Пекинской опера имеет более чем 200-летнюю историю, она является национальным достоянием КНР и возникла путем слияния сразу нескольких жанров. Это необычное, ни на что не похожее зрелище, очень красочное и яркое.
Чем отличается пекинская опера
Пекинская опера (цзинцзюй) отличается от традиционной западной постановки:
- Она повествует только о народных героях Китая.
- Звук во время пения исходит из поверхности гортани, а не из ее глубины, как в западной опере.
- Пьесу может играть всего один человек.
- Действие в спектакле может происходить и на очень маленькой сцене.
- Обязательно пекинская опера состоит из пения, танца, декламации, пантомимы и акробатики.
- В цзинцзюй четыре обязательных приема игры: глазами, руками, туловищем и шагами.
История
История пекинской оперы начинается с драмы куньцюй, которая считалась эталонной. Из нее пекинская опера позаимствовала красивые танцы, амплуа героев, яркие костюмы, грим, сценическую символику, жесты, походку..
Но она вобрала в себя и другие жанры, позаимствовала народные песни и акробатические номера от бродячих актеров, элементы из других китайских опер, возникло новое синтетическое театральное искусство. В спектаклях появились диалоги, в том числе и юмористические, батальные сцены с акробатическими номерами. Зазвучали новые музыкальные инструменты, в том числе громкие ударные, что совсем не свойственно утонченной драме куньцюй.
Опера в столице. Зарождение
Опера называется пекинской не по месту своего зарождения, а по месту окончательного становления как нового вида искусства. Особенно покровительствовал новому виду искусства император Цянь-лун, правивший в XVIII веке. Именно при нем актеры пекинской оперы, считавшейся искусством простолюдинов, приглашались во дворец, чтобы обучиться манерам знатных вельмож. Благодаря одобрению и поддержке этого и следующих императоров, которым пришлась по душе новая постановка, этот жанр начал активно развиваться, императорская труппа состояла более чем из 1400 актеров. Драма же кунцюй к началу XX столетия утратила популярность, и в настоящее время осталось лишь 6-7 профессиональных трупп этого жанра.
В 1919 году состоялись первые всемирные гастроли пекинской оперы.
Персонажи
В цзинцзюй четыре главных амплуа: шэн – мужская роль, дань – женская, цзин – смелый герой, чоу – комик и мо – второго плана роль глупого старка. Персонажи шэн могут быть воинами, пожилыми мужчинами и юношами, герои амплуа дань – мудрые женщины, смелые девушки и воительницы. Главным героем спектакля может стать герой любого амплуа.
В самом начале существования оперы все роли исполнялись мужчинами. С появлением женщин представления изменились, обогатились эмоциями. Но мужской дань продолжает существовать до сих пор, отточенное мастерство нравится зрителям, они не хотят расставаться с актерами-мужчинами, добившимися совершенства в исполнении женских ролей. В результате опроса зрителей в 1927 году выбрали четыре х лучших актеров, работающих в амплуа дань. Один из них, Мэй Ланфан, даже гастролировал в этом амплуа в СССР.
Пекинская опера включает в себя пение, художественное чтение, пантомиму и акробатику. Все актеры в обязательном порядке владеют пятью способами игры: глазами, руками, туловищем, шагами и подражанием. Каждое движение символично и строго соблюдается актерами. Обучение мастерству длится годами на протяжении всей актерской деятельности.
Будущих актеров начинают учить мастерству с детства. Сразу определяют амплуа будущего артиста. Выбор зависит от внешнего вида ребенка, тембра его голоса, чувства юмора и других качеств актеров. В дальнейшем актер будет выступать в одном аплуа, выбранном ему с детства, постоянно совершенствуясь в нем.
Актеры гордятся своей принадлежностью к этому виду искусства. Например, актер, выступающий в амплуа военного, рассказал в интервью, что свое амплуа он изучает с 11-12 лет, и вот уже 15 лет на сцене и продолжает совершенствоваться. Считается, что актер пекинской оперы настолько профессионален, что сможет сыграть роль в любом другом театре.
В пекинской опере актеры не создают образ конкретного человека. Они выражают характер персонажа и его взаимодействие с другими героями с помощью движений, мимики. В гриме, нарядах, движении глаз и рук много символики, которой актеры строго придерживаются и тщательно изучают.
Репертуар пекинской оперы
Наиболее известные спектакли:
- «Легенда о белом змее»,
- «Хитрость с пустым городом»,
- «Сирота из рода Чжао»,
- «Нефритовый браслет»,
- «Переполох в небесных чертогах»,
- «Императорский дворец»,
- «Царь обезьян»,
- «Красноармейка».
Самые известные сюжеты пекинской оперы
Сюжетами пекинской оперы являются исторические события Китая, народные сказания о жизни императоров и национальных героях, о доблестных воинах и их любви к красавицам.
Иногда сюжеты заимствуются из китайской литературы и классических романов в эпоху коммунизма.
Сюжеты представлений делятся на патриотические и лирические. В патриотических спектаклях герои демонстрируют свою любовь и преданность родине, в лирических присутствует романтика и любовь, преодоление трудностей на пути к счастью. Истории могут быть историческими, назидательными и волшебными.
Например, в «Нефритовом браслете» рассказывается о любви юноши к прекрасной девушке, которую он встречает по пути в деревню. Но он не может жениться на ней без свахи.
«Переполох в небесных чертогах» повествует историю о легендарном герое китайского народного эпоса. В опере « Месть рыбака» герой убивает коварного чиновника.
Еще одна известная опера называется «Императорский дворец». Это история о том, как бедный юноша влюбляется в дочь богатого чиновника, отправляется на войну и позже становится императором.
Музыка
Музыка в цзинцзюй разнообразная. Звучат народные и этнические напевы, оркестр состоит из струнных и духовых инструментов. Звучат гонги и барабаны, шумят трещотки, широко используются национальные музыкальные инструменты: пекинская скрипка, труба-сона, китайская флейта.
Музыка звучит фоном к представлению, основное внимание зрителя сосредоточено на движениях и действиях исполнителей. Все мелодии исполняются только в живую.
Грим в пекинской опере
Грим в пекинской опере, как и движения актеров глазами, руками и туловищем, имеет большое символическое значение. Его цвет, способ нанесения говорят о характере персонажа и его поступках. Работа с гримом – настоящее искусство, на создание грима уходит 20-30 минут, а иногда и все 40.
Существует три основных вида грима. При первом способе лицо раскрашивают в один цвет, выделяя лишь брови. Тип грима под названием «три черепицы» – это когда в гриме преобладает один цвет, а черной краской подчеркивают область рта, носа и глаз. Есть и грим под названием «кривое лицо», когда лицо героя раскрашивают несимметрично, обычно так делают с комическими персонажами или злодеями.
Символичен и цвет грима. Белый грим означает коварство и недоверчивость, черный – твердость и прямолинейность. Красным гримом показывают преданность и непреклонность героя, а с помощью желтого и зеленого демонстрируют раздражительный и жесткий характер персонажа. Военным и полководцам на лбу красной краской рисуют знаки и символы. Важный элемент грима – борода героя. Ее цвет говорит о характере и возрасте персонажа. Бороды бывают черные, красные, белые и с проседью.
Костюмы
Цвет костюма тоже очень символичен. Например, император всегда одет в желтые наряды, чиновники и аристократы носят халаты черного, красного или зеленого цвета с вышивкой. У чиновников наряды синего и фиолетового цвета. Одежда простолюдинов незамысловатая и без вышивки.
Цвет костюма может указывать и на возраст персонажа. Например, пожилые военные сражаются в желтых одеждах, а молодые в серебристо-белых и розовых нарядах.
Персонажи спектаклей одеты в костюмы эпохи Мин, независимо от того, в какой период времени происходят события на сцене. Только для спектаклей о событиях XX века делается исключение.
Декорации пекинской оперы простые. Зато каждый атрибут имеет свое особое значение. Например, если герой держит в руках плеть, это означает, что он едет на лошади, а цвет кнута соответствует окрасу его коня. Перья фазана на головных уборах означают статусность героя, его принадлежность к высокому и уважаемому роду.
Флаги с изображением весел и колес означают, что герои плывут на лодке. Европейцам непросто понять пекинскую оперу, необходимо иметь богатое воображение, чтобы представить картину событий.
Несмотря на всю сложность костюмов, крепятся они весьма незатейливо, обычными веревками, которые скрываются под одеждой. Одежда может быть многослойной и достаточно тяжелой, так что актеру понадобится и выносливость и сила. Костюмеры присутствуют за сценой во время всего спектакля, в случае необходимости они поправляют или меняют наряд актера
Театр пекинской оперы
Спектакли ставятся на сцене Большого театра Пекинской оперы имени Мэй Ланфана. Театр носит имя знаменитого актера, основавшего в 1955 году этот театр. Именно он собрал в театре лучших актеров и музыкантов.
Театр состоит из нескольких трупп, они находятся в Пекине, Тяньцзине, в Шанхае и на Тайване.
Среди театральных постановок коллектива более ста исторических пьес, более двухсот опер, а также современные пьесы. Актеры выступают не только в своей стране, они гастролировали более чем в 50 странах, в том числе и городах России.
Пекинская опера в наши дни
В наши дни цзинцзюй – визитная карточка Китая. В 2010 году она включена в список ЮНЕСКО как ценное культурное наследие.
Пекинская опера продолжает развиваться и совершенствоваться. В 2014 году театр совершал мировое турне, в том числе гастролировал в России. Всемирные гастроли посвящались 120-летию основателя театра Мэй Ланьфана.
Актеры выступили на сцене Московского музыкального театра имени Наталии Сац со спектаклем «Му Гуйин принимает командование». В основе оперы лежит исторический сюжет о женщине-военачальнике. Показали актеры в Москве и еще один спектакль под названием «Легенда о белой змее», с этими же спектаклями они выступили в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.
В сентябре 2021 года актеры выступили в Минске на сцене Большого театра Беларуси со спектаклем «Военачальницы семьи Ян».
В 2019 году актеры гастролировали в Волгограде. Журналистка взяла интервью у руководителя труппы и ведущего актера:
О пекинской опере снят знаменитый фильм «Прощай, моя наложница».