История

Великая Китайская стена


Символ национальной идентичности – Великая Китайская стена – крупнейшее в мире оборонительное сооружение,извивающееся подобно хвосту дракона, вдоль горных хребтов. Немногие культурные достопримечательности олицетворяют размах национальной истории более мощно, чем Великая Китайская стена. Строившаяся и расширявшаяся несколькими династиями на протяжении 2000 лет она защищала внешние границы китайской цивилизации.

Участок Циншаньгуань

Происхождение Великой Китайской стены

Великая стена (Ванли чанчэн萬里長城) – собирательное название оборонительных стен и укреплений. На протяжении истории они попеременно расширялись, соединялись, демонтировались или забрасывались, в зависимости от обстоятельств или предпочтений ответственных лиц.

Китайское название «стена длиною в 10 000 ли» (вань ли чан чэн) точнее передает истинную природу Стены, поскольку термин «10 000 ли» использовался гипотетически, а не в буквальном смысле.

«Чан чэн» 长城 впервые появляется в «Исторических записках» (Ши цзи) Сыма Цянь в 94 году до нашей эры, как краткое упоминание системы оборонительных стен, построенных в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.), а затем объединенных при первом императоре (259-210 до н.э.). Сыма Цянь говорит о стене, протянувшейся через Северный Китай от пустыни Гоби на западе до Бохайского залива на востоке.

Все старые следы представляют не более чем утрамбованные земляные насыпи. Китайская стена разбита на части и многие из них совсем не похожи на то славное творение на участке Бадалин, привлекающее толпы туристов. Некоторые блоки осыпались, заросли, исчезают в промежутках между дорогами и водоемами. Стена может удваиваться, утраиваться и даже учетверяться во многих местах.

Где располагается стена

Сложно точно сказать, когда началось строительство Стены, поскольку в нем участвовало много династий и правителей. Согласно китайским историкам, первой стеной, обеспечивающей защиту от набегов кочевников с севера, была «Великая стена царства Чу» (Чу Чан Чэн 楚长城) во время эпохи Чуньцю/период Вёсен и Осеней (722–481 гг. до н. э.). Её остатки все ещё существуют в провинции Хэнань. Древнейшая сохранившаяся структура, возраст которой оценивается примерно в 2 500 лет, представляет утрамбованную землю, расположенную в провинции Шаньдун.

Одно из самых ранних упоминаний о Стене содержится в оде II «Книги песен» (Ши-цзин), где рассказывается о правителе, которого идентифицируют как Сюань-ван (827 до н. э. – 782 до н. э.), приказывающего полководцу Нань Чжуна укрепить город Шофан стеной, чтобы отразить набеги сяньюней.

Длинная стена Цинь

Официально начало строительство связывают с правлением первого императора династии Цинь Шихуанди. После завоевания шести воющих царств Цинь Шихуанди, стал единственным правителем Чжун юань (Центральных равнин). Положив конец феодальному периоду, он объединил территории в империю. В 214 году до н.э. Шихуанди послал своего полководца Мэн Тяня во главе 300 000 человек напасть на хунну и отвоевать Хэтао, соединив старые стены, построенные царствами Цинь, Чжао и Янь, протянувшиеся на 10 000 ли, от Линьтао до Луодуна. Пока на севере строилась стена, участки, которые использовались для «взаимной обороны» между вассальными государствами, были разрушены.

В связи со скорым падением Цинь, последующие династии старались дистанцироваться от неё, предпочитая называть свои оборонительные стены пограничными – бианцян. Но концепция «Чан чэн» Сыма Цянь сохранялась как символ первого объединённого государства, но также как предостерегающая история о тирании и политической несостоятельности.

Ванли чанчэн – этапы строительства

Традиционно строительство Стены разделяют на несколько эпох.

Руины династии Хань возле заставы Юймэньгуань
  • Период Вёсен и Осеней и период Сражающихся царств (770 г. до н.э. – 221 г. до н.э.). Древние крепостные стены Китая возводились скорее как оборонительное средство между царствами, то есть для защиты китайцев от китайцев, а не от «варваров». Можно реконструировать пять фрагментов – Ци (Шаньдун), Чу (Хубэй), Цинь (Шэньси), Янь (Хэбэй), Чжао (Шаньси) и Вэй (Хэнань).
  • Династия Цинь (221 г. до н.э.). Самая известная в истории Великая стена, построенная первым императором Цинь Шихуанди. От нее сохранилось немного (груда необтесанных камней около Баотоу, Внутренняя Монголия), но проследить ее путь можно от Линьтао (Ганьсу) до Ляодунского полуострова (Ляонин).
Чан Чэн Цинь в городе Баотоу (уезд Гуян, Внутренняя Монголия)
  • Династия Хань (121 г. до н.э.) продолжила строительство, чтобы противостоять вторжению хунну. Наступательная внешняя политика императора Хань Уди привела к открытию «западного коридора» во Внутреннюю Азию и началу интенсивной торговли со странами Центральной Азии. Племена кочевников к северу от Китайской империи, на территории современной Монголии, постоянно нападали на города и рынки пограничного региона. Чтобы предотвратить набеги кочевых племен на китайскую землю, китайское правительство разработало два вида политических мер. Первое, дань (шелк, алкоголь, позднее фарфор и чай, и даже китайские принцессы (Хэ Цинь 和親, «мир через брак»)), чтобы успокоить воинственные племена. Второе, наступательная война. Полководцы императора Уди уничтожили могущественного вождя хуннов, продвинулись на новую территорию и возвели оборонительные стены в 127 году до н.э. и в 105 году до н. э., из утрамбованного суглинка и соломы. В задачи оборонительных стен входила и защита рынков вдоль дороги на запад. Для жизнеобеспечения солдатам приходилось заниматься сельским хозяйством, также в приграничные военные агроколонии (тунтянь屯田) переселяли крестьян.
  • После отражения кочевников жоужань, Северная Вэй в 5 веке смогла построить стены вдоль северной границы империи. Недолговечные династии Северная Ци и Суй также строили защитные стены против восточных тюрков. Начиная с 581 года, императоры Суй Вэнь и Ян шесть раз инициировали строительство на территории современных провинций Шэньси и Нинся. 90% длины Стены находится на территории Нинся.

При династии Тан строительство не проводилось. Весь период Тан, примерно с 600 по 900 год, характеризовался экономическим процветанием благодаря открытым торговым путям во Внутреннюю Азию. Оборонительная система Тан против тюркских народов использовала в основном Саньшоусянчэн, три гарнизонных городка, построенных за пределами Хуанхэ, вдоль Иньшань.

Империя Сун, несмотря на то, что постоянно находилась в оборонительной политической ситуации против империй Ляо, Западное Ся и Цзинь, крепостных стен не строила. Династия Сун придерживалась политики умиротворения и активно использовала систему дани (соседним империям на севере). Кроме того, в империях Ляо и Цзинь наблюдался прогресс в военных технологиях, тогда как кочевые племена применяли кавалерию и луки. Совершая набеги на пограничные города, их, прежде всего, интересовали ценности, тогда как Ляо и Цзинь новые территории.

  • После завоевания всего северного Китая династия Цзинь начала возводить длинную стену вдоль своей северной границы (участок на Монгольском нагорье). Исторически пограничное сооружение известно как Цзиньцзехао. Технология сильно отличалась от предыдущих строений. Она была покрыта тесаными камнями, увенчана бойницами и парапетами, защищена рвами. Конструкция  состояла из внешней пограничной траншеи (шириной 30–60 метров), главной стены (высотой 5-6 метров), внутренней траншеи и второй стены. На главной стене через каждые 60–80 метров были построены конные форты, а через каждые 5–10 километров – боковые форты.
Руины Цзиньцзехао

Нынешние остатки стены высотой 1,5-2,5 метра, видны место траншейной стены и дополняющие ее боковые форты (как на фото). Всего их было два – Минчан Цзючэн и Минчан Синьчэн (Старый Минчан и Новый Минчан). Тем не менее, это не помешало монголам, в конце концов, прорвать оборону Цзиньцзехао и разгромить династию Цзинь.

Протяженность Цзиньцзехао составляет около 1680 км, в основном в автономном районе Внутренняя Монголия, а также в провинциях Хэйлунцзян и Хэбэй. Часть участка находится в Монголии, около 410 км.

  • При продолжательнице монгольской династии Юань, династии Мин, более чем за 200 лет от императора Хунъу до императора Ваньли, была построена Великая стена общей протяженностью 8851,8 километров, от Циньхуандао в провинции Хэбэй на востоке и до Цзяюйгуаня в провинции Ганьсу на западе, включая 20 полномасштабных сооружений. Эта большая часть всей Великой Китайской стены, которую можно видеть сегодня.
Великая стена Мин в районе Ванцюань города Чжанцзякоу провинции Хэбэй

Возрождение монгольских племен под командованием Алтан-хана стимулировал масштабное строительство знаменитой стены Мин с 1530-х годов (старые части датируются 1485 годом). Стены Мин носят чисто оборонительный характер и строго следуют гребням холмов в горных районах. Использованный строительный материал – обожженный кирпич. Маньчжуры смогли проникнуть на китайскую землю после того как минский военачальник У Саньгуй открыл им ворота Шаньхайгуаньского прохода в 1644 году.

Ляодунский залив в Циньхуандао (Голова Старого Дракона)

Для чего династии строили оборонительные стены?

Строительство стен рассматривалось китайскими династиями как ответ на проблемы, связанные с конфликтами, существовавшими между ними и кочевыми народами. Если китайские династии правили на равнинах северного Китая с плодородными почвами, то кочевые народы проживали на полузасушливых пастбищах. Климатические условия и топография двух регионов обусловили различные модели общественного развития.

  • Стена служила не только барьером, но также разделением между различными культурами и политическими системами, значимой границей, признанной обеими «странами» и охраняемой дипломатическими соглашениями.
  • Древний памятник позволил рано сформулировать китайскую идентичность, создав «инаковость» к северу от стены. Несмотря на то, что география Китая менялась со временем, все династии поддерживали миф о Чан Чэн, как способ определить китайский мир в культурном и политическом плане.

По мере роста населения среднеазиатских степных обществ одного пастушеского земледелия было недостаточно и кочевникам приходилось обращаться к оседлым народам за теми продуктами, которые они не имели возможности производить. Если оседлые народы отказывались от торговых отношений, кочевники предпринимали набеги.

Цзюйонгуань – знаменитые древние ворота вдоль Великой китайской стены на севере Пекина и национальная культурная реликвия, расположенная в каньоне в 20 км к северу от уезда Чанпин

Факт то, что древние времена кочевая кавалерия обладала отличной мобильностью и сильной атакующей силой, но часто оказывалась бессильной против системы обороны крепостной стены. Даже если они прорывали участок, наступление блокировалось армией с сильной логистикой. Однако пассивная оборона Великой стены сама по себе не могла предотвратить организованную, крупномасштабную атаку.

Форма и система Стены

С момента своего возникновения Великая стена никогда не была единым барьером Скорее, это перекрывающийся лабиринт крепостных валов и башен, объединенный только во время строительства династии Мин, начиная с конца 1300-х годов.

Пограничные заставы, как правило, строились вдоль ключевых маршрутов к Стене и от неё. Они находились в узких проходах, в местах между горами, слияния ручьев, коридоров между горами и водоемами. Они состояли из квадратных или многоугольных крепостных стен, ворот, надвратных башен. Некоторые имели защитную куртину и ров.

Одно из величайших достижений инженерной мысли и непреходящий памятник мощи древней цивилизации

До династии Юань при строительстве ворот в основном использовались деревянные балки, позднее – кирпич или каменные блоки. Дверной проем оснащался огромной деревянной дверью, окованной железом, с большими гвоздями, вбитыми с внешней стороны двери, и защелкой и замковым кольцом с внутренней стороны.

Башни, построенные над воротами, служили наблюдательным, командным и боевым опорным пунктом. Они представляли деревянные или кирпичные сооружения высотой не более трех этажей.

В качестве системы передачи информации устанавливалось большое количество сигнальных башен – высоких платформ. Сигнальные башни строились и раньше, но с момента появления Великой стены они были тесно интегрированы с ней, став важной частью оборонительной системы. Древние пограничники использовали два вида сигналов – дым днем и огонь ночью.

Символ китайской идентичности

Как защитная система Стена в конечном итоге потерпела неудачу не из-за недостатков конструкции, а вследствие коррупции, трусости, распрей имперских режимов. В течение трех столетий после падения династии Мин китайские интеллектуалы рассматривали её как колоссальную трату жизней и ресурсов, свидетельствующую не столько о силе нации, сколько о калечащем чувстве незащищенности. В 1960-е годы Красная гвардия Мао Цзэдуна довела это пренебрежение до революционных эксцессов.

Тем не менее, Великая стена сохранилась как символ национальной идентичности, поддерживаемая в немалой степени последовательными волнами иностранных туристов, которые прославляли ее великолепие и увековечивали мифы.

Реформистский преемник Мао Дэн Сяопин понимал культовое значение стены. В 1984 году он инициировал кампанию ««Возлюби наш Китай и восстанови нашу Великую стену»», чтобы подтвердить величие самой нации в годы, предшествовавшие ее вступлению во Всемирную торговую организацию.

Карта Китая

С тех пор многие компании, особенно те, которые связаны с международными рынками, использовали символику Великой стены для укрепления своего бренда. Great Wall Motors, основанная в 1984 году, сегодня является крупнейшим производителем автомобилей в Китае; Great Wall Wine, основанная в 1983 году, стала ведущим отечественным производителем вина. К 1990-м годам «Great Wall» – синоним крупных и успешных китайских корпораций, занимающихся международной торговлей.

Причины разрушения Великой Китайской стены

Сегодня никто не знает, какая часть стены уже потеряна безвозвратно. По оценкам китайских экспертов, более двух третей повреждено или разрушено. Ущерб, нанесенный культовому памятнику, можно разделить на естественные и антропогенные факторы.

В 1949 году известный советский фотограф Владислав Микоша, услышав изречение «ты не герой, если не доберешься до Великой стены», сделал несколько снимков.

После образования Китайской Народной Республики в 1952 году центральное правительство выделило почти 100 000 юаней на восстановление участка Бадалин, несмотря на крайне тяжелые финансовые условия. Во время Культурной революции Великая стена была снесена в больших масштабах в разных местах.

После разгрома «Банды четырех» в 1976 году многие люди писали в отдел управления культурными реликвиями и в газеты с призывами о помощи. В августе 1977 года Пекинское муниципальное управление культурных реликвий направило специалистов к Великой китайской стене Губэйкоу для проведения всестороннего расследования. Был составлен отчет городским властям, в котором предлагались способы усилить защиту Стены, но это так и не было реализовано.

Дэн Сяопин публично инструктировал руководителей Бюро культурных реликвий: «Вы должны защищать Великую стену – это символ духа китайской нации!». В 1987 году было создано Китайское общество Великой китайской стены, которое является единственной национальной организацией по работе с древним памятником.

По состоянию на 1994 год много регионов и людей из всех слоев общества, как в самом Китае, так и за рубежом сделали пожертвования на восстановление Стены в сумме более 28 миллионам юаней. Великая китайская стена была отремонтирована на протяжении более 6 км.

Примерно в 2002 году Китайское общество Великой китайской стены исследовало крупный памятник и обнаружило, что одна треть в основном сохранилась, одна треть разрушена, а одной трети больше не существует.

В 2000-е годы разрушением памятнику грозило строительство новых дорог и шахт. Так, в марте 2006 года, чтобы сэкономить почти 10 миллионов юаней в Фынчжэне (городской уезд Уланчаб, Внутренняя Монголия), отремонтировали дорогу за счет того, что раскопали Стену. Это привлекло общественное внимание, но наказание, которое вынесли вредителям, – штраф в размере 500 000 юаней.

Даже относительно хорошо сохранившимся участкам угрожает опасность – будь то природа, безрассудная промышленная экспансия или жадные до прибыли туроператоры. Ущерб от туризма невероятно серьезен. В 2000 году Шаньдунская зона экономического и технологического развития Циндао для развития туризма снесла «Длинную стену Ци» и возвела новую на первоначальном месте, имитируя участок Бадалин в Пекине. В 2003 году в уезде Ююй (Шуочжоу, провинция Шаньси) была снесена «стена Шахукоу» и построен новый проход на первоначальном месте. Такое поведение не только не наказывалось, но и превозносилось как заслуга правительства, и поощрялось партией.

На перевале Сангуанкоу в стене пробиты две большие бреши – одну для шоссе, соединяющего Нинся с Внутренней Монголией, другую для карьера, принадлежащего государственной гравийной компании.

Стена в Нинся в основном состоит из лёсса

Наиболее очевидные угрозы в Нинся. Самый безжалостный враг – опустынивание – бедствие, начавшееся с самого начала строительства Стены. Имперская политика предписывала поджигать траву и деревья в пределах около 100 км от стены, лишая врагов элемента внезапности. Внутри расчищенная земля использовалась для посева, чтобы прокормить солдат. К середине правления династии Мин 1133120 гектаров были преобразованы в сельскохозяйственные угодья. Результат? Экологическая катастрофа.

Сегодня, в условиях дополнительного давления глобального потепления, чрезмерного выпаса скота и неразумной сельскохозяйственной политики, северная пустыня Китая расширяется с угрожающей скоростью, ежегодно пожирая более 400 000 гектар пастбищ. Подвижные пески время от времени обнажают давно погребенные участки, но по большей части они приносят больше вреда, чем пользы. Поднимающиеся дюны поглощают целые участки стены, свирепые ветры пустыни срезают вершины и бока, как пескоструйный аппарат. На склонах Хэланьшань, наибольшую угрозу представляет вода. Внезапные наводнения сбегают с оголенного нагорья, вымывая основание рукотворного памятника.

Меры по защите

Постановления, принятые в конце 2006 года, направлены на защиту Великой китайской стены в целом. Любое повреждение сегодня считается уголовным преступлением. Если туристы бросают мусор, или их поймают за граффити, другими деструктивными действиями, они могут понести серьезное наказание.

Активизированы усилия по просвещению жителей, живущих рядом с участками, о том, что брать материалы с Великой стены запрещено. Приняты правила, запрещающие выпас скота. Во многих районах организованы патрули из сельских жителей, работу которых финансируют местные правительства. В настоящее время стражей Великой стены более 6000 человек.

В ожидании реставрации

В период 14-й пятилетки (2021–2025 гг.) в культурные проекты страны включено строительство национальных культурных парков с такими темами, как Великая Китайская стена и Хуанхэ. Министерство культуры и туризма потребовало от 15 провинций и муниципалитетов, расположенных вдоль Великой китайской стены, разработать конкретные планы строительства национальных культурных парков в соответствии с местными условиями.

Правительство пытается добиться того, чтобы строительство дорог и других общественных объектов проходило в обход Стены.

На пустынях и равнинах создается защитная лесная полоса, чтобы уменьшить ущерб от бурь. Великую стену планируется покрыть гидроизоляционным составом, чтобы защитить ее от дождя.

Размеры Великой Китайской стены

В 2006 году китайское правительство начало масштабное десятилетнее исследование, чтобы определить точную длину стены и оценить ее состояние.

  • Отчеты показывают, что длина может составлять 21 196,19 километров или 13 170,7 миль.
  • Даже, если принять во внимание только основную длину 3 460,09 километров (около 2150 миль) она по-прежнему остается самой протяжённой в мире.
  • Высота сооружения – от 4, 5 до 12 метров.
  • В самом широком месте толщина составляет около 10 метров.

Хронология реставрации

  • 1987 ЮНЕСКО включило Великую китайскую стену в список объектов Всемирного наследия.
  • 2002 Великая китайская стена Всемирным фондом памятников включена в список 100 находящихся под угрозой исчезновения объектов мира.
  • 2003 Китайское правительство начинает принимать законы о сохранении культурного памятника.
  • 2006 Китайским правительством принято «Постановление о защите Великой стены».
  • 2007 Древний памятник внесен в список Новые семь чудес света.
  • 2012 По данным Управления национального культурного наследия, 22% Великой стены Мин потеряно –1961 км (1219 миль).
  • 2014 Чтобы сэкономить время и деньги команда реставраторов отказалась от подходящих камней и раствора в пользу бетона на участке ближе к провинциям Ляонин и Хэбэй. Сначала щели в стене засыпали цементом, песком и другими недорогими материалами. Затем сверху наложили дополнительный защитный слой «наподобие шапки», что придало стене гладкий вид. Такое решение вызвало волну критики.
  • 2015 Начал восстанавливаться ещё один участок – Цзянькоу. Наплыв туристов в сочетании с атмосферными воздействиями превратил его в руины. После общественного протеста, когда 700-летнюю часть памятника «отремонтировали», замазав цементом, власти настояли на аутентичной реставрации традиционными методами. Рабочие используют мелиорированные камни и раствор, которые переносят мулы.
Цзянькоу

Участок Цзянькоу Великой китайской стены, который на карте находится на севере района Хуайжоу – один из самых крутых и опасных. Пользуясь большой популярностью у горных туристов, его называют «дикой Великой стеной». Общей длиной 7952 метра, Цзянькоу первоначально построен во времена династии Тан и восстановлен во времена династии Мин. Сложная и изменчивая топография восточной части Стены создает большие проблемы для археологических и расчистных работ на ранней стадии. Длина реконструкции в восточной части составляет около 1094 метров, включая восемь сигнальных башен и другие популярные достопримечательности.

  • 2019 Китайский фонд сохранения культурного наследия представил план по сбору средств для стены. Чтобы защитить реликвию, на участке Бадалин ограничивается количество посещений до 65 000 человек в день.
  • 2020 Восстановлен участок длиной 2232 метра и 11 башен. Власти планируют всесторонне защищать и развивать культурный пояс Великой китайской стены общей площадью 4 929,29 квадратных километров, включая как охрану наследия, так и сохранение окружающей среды.
  • 2022 Проект, в основном сосредоточенный на участке длиной 1678 метров с 8 сторожевыми башнями в западной части участка Цзянькоу, реализуется с соблюдением принципа «минимального вмешательства» для обеспечения максимальной аутентичности, целостности и исторических особенностей.

Памятки для посетителей

Для туристов организуется посещение одного из четырех основных участков – Бадалин (наиболее известный и доступный для путешественников с разной степенью мобильности), Мутяньюй, Симатай и Цзиньшаньлин (интересный для экстремальных туристов).

Лучшее время для посещения

  • Популярными считаются периоды в первые недели мая и октября. Однако это время разных национальных праздников и следует ожидать большого скопления людей.
  • Зимой Стена покрыта снегом, и туристический поток значительно сокращается. Нужно быть готовым к скользкой и ветреной прогулке.
  • Самое красивое время для посещения памятника – осень. Погода комфортная и сухая, а листва деревьев на склонах гор представляется потрясающий калейдоскоп оттенков.
  • Рекомендуется бронировать экскурсию в июне. Для Пекина это межсезонье, никаких национальных праздников не празднуется и можно избежать толп.
Зимой

Как добраться и сколько стоит посещение участков

Ближайший к Пекину участок Бадалин – самый популярный для посещения, во многом благодаря тому, что он часто ремонтируется и рекламируется как ключевая достопримечательность. Туристы могут добраться туда на машине, автобусе (около 2 часов), но лучше всего на поезде S2. Это группа живописных поездов, объединенные названием S2 (S202, S203, S204, S205 и т. д.), которые называют «поездом навстречу к весне». Поездка в вагончике фуникулера – 100 юаней в одну сторону, туда и обратно – 140 юаней.

Мутяньюй, окруженный буйной растительностью, имеет сторожевые башни каждые 100 метров. Самые впечатляющие особенности участка – Ворота Мутяньюй (Чжэнгуань Тай) и Великая сторожевая башня. Дополнительный аттракцион – спуск с горы на тобоггане. Участок находится недалеко от Хуайжоу (75 км к северо-востоку от Пекина), как можно видеть на карте. Поездка на маршрутном автобусе из пекинского туристического центра Цяньмэнь – наиболее используемый способ для туристов. Стоимость билета – 1000 юаней, включая плату (40 юаней) за вход в живописный участок Мутяньюй.

Симантай

К участку Симантай со станции Дунчжимэнь (Пекин) отправляется туристический автобус до водного города Губэй. Поездка в одну сторону обойдется в 48 юаней. Плата за вход на участок – 40 юаней, билет на канатную дорогу в одну сторону 90 юаней и 160 юаней, включая обратный путь.

На участок Цзиньшаньлин (в 130 километрах от Пекина) от станции Лайгуанъин отправляется автобус 858 до автовокзала Луаньпин. Стоимость билета за поездку 33 юаня. По прибытию на место нужно взять такси прямо до участка (40­50 юаней), время в пути около получаса. Поездка на канатной дороге 40 юаней в одну сторону и 60 юней туда и обратно. Вход обойдется в 65 юаней (с апреля по октябрь), 55 юаней (с ноября по март).

Факты и вымыслы

  • По оценкам при строительстве стен погибло более миллиона человек. Однако то, что раствор, который использовался для соединения камней, якобы, готовили из человеческих костей, или, что погибших строителей хоронили в стене, – миф.
  • Популярная легенда – сказание о Мэн Цзян-нюй. Узнав, что ее муж погиб, работая над стеной, она так плакала, что стена рухнула. Кости обнажились, и женщина смогла их похоронить.
  • Первые участки строились из утрамбованной земли, самана, камня. В рецепт раствора был включен «липкий рис» благодаря его когезионным свойствам. Начиная с династии Мин строители добавляли кирпичи, которые делали стены прочнее.
  • Строили чудо инженерной мысли простые люди, солдаты и каторжники. Все правонарушения, от убийства до уклонения от уплаты налогов, наказывались «пребыванием на Стене».
  • Последнее сражение у Великой стены произошло во время войны в 1938 году между китайцами и японцами. Сегодня посетители могут видеть следы от пуль на стене, протянувшейся вдоль Губэйкоу.
  • Несмотря на все усилия, предпринятые для того, чтобы сделать Великую стену главным компонентом системы военной обороны Китая, многим врагов страны на протяжении истории удавалось преодолеть барьер.
  • Вдоль Великой китайской стены находятся святыни, посвященные деятелям китайской истории, как Гуань Юй. Кроме того, Тяньван-гу часто изображается на барельефах в стратегических точках и проходах.
  • Прославление Стены как туристической достопримечательности – относительно недавнее явление. Китай обратил внимание на ценность стены в 19 веке, после того как стал открываться миру. Путешественники и торговцы возвращались в свои страны с историями о великом китайском чуде, что в определенной степени помогло китайцам проникнуться любовью к уникальному памятнику.
  • Несмотря на утверждение, что Стена видна из космоса – это не так. В лучшем случае ее можно увидеть с низкой околоземной орбиты, если позволит солнечный свет и погода. Эту идею впервые изложил английский ученый Уильям Стьюкли в своих «мемуарах», написанных в 1754 году! Миф получил поддержку в книге 1895 года «Народы и политика Дальнего Востока» английского журналиста сэра Генри Нормана и комиксах «Верьте или нет Рипли!» Роберта Рипли.

На карте

Видео