Китайский термин «Тянься» чаще всего трактуется как «Все, что под небом», без географически-пространственных ограничений, но исторически он стал ассоциироваться с политическим суверенитетом.
В древнем и имперском Китае «тянься» обозначались земли и территории, назначенные китайскому правителю Небесами, с четко определёнными принципами порядка. Вот почему Китай называют Поднебесной. Центр отводился непосредственно китайскому двору, от него «мировой порядок» распространялся вовне на чиновников, поданных, вассальные государства и заканчивался «варварами».
Концепция понятия «Поднебесная»
Тянься или Поднебесная – это понятие, которое относится к «миру», существующему в Китайской культурной сфере. Изначально это была концепция, разработанная на основе понимания правителей Центральных равнин, географических и культурных полей этнических китайцев, а также в связи с политическим суверенитетом.
Концепция использует принцип универсального и четкого порядка для выражения пространства и региона управления и отношений с окружающим. Постепенно она распространилась от китайской цивилизации на китайский круг, в государства и регионы Восточной Азии.
Танься не ограничивается определенным регионом, группой и страной. Культурный круг охватывает широкий диапазон, с Китаем в качестве абсолютного центра, включая страны, этническими группами или племенами, которые в истории платили дань ханьскому региону, и во многом пересекается с современными регионами на Востоке, включая материковый Китай, Макао и Гонконг, Тайвань, Пэнху, Цзиньма, Вьетнам, Корейский полуостров, острова Рюкю и Японские острова. Эти регионы в основном сельскохозяйственные общества, приняли дипломатическую модель системы канонизации и использовали китайские иероглифы в качестве дипломатического статуса. Все они развили традиции, схожие с китайской культурой, но сохранили и независимые особенности.
Значение названия страны на китайском языке
Поднебесная империя или буквально «Под небом» – 天下, где 天 «небеса» и下 «ниже». Помимо буквального значения, китайцы используют название для обозначения всего земного. Сравнительно недавно появилось выражение Шицзе 世界, которое означает мир в целом (и планета Синсин 行星, обозначающая небесное тело).
Императора называли «владыкой всего, что есть под небом», в Китае, как стране восходящего солнца. Очевидно, что в те времена не все части известного мира находились под их властью, но было принято думать, что любая форма правления происходит от воли Небес. Небо круглое, земля квадратная в китайской космогонии. Четыре угла земли, которые не покрыты небом, мыслились как невозделанные территории, населенные нецивилизованными существами, варварами.
Исключительное право на небо
Представление Китая о мире основано на теории о том, что посланник Неба обитает в Китае, управляется Небесами и правит миром по воле Небес, как аргумент, обеспечивающий легитимность режима. Это почему Китай именовали Поднебесной. Помимо управления Китаем он также имеет определенные полномочия, распространяющиеся на другие страны мира.
Конфуцианство и «небесный мандат»
Понятие Небесный мандат принадлежит к одной из философских концепций конфуцианства и Инь-Ян. В истории Китая она используется для объяснения легитимности нового режима, приходящего на смену старого, отстаивая возвышение и падение династий, смену правителей. Если один правитель не сохраняет традиции и теряет Дао, он лишается божьей поддержки, слабеет и гибнет. Это воля небес, в которой «небо» – священный источник политической власти, а «мандат» – способность правителя искать поддержки народа для управления Китаем.
Следует прояснить, что концепция Небесного мандата была рационализирована и интегрирована в конфуцианское мышление во времена династии Сун, следуя образцом практически всего, что можно считать конфуцианским. Но истоки вывода о Небесном мандате – в тексте династии Чжоу, традиционно приписываемое У-вану (основателю династии), который оправдывает восстание против Шан. По сути, в нем утверждалось, что Ди Синь был настолько аморальным, что потерял божественное право править. У-ван оказал огромное влияние на Конфуция.
- Небеса Конфуций рассматривал как посланника всего сущего. Конфуцианский философ Дун Чжуншу, советник императора У-ди, интерпретировал это в источник «дао».
- С другой стороны, Чэн И, неоконфуцианец династии Северная Сун, говорил, что «Небеса не могут отклоняться от Дао», то есть Небо – выражение Дао (в данном случае принципа вещей) и два этих понятия равнозначны.
- Чэнь Чунь, ученый династии Южная Сун определил соответствующие характеристики, данные человеку Небом через ци, как Небесный мандат». Концепция – не субъективная, бесцельная и безразличная.
- Один из главных представителей неоконфуцианства Чжу Си считал, что действия всех людей, их причинно-следственные связи, природные явления и события в совокупности именуются «Небесным мандатом». Его можно назвать «природой», которая наделяет человека естественным состояниям. Судьба сама по себе объективна, и в соответствии с субъективностью индивидуума она располагает атрибутами удачи и неудачи.
Существуют три измерения Небесного мандата – природа человека, которая дана ему Богом, и сочетание этой природы с его воспитанием, которое формирует его личность и создает его миссию и предназначение.
Небесный мандат объяснял политические взлеты и падения каждой эпохи, помогал теоретически держать правителей под контролем какой-то неземной богом данной власти. Эта концепция имела популярность в Китае ещё и потому, что ссылаясь на Небесный мандат, любой могущественный лидер во время кризиса могу свергнуть правителя, не соответствующего его интересам, утверждая, что серьёзные трудности для нации возникли вследствие того, что монарх «потерял Небесный мандат». Для народных бунтов эта доктрина также служила оправданием.
Небесный мандат подразумевал власть, которую можно было завоевать и потерять, что отличает концепцию от божественного права королей, придуманного в Европе. Согласно китайской философии, революция оправдана в лице деспотичного правителя. Поражение – решающее доказательство того, что он потерял божественное благоволение.
Мифология Небесного мандата оставалась влиятельной силой до середины 20 века. Отец китайской революции Сунь Ятсен, обращенный в христианство и учившийся на западе, посетил гробницы династии Мин и провозгласил падение маньчжурской династии после основания республики в 1912 году.
Храм неба в Пекине
Храм Неба, расположенный в районе Дунчэн в Пекине, – место, где императоры династий Мин и Цин поклонялись Небу, молились о хорошем урожае и дожде. Это крупнейший жертвенный комплекс древнего Китая высочайшего этического уровня.
Поскольку император считался «сыном Неба», ответственным за связь с небесной властью для сохранения порядка на земле, жертвоприношения были необходимы для проявления уважениям к Небесам.
На самом деле это большой комплекс, протяженностью 1,5 км с севера на юг и от 1,0 до 1,7 км с востока на запад, на площади 2, 73 квадратных километра. Он ограничен двумя стенами с севера и одной стеной с юга. Территория храма включает парковую зону и три основных группы построек, построенных согласно со строгими философскими принципами – Зал Жатвенных Молитв, Храм Небесного Величия, Алтарь Неба.
Современное определение
Концепция Поднебесной китайской империи, начала меняться в 1793 году, когда в Китай был направлен британский дипломатический посланник Джордж Макартни. Он рассчитывал заключить торговые договоры с династией Цин в соответствие с европейской дипломатией. Однако император Цяньлун отклонил просьбу Великобритании, аргументируя это тем, что Китай как Поднебесная – самодостаточная страна, не нуждается в иностранных товарах, и нет базовых условий для равно значимой торговли между сторонами.
Вскоре разразилась Опиумная война, династии Цин, потерпевшей стороне, пришлось заключить односторонний и неравноправный договор с Великобританией и другими странами. Однако народу было заявлено, что это подарок императора китайцам. Таким образом, династия Цин намеревалась сохранить концепцию, несмотря на угрозы со стороны европейских государств.
После Опиумной войны Великобритания и Франция, недовольные неизменной дипломатической позицией династии Цин, объединились во Второй Опиумной войне и подписали китайско-британский Тяньцзиньский договор, который мог говорить, что Великобритания и Франция являются «автономными государствами» и получают равный статус с Китаем. В результате династия Цин не могла продолжать вести дипломатию с европейскими странами в соответствии с прежним китайским порядком, поэтому она вновь учредила канцелярию премьера для ведения внешних сношений с Европой.
Поражение Китая в китайско-японской войне привело к концу дипломатического порядка, основанного на феодальной дани династии Цин, поскольку Корея порвала с такими отношениями. В конце 19 века цинский посол в Великобритании Сюэ Фучэн изменил идею «мира изоляции между Китаем и варварами» на развитие «мира взаимной зависимости между Китаем и иностранными государствами».
Как называют страну россияне
Русское название происходит от уйгурского Kytai (китаец), которое связано с тюркским Qytan. Кидани – древние кочевники, потомки исконно монгольского племени, проживающие в современной Монголии и северо-восточном Китае, ведущие полуземледельческий и полускотоводческий образ жизни. В 907 году, захватив Северный Китай, они основали династию Ляо.
Благодаря европейским путешественникам, включая Марко Поло, название «кидань»契丹 в форме «катай» попало в Западную Европу и в определенной степени вытеснило латинское «China».
Почему Китай называют China
Существует несколько теорий, пытающихся объяснить загадочное происхождение слова «China». От персидского چین, которое, в свою очередь, происходит от санскритского слова चीन, встречающегося в индуистских писаниях, включая Махабхарату и Ману-смрити. Этот факт противоречит теории, предложенной в 17 веке Мартино Мартини, согласно которой название происходит от Цинь 秦, самого западного из китайских царств во время династии Чжоу.
Какие еще названия есть у Китая
Интересно то, как китайцы называют Китай – Чжунхуа中华. До революции 1911 года страна называлась Чжунго中国, где Чжуе центральный или срединный и го царство или государство. Древний термин имеет религиозное и космологическое значение, указывая на небесную цивилизацию, и первоначально было собирательным названием, относящимся к совокупности многих царств, существовавших на равнинах Северного Китая.
В империи оно стало синонимом земли расселения ханьских китайцев, которая противопоставлялась землям, населенным «варварами». При маньчжурской династии Цин термин утратил эту коннотацию, тесно связанную с этнической принадлежностью к группе хань, и включил в себя всю группу этносов, собравшихся под эгидой власти ханьцев. С 19 века Чжунго – синонимом китайского государства или нации.
Сунь Ятсен и его соратники не хотели использовать термин «чжунго», каким бы распространенным он ни был, а именно как связь с имперским прошлым. Они решили объединить иероглифы中 чжун и 華 хуа (великолепный).