Шаолиньские монахи участвовали во многих исторических событиях, проявляя справедливость, честность и храбрость, сыграли важную роль в разрешении социальных конфликтов и стабилизации общественного порядка. Стать монахом Шаолиня – это пожизненное обязательство, требующее глубокого духовного и физического путешествия.
История Шаолинь
С основанием храма связаны разные истории и легенды, но согласно наиболее авторитетной и достоверной версии основополагающую роль в этом сыграл индийский монах родом из южной Индии, мастер дхьяны Буддхабхадра (Бхадра), также известный как Бато. Он был первым настоятелем монастыря Шаолинь.
Бато прибыл в Китай в 480 году с целью распространения принципов буддизма. В столице династии Пинчэн он был принят правителем Северная Вэй. Он пользовался доверием и уважением Сяовэнь-ди, которому Бхадра преподавал сутру «десяти ступеней». После того, как столица династии переехала в Лоян, Сяовэнь-ди в 495 году построил для него храм у подножия Шаошишань в горном хребте Суншань, поскольку Бато любил тихие и уединенные места. Бато мог основывать место, где он мог передавать вероучение и набрал учеников-последователей, среди которых Хуэйгуан, основатель школы Дилунь (Йогачара), и Сэн Чоу, известный как «лучший в учении о дъяне к востоку от Цунлин (Памира)».
Благодаря широкой деятельности Бхадры монастырь Шаолинь стал популярным центром буддийского вероучения. Он также занялся переводом оригинальных буддийских писаний на китайский язык. Школа Дилун была основана на сутре «десяти ступеней» (Дашабхумика-сутра), переведённой на китайский язык выдающимися индийскими монахами Ратнамати и Бодхиручи.
Вместе с Хуэйгуаном они потратили три года на перевод сутры «десяти ступней». После этого Хуэйгуан продвигал в храме Шаолинь сыфэньлюй («виная в четырёх частях»). Последующие поколения сформировали Люй-цзун («школа устава»).
Храм Шаолинь мог становиться важной точкой соприкосновения буддийской медитативной практики и зарождающихся боевых искусств. По мнению многих мастеров, первое настоящее восточное боевое искусство – практикуемое в монастыре Шаолинь цюань (Шаолиньское ушу), первоначальная форма которого была утрачена, но была реконструирована на основе производных стилей.
В смутные времена, в конце правления династии Суй, шаолиньские монахи организовали борьбу с разбойниками, что создало объективные условия для возникновения шаолиньского ушу. Шаолиньские монахи помогли династии Тан, и правительство Тан поощряло их культивировать и изучать боевые искусства. Практика боевых искусств стала тенденцией, передающейся из поколения в поколение. Кунг-фу практиковали солдаты и гражданские лица, боевые техники преподавали в военных школах и монастырях.
При династии Сун идея чань и боевых искусств постепенно стала руководящим принципом шаолиньского ушу. Создание патриархальной системы глав храма Шаолинь при династии Юань послужило основой для формирования школы шаолиньского ушу династии Мин.
Во время правления династии Мин монахи Шаолиня неоднократно привлекались правительством для участия в войнах и добивались больших успехов. Шаолиньское ушу приобрело большую известность в обществе. Во времена маньчжурской династии ханьцам было строго запрещено заниматься боевыми искусствами, пространство для развития шаолиньского ушу было сильно сжато. Только в Китайской Республике, потом в КНР шаолиньское ушу начало возрождаться.
Относительно Шаолиня разумно искать границы между историей и легендой, возможно, бессмысленно пытаться извлечь его глубокую сущность из чисто историографической документации. Несмотря на своё историческое измерение, он, несомненно, представляет сложное явление, разделенное на много уровней и измерений, одновременно присутствующих, но противоречивых. В Шаолине можно найти всё – боевые традиции и религиозность, историю и мифы, политику и культуру, стремление преодолеть физические и умственные ограничения человека.
Бодхидхарма – основатель чань-буддизма
Несмотря на различные легендарные жизнеописания, сменявшие друг друга на протяжении веков, существует одно свидетельство о Бодхидхарме в «Лоян Цзяланьцзи», знаменитом труде, объединяющем историю, географию, буддизм и литературу, и составленном в 557 г. Ян Сюаньчжи. В книге перечислены все буддийские храмы в городе Лоян времен династии Северная Вэй. В ней фигурирует Бодхидхарма, о котором говорится как о «голубоглазом персе около 150 лет», практиковавшем воспевание имени Будды (на кит. вид медитации называется няньфо).
Согласно легенде, Бодхидхарма однажды спросил своего учителя, куда ему следует пойти проповедовать после того, как он узнал истинный смысл Дхьяны. Учитель посоветовал ему отправиться в Китай, но сказал не идти на юг, поскольку южные монархи так любили успех, что не могли понять истинного значения буддизма.
Он отправился на север, во времена династии Северная Вэй, чтобы преподавать дзэн. Метод дзэн, которому он обучал, в то время был весьма спорным. Считается, что после того как Бодхидхарма прибыл в Китай морем, он услышал, что У-ди династии Лян верит в буддизм, поэтому отправился в Цзиньлин (ныне Нанкин, Цзянсу), чтобы побеседовать с ним. У-ди, следовавший направлению Хинаяна, после вступления на престол строил храмы и создавал статуи, переписывал священные писания, Он спросил Бодхидхарму: «Какие заслуги я буду иметь, что делают эти вещи?». Бодхидхарма ответил: «Никаких заслуг». У-ди снова спросил: «Почему?». Дхарма ответил: «Это то, что делается, а не настоящая заслуга». У-ди не понял его.
Из-за разногласий между ними Бодхидхарма переправился через реку и пришёл на территорию династии Северная Вэй. Оказавшись в Шаолинь, он медитировал в пещере в течение девяти лет, повернувшись лицом к стене храма, и стал известен как «брамин, смотрящий на стену». Когда он вышел из медитации, его ноги покрылись язвами. Он начал выполнять определённые движения, которые в сочетании с техникой дыхания восстановили нормальные функции. Эти движения были систематизированы в двух рукописях. Считается, что именно Бодхидхарма оставил в храме Шаолинь Ицзиньцзин (Канон изменения в мышцах) и Сисуйцзин (Сутра промывания костного мозга). Он также привёз из Индии философский трактат Ланкаватара сутра, в котором подчёркивается важность разума во всех аспектах существования.
На основе этих рукописей были разработаны 72 тайных искусства Шаолиня, которые представляют китайское переложение того, что в Индии называлось сиддхи, сверхъявственные силы (благодаря духовным практикам), развитыми теми, кто достиг состояния Архата. Тун цзы гун родился из техник йоги – искусство подростка, которое служит для сохранения качеств, развитых в юности, и остающиеся неизменными до самой старости.
Монастырь Шаолинь
Буддийские монастыри в Китае называют храмами. Шаолинь известен во всём мире своим шаолиньским кунг-фу (ушу, как его называют в Южном Китае), которое развивалось и постоянно развивается шаолиньскими монахами всех поколений. Монахи Шаолиня – не только представителями китайских боевых искусств, они несут в себе мудрость и дух традиционной китайской культуры.
Культура Шаолинь, представленная квинтэссенцией шаолиньского ушу и охватывающая чань, искусство, медицину, – сокровищница китайской цивилизации. В настоящее время храм Шаолинь – это национальная туристическая достопримечательность 5А, экологические живописное место с низким уровнем выбросов углекислого газа, база воспитания патриотизма для китайских религиозных кругов, образовательная база уважения, любви и помощи пожилым людям. Комплекс, включающий постоянную резиденцию храма Шаолинь, Лес пагод и Чу цзуань, – мировое культурное наследие.
Во время Культурной революции монахи храма Шаолинь были вынуждены оставить монастырь и вести светскую жизнь. Сам храм подвергся вторжению, статуи Будды были разрушены. После Культурной революции храм Шаолинь был отремонтирован и перестроен. С проведением реформ и открытостью, особенно с 1980-х годов, храм Шаолинь не только наблюдал за собственной реконструкцией и возрождением, но и постепенно восстанавливал традицию иностранного обмена и продвижения Дхармы при поддержке недавно реализованной религиозной политики Китая.
Существующие здания, в том числе знаменитый зал Махавиры и каменная стена Бодхидхармы, – реконструкции. Однако некоторые места, как древние тренировочные площадки для боевых искусств, пагоды (вокруг храма расположено более 10 древних пагод), и некоторая каменная резьба – подлинные реликвии.
Путь Шаолиня
Шаолиньские монахи, практикующие шаолиньское ушу (кун-фу или гун-фу), – люди, посвятившие свою жизнь буддизму и изучению боевых искусств. Они проходят тщательную подготовку и придерживаются строгого образа жизни, который включает медитацию, физическую подготовку и изучение техник боевых искусств. Шаолиньский монах – это пожизненное обязательство, требующее глубокого духовного и физического путешествия. Шаолиньское ушу – это гораздо больше, чем просто боевое искусство. Это часть целостной духовности, основанной на буддизме.
Как стать монахом
Мальчики приходят в храм в возрасте 4-5 лет и закачивают обучение как «монахи-воины», первый уровень мастерства, примерно в 25 лет. Однако достижение полного мастерства в шаолиньской традиции считается делом всей жизни.
Иностранцы (мужчины и женщины) не могут стать полноправными монахами Шаулин, но им позволяется достичь статуса «монаха-воина». Это занимает около 10 лет.
Философия монастыря Шаолинь
Шаолиньское ушу – это не только защита от нападающего или причинение телесных повреждений. Суть в интеграции чань (дзэн) и боевых искусств. Шаолиньские боевые искусства подчеркивают дисциплину, уважение к себе и другим, терпение и смирение в победе и поражении. Ментальная тренировка боевых искусств Шаолиня помогает подготовить ученика к любым событиям, которые могут произойти. Если морально человек не подготовлен к бою, несмотря на хорошую физическую подготовку, он не будет достаточно сосредоточен, чтобы использовать инструменты, которыми располагает его тело. Шаолиньская медитация – важная часть обучения шаолиньскому ушу.
Шаолинь получил концепцию чань-медитации от Бодхидхармы. Уникальность в том, что он ввёл в медитацию модели дыхания. Бодхидхарма обнаружил, что монахи Шаолиня засыпали во время медитации, поэтому он добавил дыхательные упражнения, чтобы помочь им сосредоточиться на повышении их ментального развития.
Сохранение хладнокровия в ситуации самообороны – один из лучших способов выжить. Жесткая психологическая подготовка позволяет телу выйти за пределы своих физических возможностей. Когда шаолиньцы добавили ментальную тренировку к физической подготовке, их система боевых искусств явно превзошла все остальные по применению и практическим результатам.
Монахи Шаолиня готовили разум к противостоянию самым ужасным условиям, чтобы, столкнувшись с ними в реальном мире, они не были шокированы. Психологическая стойкость и готовность вселяет уверенность, которая позволяет действовать в любой ситуации, не колеблясь. Неуверенность в себе – это способ потерпеть поражение еще до того, как враг нанесет удар.
Секрет уникальных способностей монахов
Шаолиньское ушу имеет многовековую историю и полную систему теорий и техник. Его философия основана на трёх фундаментальных принципах – инь и ян, пять элементов и Дао. Из этого можно понять, что практика шаолиньского ушу не ограничивается физической подготовкой, а включает изучение философии и медитации. Целостный подход делает шаолиньское ушу уникальной дисциплиной, объединяющей тело, разум и дух. Частично эта духовность обусловлена ключевой ролью, которую буддизм и даосизм сыграли в своём развитии. Буддизм ввёл практику медитации и поиск духовного просветления посредством боевых искусств. Даосизм, с другой стороны, внёс вклад в теорию Ци (жизненной энергии), обучая тому, как направлять и контролировать эту энергию для совершенствования боевых навыков и общего благополучия.
С момента основания храма были разработаны:
- таотао;
- таолу;
- десятки видов цюаньшу;
- семьдесят два цзюэцзи;
- циньна (техника захватов, болевых заломов, удушений и бросков);
- гэдоу (схватки);
- дяньсюэ (сосредоточение жизненной энергии в одном пальце и выведение противника из строя одним прикосновением);
- цигун;
- другие навыки.
Каждое движение, разработанное в шаолиньском ушу, основано на знаниях медицины и следует законам человеческого движения. В упражнениях сочетаются движение и статика, баланс инь и ян, твёрдость и гибкость, баланс духа и формы. Душа шаолиньского кунг-фу – это вера в мудрость буддийского чань, где первопредок Бодхидхарма – божество мудрости, а Киннары – божество силы.
Таолу
Таолу – это последовательность движений, напоминающая своего рода борьбу с одним или несколькими воображаемыми противниками. Проследить его происхождение не представляется возможным. Древнейшие последовательности связаны с подражанием животным и, по существу, выполняют лечебно-оздоровительные функции. Первые иллюстрации этих упражнений были обнаружены в гробнице генерала династии Хань, датируемой 200 г. до н. э. Это 44 фигуры на шёлке, изображающие мужчин и женщин, представляющих столько же поз животных.
Первые шаолиньские таолу восходят к династии Суй. В монастыре Шаолинь было помещение, в котором размещалось 18 священных статуй из Индии, изображавших 18 великих учеников Будды Шакьямуни, тех, кто достиг просветления и стал архатами. В соответствии с концепциями, выраженными в трёх манускриптах, монахи практиковали удержание положений, изображенных статуями, в течение длительного времени, чтобы принять содержащиеся в них силы.
На самом деле, эти 18 позиций – не простые асаны йоги, а настоящие мудры с защитной функцией от любой агрессии, видимой или невидимой. Более того, монахи Шаолиня связывали эти позиции с ритуальными жестами религиозных церемоний, а также с ловкими движениями зверей, населявших окружающие леса.
Они объединили их в цепь, которую назвали Ло Хань Ши Ба Шоу – 18 рук Архата. Поэтому первый шаолиньский таолу представляет собой динамическую последовательность медитаций, имеющую двойную цель:
- поддерживать постоянный уровень осознания, достигнутый с помощью духовных практик, даже в разгар битвы;
- помогать статическим практикам медитации «сидение в позе лотоса» (цзо чань) и «стояние столбом» (чжань чжуан).
Лохань цюань был создан по образцу этого таолу, кулачного стиля Архата, который включает дополнительные изображения, взятые из буддийской иконографии, усиленные слиянием индийских и китайских боевых техник. Это, несомненно, древнейший стиль бокса Шаолиня, несущий на себе отпечаток великого патриарха Бодхидхармы.
Легенда о тринадцати воинах монахах
В конце правления династии Суй в Китае царил хаос, один человек пытался навести порядок в империи. Его звали Ли Шиминь. В то время силы генерала Суй Ван Шичон оккупировали несколько территорий страны, в том числе стратегические горные перевалы возле Шаолинь. Повстанцы удерживали и город Лоян.
Ли Шиминь находился в сложном положении, но неожиданно получил подкрепление из храма Шаолинь. К его рядом присоединились 13 монахов-воинов, которых послал настоятель. Результат был ошеломляющим – монахи-воины переломили ход войны и захватили в плен некоторых лидеров противоборствующей стороны. После войны Ли Шиминь стал императором династии Тан, Тай-цзун. Он даровал монастырю землю и титул «номер один под небом», позволил содержать собственную армию из 500 монахов-воинов. Кроме того, Тай-цзун издал указ, позволяющий монахам потреблять мясо, для подпитки боевых навыков.
В Шаолинь можно увидеть реликвии, посвящённые этой главе истории. К ним относится памятник, воздвигнутый императором династии Тан Сюань-цзун, фрески, изображающие 13 монахов-воинов в бою.
Реформы Шаолиня
Наследование шаолиньского ушу строго основано на системе «мастер – ученик». Патриархальная клановая система храма Шаолинь, установленная в 13 веке, оказывает важное влияние на наследование шаолиньского ушу. Мастер всесторонне оценивает учеников, и только после его одобрения они могут стать наследниками линии дхармы. Шаолиньское ушу передается в основном из уст в уста, то есть мастер учит словом и примером, а ученик должен усердно учиться и практиковаться. Для достижения высокого уровня шаолиньского ушу, помимо физических усилий, ученику необходимо понимать слова мастера, а чтобы достичь этого уровня, монахам необходимо постоянно совершенствоваться в ежедневной практике, что и является духовным подтекстом «единства чань и боевых искусств».
Имена монахов Шаолиня
Монахи Шаолиня, как и большинство буддийских монахов, получают имя Дхармы или монашеское имя во время церемонии посвящения. Имена Шаолиньской Дхармы представляют совокупность, состоящую из следующих элементов:
- Титул/фамилия
- Имя поколения
- Уникальное личное имя
Фамилия или титул для всех шаолиньских монахов и светских учеников – Ши (釋), как в Шицзямони (釋迦摩尼), китайской транслитерации Шакьямуни. Это означает, что монахи Шаолиня – часть большой буддийской семьи.
Во времена династии Сун китайское буддийское монашество постановило, что все члены сэнцзя (僧伽) должны носить фамилию Ши, поскольку они духовно принадлежат к большой семье Шицзямони. Иногда термин Ши в разговоре опускается, оставляя последние два компонента как лично идентифицирующие термины.
Имя поколения взято из системы именования клана, основанной на поэме поколения. Характерная для монастыря Шаолинь поэма поколения состоит из семидесяти слов и была написана настоятелем Сюэтин Фуюй в начале династии Сун
Уникальное личное имя дается мастером ученику в соответствии с личными чертами, навыками или характеристиками ученика. Хотя возможно иметь много мастеров, обычно монах сохраняет имя, данное ему его первым мастером.
Эликсир здоровой жизни
Буддийские священнослужители открыли 10 золотых правил, с помощью которых можно улучшить образ жизни и наслаждаться старостью. Шаолиньские монахи известны приобретенным биоритмом – отличным здоровьем с помощью медитации и практики боевых искусств. Их тренировки поражают воображение, ведь они направлены на достижение наибольшей концентрации, чтобы извлечь максимум пользы из своего тела. Здесь и искусство «черепашьего» дыхания, позволяющего не дышать в течение 20 минут, и мышцы шеи, способные выдержать самые тяжелые удары.
Геронтологические нормам Шаолиня:
- Избегать кислой, вредной для здоровья, замороженной и острой пищи. Кислотные продукты негативно влияют на дух, а замороженные и острые могут раздражать и воспалять внутренние слизистые оболочки организма. Вегетарианская диета, основанная на овощах и фруктах, напротив, помогает предотвратить различные заболевания.
- Не иметь предпочтений в еде в смысле соблюдения разнообразной диеты и постепенно уменьшать количество принимаемой пищи в течение дня. В течение дня действует правило трёх основных приемов пищи и двух перекусов, ужин не позднее 7 часов вечера.
- Часто чистить зубы, чтобы содержать полость рта в чистоте.
- Часто сглатывать слюну, богатую минеральными солями и водой. Антибактериальная и гигиеническая функция слюны облегчает глотание и фонацию.
- Часто растирать живот, чтобы способствовать работе пищеварительной системы, предотвращая образование воздуха в желудке.
- Часто растирать ноги, чтобы восстановить кровообращение.
- Держать спину в тепле.
- Не сидеть и не стоять слишком долго – долгое сидение ослабляет мышцы, а долгое стояние вредно для костей.
- Не спать более восьми часов, так как это негативно сказывается на работе мозга и сердца. Длительный сон повреждает ци, длительное бодрствование – нервную систему.
- Остерегаться простуды, когда потеешь после тренировки, и не заниматься физическими упражнениями после еды, чтобы не ухудшить пищеварение.
Монахи Шаолиня придерживаются строго вегетарианской диеты с некоторыми уникальными свойствами. Эту диету обычно называют «диетой храма Шаолинь». Это наука о хорошем здоровье, предотвращающая широкий спектр заболеваний, включая болезни сердца и рак, но монахи Шаолиня также придерживаются её в связи с буддийской системой верований.
Шаолиньский завтрак обычно что-то простое, вроде бобов. На обед следуют овощи, которые обычно едят сырыми. Монахи не допускают специй, полагая, что любой вкус или пряность вызывают эмоции. За ужином овощи смешивают с лапшой или хлебом. Конечно, оба ингредиента цельнозерновые и не содержат глютена.
Количество потребляемой пищи может варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей и конкретных указаний храма. Как правило, монахи Шаолиня практикуют умеренность в своих привычках в еде, уделяя особое внимание питанию своего тела без излишеств. Они отдают приоритет сбалансированному и здоровому питанию для поддержания физической подготовки и общего благополучия.
Один день из жизни монаха
- 5:20 Подъём
- 5:35–6:30 Утренняя практика ушу – разминка и базовые навыки
- 6:40–7:40 Утренние уроки буддизма
- 7:45–8:30 Приём пищи
- 9:00–11:30 Занятия храмовыми делами, например, работа на ферме, рубка дров. Старейшины и дети-монахи посещают занятия по буддизму
- 11:30–12:30 Обед
- 12:40–14:00 Полуденный отдых
- 14:00–17:00 Дневная практика ушу – боевые упражнения и боевые навыки
- 17:10–18:40 Вечерние уроки буддизма
- 18:50–19:30 Ужин
- 21:00–23:00: Отдых и 1 час ночной практики ушу –повторение и все виды упражнений.
- 23:10 Сон
Шаолиньские монахи в культуре
Шаолиньское ушу оказало большое влияние на массовую культуру, особенно через кино и телевидение. Многие фильмы и сериалы помогли распространить общие знания и интерес к китайским боевым искусствам.
Кинематограф
С 1960-х и 1970-х годов фильмы о кунг-фу пользовались большой популярностью во всём мире. Такие фильмы как «Гнев дракона» и «Игра смерти» сделали иконами Брюса Ли и Джеки Чана
Фильмы «Матрица», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» продолжали пропагандировать кунг-фу в захватывающих дух последовательностях движений.
Боевые искусства показаны и мультипликационных фильмах, как «Кунг-фу Панда», «Аватар: Легенда об Аанге».
Некоторые фильмы кинематографической вселенной Шаолиня
- Непобедимый меч
- 36 ступеней Шаолиня
- Пять мастеров Шаолиня
- Два героя
- Палачи из Шаолиня
- Храм Шаолинь
- Ученики 36 ступеней Шаолиня
- Боевые искусства Шаолиня
- Легенда
- Десять тигров из Квантунга
- Железная обезьяна
- Вызов мастеров
- Пьяный мастер
- Последний боец Шаолиня
Шаолиньские фильмы – уникальная кинематографическая мифология, основанная на реальных событиях и персонажах, превращение которых в народных героев происходило за десятилетия до изобретения кино. Они, как правило, посвящены Шаолиньскому храму как центру антицинского сопротивления, и обладают головокружительным метафорическим потенциалом. Цин может заменяться западными империалистами, японцами, Гоминьдан, в то время как буддизм монахов позволяет исследовать противоречия, лежащие в основе традиционных китайских систем верований, между императивами социальной справедливости и уходом от мирских забот.
Тридцать шесть ступеней Шаолиня
Фильм, снятый в 1978 году Лау Ка-Люн, рассказывает историю происхождения легендарного монаха Сань Дэ, который входит в храм Шаолинь после того, как его семья и друзья были убиты приспешниками недавно основанной династии Цин. Лю Юйдэ (он сменит имя на Сань Дэ, как только достигнет статуса монаха-воина), которого играет Гордон Лю, принимает активное участие в местном сопротивлении против Цин. Лю Юйдэ жил где-то в начале 18 века, когда антицинские настроения в Южном Китае все ещё были сильны. Спасаясь от маньчжурских солдат, он укрывается в храме, где надеется научиться кунг-фу и отомстить.
Но этот фильм – не просто история о мести в духе кровавых саг. Он проводит через обучение боевым искусствам, которые Сань Дэ проходит в 35 залах храма (в каждом из которых новички обучаются одному из аспектов кунг-фу), чтобы развить физические и умственные навыки, к следующему этапу своего обучения. Он балансирует на бревне, носит воду, двигает глазами, сохраняя при этом голову в устойчивом положении, учится использовать огромное количество оружия и даже изобретает собственное (посох с тремя секциями).
«Тридцать шесть ступеней Шаолиня», также известный также как «Тридцать шестая комната Шаолиня», получил репутацию шедевра именно благодаря показанной практике совершенствования боевых искусств.
По завершении обучения Сан Дэ разрешается выбрать комнату, в которой он станет новым хозяином. Он предлагает создать 36-ю комнату, которая повлечет за собой перенос боевых искусств Шаолиня за пределы храма в мир. В этой комнате он сможет обучать обычных людей основам кунг-фу и использовать для борьбы за справедливость. До этого времени храм был полностью изолирован. Такое предложение вызывает возмущение и Сан Дэ исключают из храма, после чего он возвращается в родной город, собирает нескольких учеников и начинает их обучение, что приводит к нападению на Цин и, наконец, к мести генерала Тянь Да (его играет Ло Ле).
Это первое поколение учеников Шаолиня впоследствии появится в нескольких других фильмах. Фактически, большинство фильмов Шаолиньского цикла начинаются с этого поколения бойцов, тех, что пришли после Сан Дэ. В какой-то момент храм был разрушен Цин (исторические свидетельства отрывочны, но они сохранились как фольклор, по крайней мере, с 19-го века), отправив несколько избранных выживших в мир, где они тайно распространяли свои знания кунг-фу, работая над подрывом империи Цин (следуя образцу, установленному самим Сан Дэ). Это история происхождения нескольких видов южных боевых искусств, а также организованных преступных группировок, известных как Триады (предположительно, они – потомки шаолиньских беженцев), посвятивших себя подрывной деятельности против Цин спустя некоторое время после захвата храма.
ТВ
- Телефильмы о Вон Фэй Хуне
- Однажды в Китае
- Боевой клуб
- Становление легенды
Книги
- Путь опережающего кулака Брюса Ли
- Поразительные мысли Брюса Ли
- Искусства Шаолиня: Кунг-фу, тай-цзи цюань и цигун мастера Вон Кью-Кита
- Путь мирного воина. История жизни учителя Ван Липина
- Боевые искусства Шаолиня Евгения Чертовских
- Школа шаолиньского кунгфу Евгения Чертовских и Ши Синъин
- Шаолиньское ушу и Шаолиньцюань для начинающих Евгения Чертовских и Евгения Глебова
Интересные факты
Стили кунг-фу можно сгруппировать на основе географических и культурных особенностей северного и южного Китая. Северные стили известны техникой длинных ног, широкими и плавными движениями, упором на силу, ловкость и гибкость. Южные практики, как правило, сосредоточены на технике коротких рук, быстрых движениях, стабильности и взрывной силе.
Шаолинь – не единственный монастырь с монахами-воинами. В Индии – это Нага Садху, в Корее – Бул Кё Му Сул, в Японии – Сохэй Согласно традиции с приходом Бодхидхармы шаолиньские монахи начали тренировать свои боевые навыки, хотя факт то, что первые записи о шаолиньских боевых искусствах относятся к 14 веку.
Мишель Йео – одна из немногих женщин, достигших звёздного статуса в фильмах о боевых искусствах и доказавших, что кунг-фу – не только для мужчин. Исполнение роли Юй Шулень в фильме Крадущийся тигр, затаившийся дракон сделало её легендой жанра.