в двусмысленности многих из них первоначальную мысль и сформулировать ее соответствующим образом. Некоторые переводы сложно согласовать с идеями «Дао Дэ цзин», поскольку они используют эзотерическую терминологию, которая не может отвечать в основном четким наблюдениям Лао-Цзы.

В «Дао Дэ Цзин» обсуждаются способы самосовершенствования, управления страной, использования армии и заботы о своем здоровье, излагается идея «естественного бездействия», содержащая множество простых диалектических точек зрения на преобразование противоположностей. Форма книги представляет рифмованный дискурс (цитаты в стихах) со сжатым языком, и множеством прозаических параллельных строк. Риторика лаконичная, слоги звучные, текст универсален, несмотря на глубокие рассуждения. Это также уникальное произведение по онтологии Вселенной в истории ранней китайской философии.

Видео: книга Лао-Цзы