Легизм – китайская философская школа, сосредоточенная на политической философии, праве, реальной политике и бюрократическом управлении. В значительной степени она игнорирует мораль или идеализированные представления о том, каким должно быть общество, а акцентируется на прагматичном правлении посредством власти самодержца и государства.
Национальные древние религии Китая
Китайская народная религия или шэнизм относится к политеистической дивергентной религии, возникшей в древние времена на основе поклонения природе (особенно небу) и предкам.
Религиозные элементы, которые обычно не дифференцированы в практике верований, преследуют межрелигиозную интеграцию. Храмы и алтари, посвященные богам, мудрецам прошлых династий, историческим личностям, используются как места поклонения, и таким образом они пересекаются с характеристиками даосизма (иногда рассматриваются как форма даосизма), но не включают залы предков и семейные святыни (в которых поклоняются предкам).
Народная религия включает те аспекты религиозной жизни, которые разделяют большинство китайцев, они не зависят от их принадлежности к трем учениям – даосизму, конфуцианству и буддизму.
Общие церемонии среди национальных древних религий Китая, включают:
- воскурение благовоний богам каждое утро и вечер или в первый и пятнадцатый день лунного календаря;
- ежегодный парад богов по стране (Шэн Цзя Сюнь Ю);
- фестивали (или дни рождения) богов;
- жертвоприношения и посты.
У народных религий нет унифицированных учений и классиков, они не ограничены организациями высшего уровня. Они представляют спонтанные групповые верования. Например, они не соблюдают буддийские и даосские заповеди, запрещающие жертвоприношения животных, но в древние времена китайцы использовали быков, овец и свиней для жертвоприношения Небу вместе с вином.
На самом деле национальные древние религии Китая – это слишком обширная категория. Ученые в этой области избегают термина «древнекитайская религия», предпочитая иметь дело с отдельными категориями (семейная религия, погребальные ритуалы, сезонные фестивали, гадание, мифология и так далее).
Главный аспект веры – поклонение небесам и предкам. Кроме того, конфуцианство, которое являлось руководящей идеологией имперского периода, также подчёркивало необходимость почитания богов и предков. Под влиянием конфуцианских концепций абстрактное «Тянь Ди» 天地 («Небо и Земля») и Тянь 天 (как правитель Небес) в даосизме превратилось в верховное божество. Боги, будды, бессмертные, бодхисатвы, архаты, мудрецы и мученики из разных систем верований строго не отличаются. Часто им поклоняются вместе и выполняют разные специальные ритуалы. Под влияние буддизма небуддийские божества упоминаются как бодхисатвы, например Юй-ди (Нефритовый императоров) или Мазу (морская богиня).
Как говорится: «Небо непредсказуемо, а у людей свои беды и благословения. Помимо поклонения божествам и буддам с просьбами мира, во всех святынях всегда устанавливались предметы, помогающие избежать действия злых сил. Дома защищают различными амулетами. Столкнувшись с необходимостью важных решений, люди часто обращаются к традиционным методам гадания.
Зарождение конфуцианства
Религиозное конфуцианство (жуцзяо儒教,в отличие от светского конфуцианства жуцзя儒家) – интерпретация конфуцианства как религии – возникло во времена Конфуция, защищавшего традиционные религиозные институты своего времени. Это обряды цзун мяо (древний китайский родовой храм, посвященный предкам знати и монархов и их духовным табличкам) и ритуальная музыкальная система (собирательное название ряда социальных обычаев, сформулированных и распространенных династией Западная Чжоу).
Элементы религиозного конфуцианства включают поклонение основателю «конфуцианской» традиции (Конфуцию), некоторым из его учеников (семьдесят два ученика), таким личностям как Мэнцзы и Чжу Си, но также основы народной религии, а именно поклонение предкам. Почитание Неба или природных духов Конфуций не приветствовал, но Мэнцзы снова ввел веру в то, что Небеса могут следить за ходом управления.
Дао – вечный путь
Даосизм – политеистическая религия, поклоняющаяся множеству богов. Его главная цель – стремление к бессмертию и спасение мира. Одна из ста философских школ периода Сражающихся царств, даосизм изначально представлял только философскую теорию. Она вобрала в себя систему «морали» в качестве основного понятия и обожествленных философов.
Даосизм принимает «Дао» как высшую веру и источник всех вещей в метаморфозе. Ритуалы даосизма восходят к поклонению Небу и Земле, природе, призракам и богам в первобытном обществе. От самых ранних методов гадания для общения с духами и богами первобытные религии постепенно превратились в жертвоприношения Небу и предкам в обществе династии Шан и Чжоу. Истоки даосизма можно проследить до самых ранних «общений» между людьми, духами и богами, а также школы инь-ян (натуралистов). Основателем даосской системы считается Чжан Даолин (Первый небесный Наставник) из Школы Небесных Наставников (天師道 Тянь Ши Дао), который поклонялся Лао-цзы как Тайшан Лао-цзюнь (воплощение Дао).
Даосизм, на который ссылаются исследователи, относится к наследованию на основе древних китайских религиозных верований большинства концепций и практик, как Фансянь Дао, Хуанлао-сюэпай, народная вера в богов, – то, что постепенно сформировалось как «Дао». В целом в даосизме верховное божество – Тайшан Лао-цзюнь, а Дао дэ цзин – основополагающее учение для истинного самосовершенствования, чтобы стать бессмертным. Методы, чтобы стать бессмертным или божеством, можно грубо обобщить. Прием «эликсира бессмертия», очищение ци, следование даосским ритуалам и собственные магические практики, добрые дела.
Предпосылки возникновения легизма
Легизм, возникший в Древнем Китае, – одно из многих идеологических течений. В условиях серьезного институционального кризиса периода Вёсен и Осеней и периода Воюющих царств сложилась чрезвычайно богатая политическая идеология, которая рассматривалась последующими поколениями как эпоха раздора между сотней школ мысли.
- Чжоу делило общество на две категории – простолюдинов и потомственную аристократию. Наследственное дворянство подчинялось местным вотчинам и получало должности и политическую власть. Они были верны Чжоу Тяньцзы (Сыну Неба). Династия Чжоу придерживалась принципа ритуала и наказания: ритуал применялся только к знати, а наказание – к простому народу.
- Правители Чжоу в начале династии поддерживали строгий контроль над правительством, основанном на личных отношениях между монархом и поданными, и военной мощью. Поскольку централизация еще не была развита, они передавали власть через систему феодальных владений. Со временем аристократические роды начали отождествлять себя со своими владениями, а не с центральным царством Чжоу.
- К периоду Вёсен и Осеней политическая структура дома Чжоу распадалась, попав в борьбу между противоборствующими вассальными государствами, знатными родами князей и их поданными. Его влияние уже не принималось во внимание. Удельные князья (гуны) стали назначать своих государственных чиновников для консультирования и управления страной. В феодальной системе достигалась известная степень бюрократизма и централизации. Это привело к упадку наследственных привилегий и к тому, что можно описать как «социальной реформе сверху вниз».
В 4 веке до нашей эры разные вассальные государства достигли определенной степени централизации, но борьба между ними обострилась в период Сражающихся царств. В экономическом отношении внедрение железных орудий произвело революцию в сельском хозяйстве. Увеличение сельскохозяйственного производства способствовало освоению пустошей и росту населения, ускоряя при этом урбанизацию и коммерциализацию экономики. В вооруженных силах появились новые технологии (луки и арбалеты), формы организации (армии на колесницах заменили крупные пехотные армии с завербованными крестьянами), что резко увеличило масштабы войны.
В обществе потомственную аристократию в вассальных государствах в известной степени заменяла «ученость», то есть статус можно было получить благодаря способностям, а не по крови. Эти преобразования требовали новых подходов в административных, экономических, военных, социальных и этических вопросах.
Большинство мыслителей периода Сражающихся царств шли в ногу со временем. Школы и фракции предлагали свои идеи для достижения социальной и политической стабильности. По мере того как войны становились все более кровопролитными и разрушительными, адекватные дипломатические средства разрешения конфликтов отсутствовало, большинство политиков и мыслителей признавали, что единственный путь достижения мира и стабильности – объединение. Как достичь единства стало основной темой, за обсуждение которой соревновались разные школы мысли. Наиболее убедительный ответ давали легисты, чем и добились популярности своей идеологии.
Что такое легизм?
Конфуцианца Сюньцзы иногда называют основателем легизма, поскольку его ученики, Хань Фэй и Ли Си, были легистами. При Ли Си легизм стал государственной философией династии Цинь. Некоторые ученые считают его легизм самой ранней известной формой тоталитаризма.
Фацзя 法家 (законник) или легизм это одна из четырех основных школ китайской философии периодов Вёсен и Осеней и Сражающихся царств, около 770–221 гг. до н. э. Это время великого культурного и интеллектуального развития Китая. При династии Хань теории легистов были обобщены и синтезированы, а их идеи стали основой для управления страной.
Легизм по своей природе – практическая политическая и юридическая философия, не задающая теоретических вопросов о природе и цели жизни. Таким образом, в китайском контексте легизм означает философию, поддерживающую верховенство права.
Идеи философской школы легизма
Учитывая, что название происходит от термина фа法 (закон), можно понять, что легистов в первую очередь интересовали законы. Но в классическом китайском языке термин имел как широкое, так и узкое значение. В широком смысле фа-цзя относилось просто к методам, хотя использовалось в смысле законов. Но легисты предлагали и ряд других политических инструментов, полезных для упорядочивания государства, они обращали свое внимание на идеи позиционной власти, политические приемы. В том, как они подходили к вопросам политики, лучше называть их реалистами, методистами, администраторами или философами государства.
Идея управления страной начинается с точки зрения правителя. Легисты указывают, как правители могут эффективно организовывать и контролировать правительство, чтобы максимизировать национальное богатство и территории. Они считают, что расширять территории и увеличивать богатство может только самодержавная монархия, то есть абсолютная власть правителя в его владениях. Опираясь на легистскую мысль, Шан Ян провел реформу в государстве Цинь в период 360-338 до н.э, которая помогла объединить шесть государств.
Легисты предлагали много нововведений для управления, в большой степени отказываясь от прошлых норм. Они были прагматичными и уделяли огромное внимание результатам. С другой стороны, они пренебрежительно относились к традиционной культуре и нравственности, критиковали дворянство, что вызывало значительную неприязнь.
Наблюдение Сыма Цянь относительно династии Западная Хань кажется верным – политика легистов эффективна в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе ее привлекательность снижается. Напротив, для конфуцианства классика – источник знаний. Ортодоксальные конфуцианцы считают, что детали организации управления не должны рассматриваться правителем и министрами, а подчиненными. Министры же должны сдерживать и уравновешивать правителей.
Теоретики легизма
Ключевая фигура среди легистов – это политический философ и премьер-министр династии Хань Шэнь Бухай, почитаемый как Шэньцзы. Для Шэнь Бухая самая большая угроза власти правителя исходила изнутри правительства, со стороны влиятельных независимых министров, стремившихся узурпировать власть. Шэнь выступал за развитие концепции шу (методы/приемы управления術), за контроль и ограничение власти чиновников.
Реформы Шан Яна привели к подъему государство Цинь, сделав его великой державой в период Вёсен и Осеней и период Сражающихся царств, поэтому его часто называют первым законником в истории Китая. Реформы Шана Яна характеризовались централизацией власти, управлением экономикой правительством, созданием новой налоговой системы, введением мер и весов (очень важных в то время), укрупнением и усилением военного потенциала. Для осуществления централизации власти Шан Ян провел земельную реформу, стандартизировав размер участков и устанавливая национальную систему предоставления земли.
Среди десяти классических произведений легистов, перечисленных в династии Хань, два сохранились относительно полностью, а два имеют крайне неполные фрагменты. Самая ранняя из существующих книг – «Шан цзюнь шу», которая, как говорят, написана Шан Яном. Некоторые главы почти наверняка написаны самим Шан Яном, в то время как другие – его учениками и последователями, но есть также несколько глав, написанных спустя десятилетия или даже столетия после его смерти. Тем не менее, идеологические точки зрения относительно последовательны, вероятно, отражая мышление школы Шан Ян.
Вторая дошедшая работа – «Хань Фэй-цзы», написанная ведущим идеологом легистов Хань Фэем. В период Сражающихся царств Хань Фэй объединил мысли «фа», «шу» и «ши» (закон – методы/приемы управления – власть/насилие) конфуцианства, даосизма и права. Изучив различные теории, Хань Фэй пришел к выводу, что фа-шу-ши необходимы, и выступил за то, чтобы монарх использовал это триединство и контролировал экономическую независимость и личную свободу своих подданных для установления эффективного управления.
До сих пор в Китае ведутся споры, была ли «Хань Фэйцзы» написана полностью Хань Фэем. Отличия в стиле и аргументации между главами заставляют многих ученых подозревать, что книга писалась многими авторами. С другой стороны, отличия отражают зрелый процесс мышления Хань Фэя или адаптацию к разным аудиториям. Большинство глав представляют последовательную точку зрения.
Основные деятели
Некоторые ученые считают, что легизм в китайской философии произошел от Гуань Чжуна, государственного деятеля и философа государства Ци, при Хуан-гуне. Гуань Чжун придавал большое значение образованию, а его реформы позволили государству ввести налогообложение и экономическую деспотию непосредственно на деревенском уровне, а административную ответственность переложили с дворянства на профессиональных бюрократов. Гуань Чжун провел некоторые реформы во внутренней администрации, включая регистрацию домашних хозяйств, определение административного деления внутри страны и обнародование законов.
В деятельности Гуань Чжуна можно увидеть две особенности. Основная идея заключалась в том, что улучшения административных возможностей правительства и достижения гегемонии циского Хуань-гуна требуется определенная степень бюрократического опыта. Вторая мысль – радикальный отход от традиционных норм. Гуань Чжун признавал, что эффективное правление не может полагаться исключительно на добродетельных правителей как на моральный образец, а должно располагать наказаниями, уголовными законами и поощрениями. Это противоречит убеждению о феодальной структуре династии Чжоу, которая пыталась добиться упорядоченного правления благодаря харизме благородных лидеров и посредством морального преобразования.
До Гуань Чжуна мыслители полагали, что обнародование закона эквивалентно признанию монархом собственной неполноценности и разрушению легитимности правителя. Кодекс Гуань Чжуна, а также выдающиеся достижения государства Ци сделали роль уголовного права в обществе признанной. Но Гуань Чжун не был философом и не собирался развивать идеологическую теорию.
Поэтому основными представителями легизма считают Шан Яна, Шэнь Бухая, Шэнь Дао и Хань Фэя.
Последствия следованию учению легизма
Легистская мысль полна ряда факторов, сходных с фашизмом, таких как ограничение свободы слова, игнорирование слабых, стремление сохранить монархию, упор на сельское хозяйство и подавление торговли.
Ши Хуан-ди, первый император Китая, в значительной степени полагался на советы легистской школы в безжалостной политике и закулисной тактике. Династия Цинь вследствие своего тоталитаризма использовала легизм для усиления власти центрального правительства и ослабления народа. Поэтому законы применялись скорее как инструмент для сохранения контроля, чем как баланс для поддержания справедливости. Правовая система при тоталитарном правительстве концентрируется на том, как поддерживать и укреплять правительство, удерживая власть в руках нескольких человек. Абсолютизм с правовой системой — та же самая доктрина, что абсолютизм без правовой системы, поскольку в обоих случаях правительство может делать все, что хочет, и его действия не регламентированы.
Но неудача династии Цинь (просуществовала всего 15 лет) в управлении вызвала социальный скептицизм в отношении легизма. После краха династии люди хотели верить, чтобы ими больше правят человечность и праведность, чем жуткие законы. Линия императоров династии Хань решила, что конфуцианцы должны заменить легистов в качестве советников.
Для китайских реформаторов на рубеже 20 века конфуцианство стало символом всего, что было плохого в стране. Уделяя особое внимание литературе в ущерб науке и технике, конфуцианство, по их мнению, тормозило экономическое развитие, душило творчество и предпринимательство. К этим выводам Коммунистическая партия Китая добавила, что конфуцианство – феодальная идеология, которая оказывала поддержку эксплуататорскому классу землевладельцев. Мао Цзэдун открыто заявлял о своем восхищении методами, применяемыми легистами. На самом деле, он явно подражал первому императору, которого теперь превозносили как лидера, необходимого для создания сильного единого государства. Мао критиковал его только за то, что он был недостаточно безжалостен.