Культура и традиции

Мифология Китая


Мифология Китая – продукт традиционной культуры древнего Китая, отражающий примитивные фантазии о природных явлениях и социальной жизни и выраженный в форме историй, рассказов, легенд через сверхъестественные образы. Мифология известна использованием божеств в качестве главных героев, также таких персонажей как демоны и чудовища, будды и бодхисаттвы. Мифологические сюжеты содержат всевозможные аллегории и суеверия.

Нюйва и Фуси

Особенности китайской мифологии

Под «китайской мифологией» подразумевается совокупность исторически сложившихся мифов в Древнем Китае, которые и в настоящее время передаются в пределах географических границ страны. Таким образом, она включает не только мифы ханьцев, которые составляют 92% населения страны, но и лелеемые предания 55 этнических групп, живущих на обширной территории. Так как почти у каждого этноса есть свои боги и мифические герои, не существует систематической или однородной китайской мифологии, хранящейся или передаваемой всеми китайцами. Более того, даже среди самих ханьцев нет интегрированной системы мифов.

Но важно отметить, что китайская мифология отличается от китайской традиционной патриархальной религии и древнего даосизма. Патриархальная религия относится к общей системе «государственной религии» в древнем Китае, от божественного мандата «Сына Неба» до религиозных ритуалов народных магов и относится к основным религиозным представлениям династий Шан и Чжоу, включая культуру колдовства, поклонение божествам и предкам, гадание на костях оракула.

Царица-матерь Западного рая

Согласно классификации китайского ученого-мифолога Юань Кэ, китайскую мифологию можно разделить на три типа – «миф», «легенда» и «сказка».

  • Мифы возникли еще до династий Цинь и Хань. В основном они описывают отношения между людьми и природой, анимизм и древние религии. Главными героями в них выступают китайские боги или полулюди-полубоги, чей внешний вид, силы и достижения отличаются от обычных людей. Эти мифы повествует о времени, пространстве или событии, находящемся за пределами воображения.
  • Легенды – истории, передаваемые из уст в уста, которые могли перемещаться вместе с населением, с одними и теми же персонажами, но с различиями в зависимости от места, где люди часто преувеличивали описания их внешности, способностей и подвигов. Тем не менее, они уже ближе к реальному миру.
  • Сказки – разновидность мифов. Они возникли примерно в период Сражающихся царств, развивались с даосизмом, в основном для продвижения идеи бессмертия и даосской культуры, описывая жизнь бессмертных и их опыт обретения бессмертия.

Хотя ученые придерживаются такой классификации китайской мифологии, даосы на протяжении веков добавляли в мифологический словарь свои верования и представления, что, в конце концов, окончательно запутывало. Так Паньгу (фигура творения) в сказках превратился в Юаньши Тяньцзунь, который соединился с бессмертной Нефритовой девушка из Тайюаня (Тайюаньской Девой) и она стала матерью Владыки Востока Дун-ван-гуна и Царицы-матери Западного рая Си-ван-му.

Мифы Китая

Самые ранние записи древних мифов можно проследить примерно до 3000 лет назад в виде надписей или рисунков на гадательных костях (цзягувэнь) и бронзовых сосудах (цзиньвэнь). Один из бронзовых треножников, датированный 9 или 8 веком до нашей эры, привлек внимание ученых в начале 21 века. Надпись на дне сосуда, состоящая из 98 китайских иероглифов, восхваляет достижения мифического правителя Китая, известного как Юй Великий. Эта надпись свидетельствует о том, что техника записи мифов иероглифами стала относительно зрелой почти 3 000 лет назад. Кроме того, по крайней мере, в середине правления династии Западной Чжоу миф о Юе, контролирующем потоп, уже был распространен и историзирован в легенду о великом герое или великом правителе в высших слоях общества.

Надписи династии Западная Чжоу

Хотя надписи, рисунки на цзягувэнь и цзиньвэнь лишь кратко или косвенно упоминают мифы, чаще без использования слов, что делает мифологические истории, которые они иллюстрируют, сложными для понимания. Поэтому при изучении китайских мифов полагаются в основном на истории, записанные во времена династии Чжоу и после неё (между 11 и 3 веками до нашей эры).

В Китае нет священного канона, в котором записаны мифы, верования или священная история, как в Библии или Коране, не было литераторов, трубадуров или шаманов, которые собирали сказания устных традиций и сводили их в систематическую и комплексную мифологию как, например, в греческих сборниках, приписываемых Гомеру и Гесиоду.

Скорее, мифы в древнем Китае распространялись в разрозненных и фрагментированных формах в разных письменных материалах. Эти источники содержат информацию об археологии, литературе и философии, географии и истории, колдовстве и этнографии, религии и фольклоре и так далее. Многие из них содержат только несколько мифов, другие стали настоящей сокровищницей китайской мифологии, как Шань хай цзин (Книга гор и морей), Чу Ци, Хуайнань-цзы.

Паньгу

Основные мифологические мотивы о сотворении

  • Паньгу – бог-творец, создавший мир и все вещи, которые трансформируются из его тела и органов после смерти
  • Нюйва – богиня-творец, вылепившая первых людей из глины и давшая возможность им размножаться, починила расколотое небо
  • Цзинвэй – божественная птица, заполняющая море
  • Куа-фу – мифический великан, преследующий солнце
  • Великий Юй, контролирующий воды
  • Гун-гун повредивший гору Бучжоу (один из столбов, которые удерживают небо)
  • Три властителя и пять императоров
  • Шэнь-нун, пробующий сотни трав
  • Цан Цзе, создавший иероглифы
  • Син-тянь – безголовый великан, который борется против Небесной канцелярии и никогда не сдается (даже после обезглавливания)
Фуси

Религиозная мифология включает Гуаньинь, Восемь бессмертных, пересекающих море, Люй Дунбин (самый известный из восьми бессмертных), Чжун Куй, повелевающий демонами, Мацзу, Божественная дева Яо Цзи, Гань Цзян и Мо Се, Юэлао, держащий красную нить судьбы, четыре священных существа (дракон, феникс, тигр, черепаха) и многие другие.

Среди легенд и сказок – легенда о белой змее, пастух и ткачиха, Чанъэ, проживающая на Луне, и нефритовый (лунный) заяц, Хоу И, стреляющий в солнце, Сунь Укун (царь обезьян), У Ган, постоянно рубящий дерево османтус на Луне, карп, который становится драконом, денежное дерево, китайский зодиак и многие другие.

Китайский дракон – Лун

Герой китайской мифологии – самое могущественное божественное существо, повелевающее водой, – Лун. Дракон – символ священной власти императоров, приносящий удачу.

Легенда о рождении драконов

Фу Си и Нюйва, первые люди в Китае, были человекообразными (или змееголовыми) с телом дракона. Считается, что предки китайского народа, Яньди и Хуанди, имели близкие отношения с драконами. Лю Бан (Гао-цзу) утверждал, что родился от женщины, забеременевшей от дракона. Эти легенды показывают, что китайцы были тесно связаны с драконами с древних времен.

Девять драконов, Чэнь Жун

Теорий о происхождении дракона в китайской мифологии несколько. Согласно одной из них, считается, что первые изображения драконов в форме тотемов представляют стилизованные описания реальных животных.

Матушка драконов

Лун Му – китаянка, обожествленная после того, как вырастила и воспитала пять драконов. Лунму и её драконы стали образцом сыновней почтительности и родительской любви — добродетелей, важных в китайской культуре. Место зарождения культуры Матери-Дракона – Юньфу, провинция Гуандун. Легендарная Матушка драконов также является божеством и культурным героем в бассейне реки Сицзян. Фестиваль, связанный с Лун Му, проводится в районе Сицзян уже многие века.

Породы драконов

Драконов в китайской мифологии много. Они могут быть посланниками богов, проводниками людей, хранителями земных сокровищ или повелителями стихий. Среди них особенно выделяются

  • Тяньлун – хранитель божественных обителей и защитник небес
  • Шэньлун – крылатый дракон с лазурной чешуей, который вызывает дождь, ступая по облакам, и тем самым оплодотворяет землю
  • Цанлун или Фуцанлун – защитник сокровищ (камней и драгоценных металлов), зарытых в земле
  • Дилун, – хозяин родников и ручьев, которые направляет их по своему усмотрению
  • Хуаньлун – желтый дракон, божественный посланник, сообщивший людям через Фуси восемь триграмм системы гадания (И Цзин)
  • Паньлун, дракон, свернувшийся кольцом, обитающий в водах
  • Инлун – крылатый дракон
  • Цзяолун – рогатый
  • Лун-ван – повелитель драконов

Повелителей драконов – четыре, каждый из них представляет одно из морей – Восточное (Восточно-Китайское), Южное (Южно-Китайское), Западное (Индийский океан и моря, лежащие в его пределах) и Северное (озеро Байкал). В древние времена принято было среди местного дворянства, правительственных чиновников вместе с населением, проживающим по берегам этих морей, совершать жертвоприношения, проводить религиозные обряды, чтобы успокоить дракона, просить его о ниспослании дождя или, наоборот, прекращении.

Лун

Девять – счастливое число, и количество основных типов драконов часто связывают с ним. Также как сам китайский дракон описывается с точки зрения девяти признаков, кроме того, у дракона всегда девять сыновей. Чешуй у дракона самца 81 (9 x 9) или 117 , у самки 36 (9 x 4).

Во дворцах всегда находилась ширма «Стена Девяти Драконов», изображающая девять пород дракона. Девятка также считалась числом императора. Только высшие сановники могли носить одежду, на которой были вышиты символы «девять драконов», но скрытые другой одеждой, одетой поверх. Чиновники ниже рангом имели восемь-пять драконов. Сам император носил одежду с одним (желтым или золотым) драконом. Императорский трон известен как «Трон Дракона». Согласно китайской мифологической истории, легендарный император Хуан-ди превратился в дракона и поднялся на небеса.

В легендах потенциальный император мог родиться с родинкой в форме дракона. Одна такая легенда рассказывает о крестьянине, у которого было такое родимое пятно (речь о Чжу Юаньчжане, первом императоре династии Мин, который родился в крестьянской семье).

Пять элементов

Пять Элементов – древнекитайская концепция материи. Она не только оказывает глубокое влияние на китайскую культуру, но также играет ключевую роль в китайской философии, китайской медицине и гадании. Пять элементов относятся к металлу, дереву, воде, огню и земле. Считается, что природа состоит из пяти элементов. При «взлётах» и «падениях» этих пяти элементов природа меняется, что не только влияет на судьбы людей , но и заставляет вселенную вращаться бесконечно.

Пять элементов сдерживают друг друга и порождают друг друга. Основываясь на этом понимании, древние относили к пяти элементам все виды вещей во Вселенной, поэтому, с точки зрения понятий, это уже не сами дерево, огонь, земля, металл и вода, а большой класс вещей, которые можно сравнивать с точки зрения характеристик, абстрактных свойств, общих для явлений.

Четыре знака зодиака – Сы Сян四象

Четыре символа, которые представляют четыре направления, относятся к лазурному дракону, белому тигру, красной птице и черной черепахе. Их называют четырьмя небесными духами. Традиционная китайская ориентация направлений света заключается в том, что юг находится наверху. Четыре великих зверя перекликаются с пятью элементами – восток-дерево, запад–металл, север-вода, юг – огонь, земля.

Цин Лун, Бай Ху, Чжу Цюэ и Сюань У – четыре великих зверя востока, запада, севера и юга соответственно

Демоны

Китайские демоны известные под общим термином яогуай, появляются в результате трансформации растений, животных, даже неорганических веществ. Злобные духи обладают магической силой (благодаря даосской практике), сверхчеловеческими способностями. Главная для них цель – обретение бессмертия и, следовательно, обожествление. В «Путешествии на Запад» рассказывается, что ради этого они похищают бессмертных и даосских монахов.

В поисках демонов в горах, Чжэн Чжун

Основные представители семейства яогуай выращены из животных, обладают (почти) человеческим обликом, могут быть активны днем и ночью, и опасны для людей. Они могут стать бессмертными, если сосредоточатся на добрых делах и просветлении в процессе совершенствования.

Мифические животные

Животные в Китае традиционно считались невероятно важными фигурами в общественной жизни. Они служили не только для практического использования, но также выполняли религиозные и государственные функции. Они присутствовали на празднованиях жизни и смерти, их часто видели охраняющими гробницы и захоронения.

Мистические древнекитайские животные символизирует определенные ценности, такие как удача, любовь, мир и защита. Они также могут представлять сверхъестественных судей истин или хранителей. Животные проникают в повседневную жизнь через предметы повседневного обихода, такие как мебель, предметы искусства, вазы и одежда. Знаменитая книга «Шань хай цзин» («Классика гор и морей») знакомит с древнекитайскими животными с экзотической внешностью и особыми способностями.

Вышитый мотив сечжи, династия Цин

Се Чжи – символ многих связанных добродетелей – справедливости, закона, правды. Способность существа заключается в том, что оно может отличать правду ото лжи и добро от зла. Указывает своим рогом на виновных или злых людей, а также определяет, кто не прав. Внешний вид существа в разных источниках отличается, но постоянный атрибут его физиологии – длинный рог. Сечжи изображали в виде овцы, козы, дракона и льва.

Китайские львы-стражи, ши-цзы — божественные звери в китайской мифологии. Считается, что они способны отгонять злых духов и неудачи. Помимо того, что они стоят на страже перед входами и буддийскими храмами, они также используются в церемониях, таких как Танец льва, и на военных значках, представляющих второй высший ранг.

Ао (большая морская черепаха). В одной из версий мифа рассказывается, что она жила в Южно-Китайском море во время сотворения мира. Когда Нюйва чинила небо, она отрезала конечности Ао и использовала их как опоры. В другой версии, Ао обитает в Бохайском море и несет на спину три острова Восьми Бессмертных.

Китайские герои

Китайская мифология полна героев. Черпая вдохновение из древних мифов о сотворении мира, мистицизма животных, даосизма и буддизма, эти герои уникальны и прекрасны, и не только в обычном смысле «сверхчеловеческой силы». Среди них:

  • Цан Цзе
  • Чи Ю
  • Фу Си
  • Хуа Мулань
  • Хоу-цзи
  • Хоу И
  • Хуан-ди (Желтый император)
  • Император Яо
  • Шунь
  • Лэй Цзу
  • Чжан Саньфэн
  • Гуан Юй
  • Люй Бу
  • Нэчжа
  • Эрлан-шэнь
  • Сунь Укун
  • Суй Жэнь
  • Шу Цзюнь
  • Шэнь-нун

Древняя китайская мифология

Древнекитайские мифы возникли из попыток человека в первобытном обществе разумно объяснить различные явления природы с помощью рассуждений и воображения, однако из-за низкого уровня когнитивных способностей в то время многое было окутано тайной. С другой стороны, древние мифы являются воплощением древнего общества. Большинство существ в китайской мифологии происходит из первобытных образов.

  • Народ придумывает мифы, чтобы сохранить значение и рациональность социальных обычаев и институтов.
  • Из-за низкой производительности, особенно перед лицом ужасной природы, человек должен интегрироваться в клан, чтобы выжить.
  • Кроме того, древние люди накапливают достаточно много сильных эмоциональных переживаний в таинственной и непредсказуемой жизни. Мифы и предания могут придавать непостижимой реальности различные драматические атрибуты. В объятиях мифов оказывались всевозможные тревожные эмоции.

Солнце, луна, ветер, дождь, гром и молнии – все во власти богов. Таким образом, в народном сознании сформировалось представление о природных богах. Объясняя происхождение всего сущего во Вселенной, они представляют себе Нюйву, создательницу мира и прародительницу всех людей.

Рассуждая о таких явлениях как движение солнца и луны на запад, течение реки на восток, они представляют истории о том, что «голова Гунгуна не может коснуться Чжоушань», «небесный столп сломан», «небо наклонено на северо-запад». Появление культурных героев со сверхчеловеческими способностями – также продукт фантазии древних людей.

Кроме того, существует категория историй о разных людях и предметах в древней мифологии, отражающая стремление к преодолению тех или иных естественных препятствий, повышению производительности труда. Например, жители царства Юминь рождаются с крыльями и могут свободно летать по небу, жители царства Цигун обладают чрезвычайно длинными и ловкими руками, они великаны и могут пересечь горы и моря за один шаг.

Мифология даосизма и буддизма

Даосы сохраняли мифы, созданные в древнем Китае, и использовали их для иллюстрации своих взглядов. Миф о хаосе (хундун) записывается как метафора недифференцированного первичного единства, мифических императоров (Хуанди и других) превозносят за мудрое даосское правление или порицают за введение губительных для цивилизации законов. Сны о мифическом рае, путешествиях на облаках и летающих драконах – метафоры странствий души, постижения Дао, тождества сна и реальности. Царица-мать Западного рая (Сиванму), которая была горным духом, божеством чумы и тигрицей, стала высшим божеством – покровительницей всех Бессмертных.

Восемь Бессмертных

Миф в буддизме используется на различных интеллектуальных уровнях для придания религиозному учению символического, а иногда и квазиисторического выражения. Принятый на своих собственных условиях, буддизм является сверхъестественной религией в том смысле, что без будды, открывающего истины, они остаются неизвестными.

Исторически буддизм в Китае сопровождался импортом различных идей о божествах и сверхъестественных существах, включая Кшитигарбху, которого переименовали в Дицзана. Он воплощается в монахе с нимбом вокруг бритой головы, с посохом, чтобы открыть врата ада, и драгоценным камнем, исполняющим желания, чтобы осветить тьму. Будай (Смеющийся Будда) – согласно легенде, реинкарнация Будды Майтрейи.

Авалокитешвара превратился в Гуаньинь, бодхисаттву сострадания (богиню Милосердия). Со временем Гуаньинь стал бессмертным даосом и вообще у него/нее впечатляющее мифологическое резюме. Мифология вокруг Гуаньинь основывается как на традиции Авалокиташвары из Индии, так и на предполагаемой жизни молодой китаянки (легенда о Мяо Шань).

Поздняя народная мифология

От династии Цзинь до династий Мин и Цин возник поздний жанр китайской литературы, известный как Чжигуай и Шэнькуай сяошо. – «рассказы о необычном» (о богах, призраках, бессмертных, демонах, буддах). Многие из них ссылаются на мифы, легенды и сказки. Это «Фэншен Яньи» (Обретение богов), «Цветы в зеркале» Ли Жучжэня, «Путешествие на Запад», «Ляо-чжай-чжи-и».

Сунь Укун

Мифология в искусстве Китая

Мифология – один из богатейших источников, на который китайские художники и писатели опираются на протяжении веков, «Путешествие на Запад» считается классикой китайской литературы, а традиционная живопись изображает легендарных персонажей, таких как Три властителя и пять императоров, Восемь Бессмертных.

Видео