История

Синантроп (пекинский человек)


В первой трети 20 века группа палеонтологов начала раскопки пещеры, расположенной в известняковой формации, известной как «холм драконьих костей», недалеко от Пекина. Чжоукоудянь традиционно оставалась прибежищем коллекционеров «драконьих костей», стремившихся найти останки легендарного существа китайской мифологии. Открытие, сделанное учеными, станет известным как синантроп или пекинский человек и породит новую националистическую мифологию в Китае.

Статуя пекинского человека в музее Чжоукоудянь

Обнаружение останков

В 1921 году шведский геолог Юхан Гуннар Андерсон посетил местность Чжоукоудянь, расположенную в 55 км к юго-западу от Пекина. Местный житель привел его посмотреть пещеру, полную «драконьих костей». Андерссон признал их окаменелостями. С того времени и до начала Второй мировой войны на Востоке (которая началась с нападения Японии на Китай в 1937) международная команда палеоантропологов с Юханом Гуннаром Андерсоном, Уолтером Грейнджером и Отто Здански проводила обширные раскопки на этом месте.

Пещера Чжоукоудянь

В ходе первого этапа была обнаружена серия фрагментов кварца, что позволило предположить, что в далеком прошлом пещера служила домом для предков современных людей. В 1923 году Отто Здански обнаружил два зуба. Находка в 1927 году шведским палеонтологом Биргером Бёлером нижнего коренного зуба дополнила набор. Палеоантрополог Дэвидсон Блэк, председатель Геологической службы Китая и член Королевского общества, на основании этого зуба классифицировал как новый род и вид гоминидов, дав ему название Sinanthropus pekinensis (Sina Китай (лат.) + anthropos человек (греч.) + пекинский).

По мере продолжения работ с 1928 по 1935 год под руководством Пэй Вэньчжуна, ученых ждало ещё несколько сюрпризов. В 1929 году был найден первый целый череп. Это позволило ученым детально изучить древних жителей. Раскопки прекратились в 1935 году и возобновились в 1949 году с образованием Китайской Народной Республики. В пещере обнаружили более 1950 окаменелостей 40 мужчин и женщин, тысячи каменных орудий труда и артефактов, окаменелости растений и кости 96 млекопитающих.

Окаменелости Чжоукоудяня датируются примерно от 770 000 до 230 000 лет назад. Прежде чем быть отнесенными к Homo erectus (Человек прямоходящий), их классифицировали как Питекантроп ( древнегреч. слово обезьяна + человек) и Синатроп.

Недостающее звено

На момент открытия это были самые древние из когда-либо найденных окаменелостей гоминидов, представляющих одних из самых ранних предков человека, которые использовали орудия труда и владели огнем. Антропологи надеялись продолжить изучение окаменелостей, чтобы узнать много нового о наших далеких предках, в том числе, использовали ли язык как средство общения.

В сентябре 1941 года они таинственным образом пропали. В Азии бушевала Вторая мировая война, императорская японская армия находилась в процессе вторжения в материковый Китай. Для «пекинского человека» от уничтожения, решено было отправить окаменелости в США. Их должны были сначала переправить по суше на базу морской пехоты США, а затем через Тихий океан. Следуя подготовленному плану, китайский антрополог Ху Чэнчжи упаковал окаменелости в ящик. То, что с ним случилось потом, строится лишь на догадках и предположениях.

Ящик покинул Пекин, но до военно-морского порта не добрался. Возможно, его загрузили в поезд, который был захвачен японцами. Окаменелости могли выбросить, продать или использовать в традиционной медицине.

Копия ящика, в который был упакован «пекинский человек»

Существует теория, согласно которой японцы погрузили останки на лайнер Ава-мару и теперь они лежат на дне океана вместе с обломками этого корабля, торпедированного американской подводной лодкой 1 апреля 1945 года.

Некоторый прорыв в деле о судьбе окаменелостей произошел в 2010 году. Пол Боуэн, сын бывшего морского пехотинца США Ричарда Боуэна, в электронном письме палеоантропологу Ли Бергеру из Университета Витватерсранда в Южной Африке, рассказал историю о том, что его отец в 1947 году нашел ящик с костями в портовом городе Циньхуандао. К тому времени Китай находился в состоянии Гражданской войны между националистами и коммунистами. США, как известно, решительно поддерживали гоминьдановские силы. Когда бои достигли Циньхуандао, корпус Боуэна рыл окопы, чтобы спрятаться от артиллерийского огня. Выкапывая один из окопов, группа обнаружила ящик с костями, которому не придали особого значения и снова его закопали.

Кэмп Холкомб, база морской пехоты США

Бергер отправился в Циньхуандао и вместе с Ву Лю и Ву Сюцзе, из Китайского института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии в Пекине. На основании описания Боуэна и с помощью местного историка-краеведа удалось определить, что база располагалась там, где сейчас большая автостоянка. В скором времени ожидается масштабная реконструкция района и местные чиновники из Управления культурного наследия согласились контролировать любые раскопки на случай, если кости обнаружатся.

Противоречия

Чрезвычайно важно то, что очевидная древность окаменелостей отбрасывает активность гоминидов в северо-восточной Азии на сотни тысяч лет раньше, чем предполагалось ранее.

Чжоукоудянь, главное место проведения Дня национального наследия

Пекинского человека объявили прямым предком современных китайцев. Это позволило слишком патриотически настроенному археологу Линь Яню заявить, что китайцы – «самые древние коренные жители Земли». Для того времени это уже была серьезная ошибка, хотя и в какой-то степени объяснимая, поскольку наука об эволюции человека еще развивалась. Но представители китайского государственного истеблишмента продолжают поддерживать ее, несмотря на новые убедительные контрдоказательства.

Во время исследования ДНК образца брались у 12 000 китайцев и сопоставлялись с образцами окаменелостей пекинского человека. Хотя большая часть их утеряна во время Второй мировой войны (сохранились только слепки), но с тех пор обнаружены новые образцы. Генетические данные доказывают, что у пекинского человека нет живых потомков среди современных китайцев. Все китайцы – прямые потомки нового вида, сформировавшегося в Африке около 200 000 лет назад.

Биологические особенности синантропа

Пекинский человек был невысокого роста, мускулистым и широкоплечим. Объем черепа составляет в среднем около 1000 кубических сантиметров, хотя объем отдельных черепов приближается к 1300 кубическим сантиметрам (что почти соответствует размеру черепа современного человека).

Традиционная реконструкция черепа пекинского человека

Имел плоский череп с небольшим лбом, толстыми костями, сагиттальным швом вдоль макушки для прикрепления мощных челюстных мышц, тяжелыми надбровными дугами, затылочным валиком, большим небом и крупной челюстью. Зубы в основном современные, но клыки и моляры довольно большие, эмаль коренных зубов морщиниста. Кости конечностей не отличаются от костей конечностей современного человека. Верхние конечности доходили до колен и были длиннее нижних.

Образ жизни синантропа

На месте раскопок были обнаружены многочисленные образцы примитивных орудий труда, развитие которых можно проследить в пределах 200 000 лет. Они свидетельствуют о продвинутом уровне знаний о методах изготовления инструментов. Пекинский человек использовал жильный кварц и горные кристаллы из близлежащих жеод.

  • В ранней практике синатропы большой плоский камень с силой ударяли о кусок песчаника. Сколы использовались в качестве лезвийных инструментов. Орудия со средним весом 50 граммов и длиной 60 миллиметров, изготовленные по этой технологии, обнаружены в 8–10 слоях (460-420 тысяч лет назад).
  • В средний период (370-350 тыс. лет назад) от беспорядочного удара отказались в пользу процесса, в котором плоский камень использовался в качестве платформы для удержания жильного кварца. Его разбивали камнем-молотком вертикальными ударами. Благодаря продуманной процедуре орудия получались весом менее 20 граммов и длиной менее 40 миллиметров.
  • На заключительном этапе (между 300 000 и 230 000 лет назад), размер орудий, обнаруженных в 1–5 слоях, увеличился на 78%, и использовалось больше кремня.
Еще одна техника, характерная для всех периодов, заключалось в том, что кремень держали в одной руке, а отщепы от него отбивали камнем-молотком в другой руке

С самого начала раскопок в пещере Чжоукоудянь было очевидно, что ранние гуманоиды умели поддерживать огонь – исследователи обнаружили четыре больших слоя пепла возрастом от 460 000 до 290 000 лет. Однако нет никаких доказательств того, что они умели разжигать его. Скорее всего, пекинский человек использовал огонь, добытый в природе (например, возгорания от сухих гроз).

Изобилие костей животных, найденных в пещере Чжоукоудянь, показывает, что синатропы были искусными охотниками, и оленина служила основным источником мяса и белка. Обнаружено костей от 3 000 оленей, двух видов, большерогого (вымерший род) и пятнистого.

В других местах обнаружены окаменевшие семена китайской ежевики, которую древние люди использовали в своем рационе наряду с грецкими орехами, фундуком, кедром, семенами вяза.

Охотничий детрит – доказательство в пользу социального сотрудничества и первобытного коммунизма. Это показывает, что пекинский человек предпочитал жить группами, учитывая, что охота представляла сложную задачу. Общество основывалось на гендерном разделении труда, охотой занимались мужчины, тогда как женщины – собирательством.

Культура изготовления орудий труда, насчитывающая 200 000 лет, также интерпретируется как пример образования общества, поскольку секреты передавались в устной форме и постоянно совершенствовались.

Пекинский человек и китайская теория эволюции

Синатроп – это символ в национальной эволюционной теории, который использует КНР, утверждая, что первый человек появился в Китае, а не в Африке. Попытка убедить мир в том, что китайцы – самые оригинальные современные обитатели Земли. Это направление контрастирует с теорией «из Африки», которой придерживается большинство ученых, о том, что люди появились в Восточной Африке 200 000 лет назад, и Человек разумный (Homo sapiens) заменил Человека прямоходящего (Homo erectus).

Бронзовый бюст синатропа в музее Чжоукоудянь в Пекине

Палеонтологический национализм китайцев первоначально развился из дискредитированной теории, выдвинутой в 1930-х годах исследователем ископаемых останков синатропа Францем Вайденрайхом, о том, что существует несколько различных процессов эволюции для разных человеческих рас. По его мнению, пекинский человек был прародителем китайской расы – такой аргумент пришелся по душе правительственным идеологам, стремившимся доказать уникальность Китая в развитии человечества.

В культуре, известной своим акцентом на почитание предков, для могущественного национализма естественно находить древнее происхождение, измеряемое несколькими тысячелетиями. Но находить наследственный корень в окаменелостях каменного века и остатках доисторической деятельности человека, по меньшей мере, странно. Рассуждения о чистом происхождении, родовом доме, естественной связи между «пекинским человеком» и окружающей средой и, прежде всего, нарративе, который приписывает замечательную линейную преемственность физическим, умственным, интеллектуальным и даже моральным чертам, уникальным для этого предка и его потомства, поддерживают фанатичные расовые национализмы.

Известность пекинского человека как национального предка в современном Китае отмечена включением Чжоукоудяня в список «Сто национальных баз патриотического воспитания» Отделом пропаганды ЦК КПК в 1997 году. Это был год бума националистической риторики, когда Гонконг вернулся в состав Китая после полутора столетий британского правления. С 1962 году Чжоукоудянь считался Национальным историческим памятником. Однако с середины 1990-х годов «пекинский человек» имеет огромное значение в патриотической мобилизации.

Памятник тысячелетия Китая

Сегодня физическое присутствие пекинского человека в китайском национализме можно увидеть в памятнике тысячелетия Китая на проспекте Западный Чанъань в центре Пекина. Памятник построен к 2000 году и отмечает начало «китайского века», свидетельствуя о «великом возрождении Чжунхуа миньцзу».

У южного входа в монументальный комплекс находится площадь Священного огня – квадратное пространство с Алтарем Священного огня. Пламя было добыто посредством трения дерева о дерево в пещерах Чжоукоудянь в последний день 20 века актерами, одетыми в костюмы пещерных людей. Антрополог Лю Дуншэн зажег факел от огня и передал его знаменитому гимнасту Ли Нину. Затем через пятидесятикилометровую эстафету с китайскими звездами культуры и спорта доставили к месту памятника.

В канун нового века/тысячелетия Цзян Цзэминь, тогдашний лидер партии и государства, поднес пламя к алтарю и завершил государственный ритуал, установивший националистический символизм пекинского человека навечно.

Теперь известно, что пекинский человек представляет распространение нового вида гоминидов в ходе более ранней миграции «из Африки», начавшейся около миллиона лет назад. Образцы «китайских окаменелостей» практически одного и того же вида найдены во многих местах и в разное время. Ясно одно, эволюционные ветви этого вида, в конце концов, вымерли – последняя, европейские неандертальцы, всего 35 000 лет назад. Африка продолжала оставаться эволюционным тиглем, в котором периодически создавались новые виды, пока не появился Хомо сапиенс, способный к культурной адаптации, необходимой для колонизации всей планеты.