Система образования в Китае находится в ведении Центральной руководящей группы по воспитательной работе и Министерства образования КНР. С 1986 года в Китае введено девятилетнее обязательное образование, включая 6 лет начальной школы и 3 года неполной средней школы. Большинство учащихся продолжает трехлетнее обучение в старших классах средней школы. Национальный единый экзамен (гаокао) для поступления в колледжи и университеты, проводимый государством, – обязательное условие для поступления в высшие учебные заведения.
Система образования в Древнем Китае
Истоки китайской (древней) системы образования можно проследить до династии Ся (2027 г. до н.э. – 1600 г. до н.э.). Согласно легендам, при династии Ся государство учредило официальные школы («сюй» 序).
Первое письменное упоминание о «школе» появляется на гадальных костях династии Шан (около 1800–1050 гг. до н. э.). Хотя они содержат мало информации об её функциях или целях. В любом случае ко времени династии Шан китайская цивилизация уже накопила определенный культурный багаж и сформировала зрелую систему письма. В учебных заведениях в основном обучались дети дворян, образование ограничивалось гражданским и военным делом, этикетом, музыкой и танцами.
С 800-х годов до н.э. в Китае организуются го сюэ (государственные школы) и сян сюэ (местные школы), основанные отставными чиновниками и учеными. Каждая из этих типов сыграл значительную роль в продвижении китайской культуры. Кэцзюй (система экзаменов на государственную службу), основанная на конфуцианском понятии меритократии, начала развиваться около 400-х годов, достигнув пика во времена династии Тан (618–896). Эта система оставалась фактически единственным путем к государственным должностям для образованной элиты Китая более 1000 лет.
Исторически формальное образование было привилегией богатых. Освоение классического китайского языка, состоявшего из различных письменных и разговорных вариантов, требовало времени и ресурсов, которые большинство китайцев не могли себе позволить. На протяжении большей части своей истории Китай представлял нацию массовой безграмотности (80%), в которой доминировала бюрократическая элита, высокообразованная в классической конфуцианской традиции.
Во времена династии Цин преобладали провинциальные академии, которые не взимали плату за обучение и выплачивали стипендии предварительно отобранным студентам. В академиях изучали классическую литературу, но не готовили к управлению, как в имперских академиях. Образование Китая ориентировалось на то, чтобы учащиеся заучивали и запоминали слова классиков. Полное пренебрежение инженерного дела, математики, химии и других прикладных научных дисциплин способствовало огромному разрыву в военной мощи между Китаем и европейскими империями, о чем свидетельствуют результаты опиумных войн, китайско-французской войны.
В 1898 году император Гуансюй при поддержке известных реформаторов Кан Ювэя и Лян Цичао издал ряд указов, ознаменовавших начало радикальных преобразований в китайском образовании. Эти меры включали создание системы современных школ, доступных для большей части населения, отмену кэцзюй, введение кратких и практических экзаменов.
Между 1901 и 1905 годами цинский двор издал новую серию указов о реформе образования. Старые академии, поддерживавшие экзамены на государственную службу, были реорганизованы. Современная школьная система строилась на фундаменте с начальным, средним и высшим образованием, отражая западные модели. Начальное образование включало детский сад, начальное и высшее начальное образование. Среднее состояло из средней школы, высшее – подготовительной школы, специализированного колледжа и университета. Правительство Цин также поручило правящим представителям провинций, префектур и округов открывать новые учебные заведения с программой обязательного образования. Систему кэцзюй официально отменили в 1905 году.
Шесть лет спустя династическая традиция Китая подошла к концу и на смену ей пришла новая Националистическая Республика. С этой политической метаморфозой система образования в стране претерпела дальнейшие преобразования.
После основания Китайской Народной Республики образовательная модель следовала за развитием в Советском Союзе, популяризируя марксистские педагогические теории, в частности Ивана Андреевича Каирова, в начальном и среднем образовании. Из-за потребности в большом количестве производственно-технических кадров с образованием КНР было основано большое количество научных и инженерных академий. В начале 1950-х годов Китай начал масштабную кампанию по ликвидации неграмотности.
Система дошкольного образования в Китае
Дошкольное образование начинается в возрасте 3 лет в детском саду. Обычно оно делится на три этапа – малые (3-4 года), средние (4-5 лет) и старшие классы (5-6 лет). В некоторых детских садах существует дошкольный класс, в котором дети в возрасте от 6 лет обучаются для адаптации к школьной жизни. Режим «учебного дня» включает трехразовое питание, развивающие игры, занятия, аналогичные школьным, которым отводится немного времени.
Начальное образование
Продолжительность начального образования составляет 6 лет (школьники от 6 до 12 лет). Цель состоит в том, чтобы привить учащимся хорошие идеологические и моральные качества, развивать способность к независимому логическому мышлению, к простым вычислениям, чтению и письму, получать некоторые базовые способности к здравому смыслу.
Предметы, которые учащиеся изучают в начальной школе, включают:
- этику;
- верховенство права;
- китайский язык;
- математику;
- английский язык;
- физическую культуру и здоровье;
- музыку, искусство;
- информационные технологии;
- и другие.
Подавляющее большинство учеников начальных классов становятся пионерами, как только поступают в школу.
Общее среднее образование
После получения базового образования учащиеся распределяются в неполные средние школы (в возрасте 10-15 лет, 5-8 или 9 классы). Они классифицируются «делением по районам», то есть школа назначается по адресу ученика. Но учитывая сохраняющийся дисбаланс образовательных ресурсов, родители идут на такой шаг как покупка недвижимости в районах, где находятся качественные учебные заведения.
На этапе неполной средней школы изучают китайский язык, математику, иностранный язык (обычно английский, японский, русский). В некоторых областях физика и химия объединены в курсы естественных наук, а история и география – в курсы истории и социальных наук.
Учащиеся девятого класса (младшего третьего класса) сдают экзамены, которые приравниваются к вступительным экзаменам в старшие классы средней школы. Предметы не унифицированы, а определяются по ситуации.
Результаты определяют, будут ли учащиеся зачислены в технические, обычные и ключевые средние школы. Ситуация с поступлением в старшие классы иная, нежели с неполной средней школой. Особенность в том, что кандидаты могут поступать только в том городе или округе, где учащийся имеет соответствующий статус. В некоторых провинциях появились суперсредние школы (обычно ключевые в столицах провинций), которые могут набирать отличников из любого города провинции.
Конкуренция за приемные места в провинциальных и муниципальных основных средних школах жесткая. Дело в том, что в «ключевых» сконцентрированы лучшие образовательные ресурсы, отличное учебное оборудование, программное обеспечение. По окончании таких заведений у учащихся высокий уровень знаний и они легко проходят в университет.
Среди предметов, которые изучают учащиеся старших классов:
- китайский язык (в средних школах меньшинств необходимо изучать языки меньшинств);
- математика;
- иностранные языки (факультативно английский, русский, японский, французский, немецкий, испанский);
- идеология и политика;
- история;
- география;
- физика;
- химия;
- биология;
- техника (в том числе информационные технологии и общие технологии);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- физическая культура и здоровье;
- комплексная практическая деятельность;
- труд.
Обучение ведется полный школьный день. Занятия начинаются в 7:30 и заканчиваются в 16:30, но распространено «раннее» самостоятельное обучение, то есть учащиеся должны прибыть в школу в 7:00. Даже в северо-восточной части Китая, в 7:00 еще не рассветает, а плохая инфраструктура вокруг некоторых средних школ означает, что им приходится, проходит путь в темноте.
Компетентные отделы образования в разных регионах страны издали приказы, категорически запрещающие школам организовывать внеурочные занятия, а также определили выходные как дни отдыха. Тем не менее, значительное количество школ, чтобы добиться высокого уровня зачисления или заработать больше денег, продолжают практиковать вечерние самостоятельные работы учащихся.
В некоторых школах ученики живут на территории кампуса. Им приходится вставать в 5:30 для самостоятельных занятий и заканчивать обучение в 22:30. Китайским старшеклассникам приходиться учиться по 15-16 часов в день. Некоторые страдают психическими заболеваниями и даже случаются самоубийства из-за чрезмерного стресса. Недостаточный сон, отсутствие физической активности на свежем воздухе и постоянное зрительное напряжение приводят к высокой вероятности миопии (в отличие от других стран).
Среднее специальное образование
Среднее специальное образование в Китае, если кратко, представлено профтехучилищами, специальными школами и техническими колледжами. Отличие их от обычных средних школ заключается в том, что они ориентированы на подготовку среднего технического персонала и менеджеров, квалифицированных рабочих и практиков.
Однако с реформой системы распределения выпускников государство больше не несет ответственности за трудоустройство выпускников и средние профессиональные учебные заведения не пользуются спросом у кандидатов.
Высшее образование
Вступительный экзамен в вуз, полное название которого «Национальный единый вступительный экзамен в колледжи», представляет отборочный тест от среднего образования к высшему. Гаокао считается самым важным экзаменом во всей системе образования. Предметы учащиеся могут выбирать самостоятельно, относительно выбираемого вуза, но обязательные к сдаче – математика, китайский и иностранный язык, независимо от гуманитарных и естественных наук.
Система высшего образования в Китае
Высшее образование в Китае делится на общее и высшее образование для взрослых (без отрыва от производства). Оно включает младший колледж (высшее профессиональное, 2-3 года) и бакалавриат (4-5 лет), который делится на общий и профессиональный. Выпускники бакалавриата получают сертификат степени балакалавра.
После окончания бакалавриата они могут сдать национальный вступительный экзамен в аспирантуру для дальнейшего обучения. Студенты профессионального или младшего колледжа по окончании получают только диплом без степени.